ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-312/2022 от 12.10.2023 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

УИД: 23RS0004-01-2021-004339-52

Судья – Салий О.Н. Дело № 33а-9280/23

(№2а-312/22)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2023 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей: Золотова Д.В., Бондаревой В.В.,

при секретаре Гвоздевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поликарповой Е.И. к администрации МО г.-к.Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к.Анапа о признании незаконным действия уполномоченных лиц,

апелляционной жалобе представителя администрации МО г.-к.Анапа по доверенности Грабченко В.А. на решение Анапского районного суда Краснодарского края от 18 января 2022 года,

заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия

установила:

Поликарпова Е.И. обратилась в суд с административным иском к администрации МО г.-к.Анапа, управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к.Анапа о признании незаконным действия уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженные в письме заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа от 10.09.2021 ........ об отказе в присвоении почтового адреса земельного участка с кадастровым номером ........, общей площадью 1 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительств, расположенный по адресу: ............, обязании уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно заявление Поликарповой Е. И. о присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером ........, общей площадью 1 000 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительств, расположенный по адресу: ............, с учетом изложенных обстоятельств по настоящему делу и взыскании с администрации муниципального образования город-курорт Анапа судебные расходы, в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. 00 коп., а также оплату государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. в пользу Поликарповой Е.И.

Решением Анапского районного суда Краснодарского края от 18 января 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.

Не согласившись с принятым решением, представителем администрации МО г.-к.Анапа по доверенности Грабченко В.А. подана апелляционная жалоба с просьбой об отмене принятого решения, как незаконного и необоснованного.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка лиц, их представителей обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 26 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела установлено, что Поликарпова Е.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером ........, общей площадью 1 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: апартамент-отели, гостиницы, общежития, расположенный по адресу: ............, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 10.11.2015 года.

Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа разработан и выдан административному истцу градостроительный план ........ для строительства на земельном участке с кадастровым номером ........ объектов, в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

В соответствии с пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в пунктах 27 и 29 настоящих Правил; ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе; документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса возложена на заявителя (представителя заявителя), выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации; отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, указанные в пунктах 5, 8 11 и 14 - 18 настоящих Правил.

Случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса указаны в пунктах 5, 8 - 11 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221.

Согласно пункта 5 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 объектом адресации являются:

а) здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено;

б) сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе, строительство которого не завершено;

в) земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства);

г) помещение, являющееся частью объекта капитального строительства;

д) машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения).

В силу пункта 8 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221 присвоение объекту адресации адреса осуществляется:

а) в отношении земельных участков в случаях:

подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О кадастровой деятельности», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;

б) в отношении зданий (строений), сооружений, в том числе, строительство которых не завершено, в случаях:

выдачи (получения) разрешения на строительство или направления уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке;

выполнения в отношении объекта недвижимости в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О кадастровой деятельности», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком объекте недвижимости, при его постановке на государственный кадастровый учет (в случае если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для строительства или реконструкции объекта недвижимости получение разрешения на строительство не требуется);

в) в отношении помещений в случаях:

подготовки и оформления в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в целях перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение;

подготовки и оформления в отношении помещения, являющегося объектом недвижимости, в том. числе образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) и (или) машино-места (машино-мест), документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком помещении;

г) в отношении машино-мест в случае подготовки и оформления в отношении машино-места, являющегося объектом недвижимости, в том числе, образуемого в результате преобразования другого помещения (помещений) и (или) машино-места (машино-мест), документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком машино-месте;

д) в отношении объектов адресации, государственный кадастровый учет которых осуществлен в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», в случае отсутствия адреса у указанных объектов адресации или в случае необходимости приведения указанного адреса объекта адресации в соответствие с документацией по планировке территории или проектной документацией нa здание (строение), сооружение, помещение, машино-место.

При присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе, строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения (пункт 9 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221).

При присвоении адресов помещениям, машино-местам такие адреса должны соответствовать адресам зданий (строений), сооружений, в которых они расположены (пункт 10 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221).

В случае, если зданию (строению) или сооружению не присвоен адрес, присвоение адреса помещению, машино-месту, расположенному в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременного присвоения адреса такому зданию (строению) или сооружению (пункт 10 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221).

В случае присвоения уполномоченным органом адреса многоквартирному дому при условии полученного разрешения на его строительство осуществляется одновременное присвоение адресов всем расположенным в нем помещениям и машино-местам (пункт 10 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221).

Случаи и условия для аннулирования адреса указаны в пунктах 14 - 18 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221.

п. 14. Аннулирование адреса объекта адресации осуществляется в случаях:

а) прекращения существования объекта адресации и (или) снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости, являющегося объектом адресации;

б) исключения из Единого государственного реестра недвижимости указанных в части 7 статьи 72 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведений об объекте недвижимости, являющемся объектом адресации;

в) присвоения объекту адресации нового адреса.

п. 15. Аннулирование адреса объекта адресации в случае прекращения существования объекта адресации осуществляется после снятия объекта недвижимости, являющегося этим объектом адресации, с государственного кадастрового учета.

п. 16. Аннулирование адреса существующего объекта адресации без одновременного присвоения этому объекту адресации нового адреса не допускается

п. 17. Аннулирование адресов объектов адресации, являющихся преобразуемыми объектами недвижимости (за исключением объектов адресации, сохраняющихся в измененных границах), осуществляется после снятия с учета таких преобразуемых объектов недвижимости. Аннулирование и повторное присвоение адресов объектам адресации, являющимся преобразуемыми объектами недвижимости, которые после преобразования сохраняются в измененных границах, не производится.

п. 18. В случае аннулирования адреса здания (строения) или сооружения в связи с прекращением его существования как объекта недвижимости одновременно аннулируются адреса всех помещений и машино-мест в таком здании (строении) или сооружении.

Других оснований в отказе в присвоении почтового адреса в постановлении Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 и законодательстве Российской Федерации не имеется.

Также п. 41 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221 решение об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения пункта 40 настоящих Правил, являющиеся основанием для принятия такого решения.

Вместе с тем, оснований, предусмотренных положениями пункта 40 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221, оспариваемый отказ заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа от 10.09.2021 ........ не содержит.

В материалы административного дела представлено заключение эксперта Межрегионального центра экспертиз и консалтинга «ЭКСКО» от 19.07.2021 ........, согласно выводам которого установлено, что по факту доступ к землям общего пользования для земельных участков с кадастровыми номерами ........, ........ и ........ имеется.

Определением судебной коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда от 13 марта 2023 года по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза с целью определения возможности свободного доступа к земельному участку с кадастровым номером ........, расположенного по адресу: ............ с территории земель общего пользования.

Заключением судебной экспертизы ........ от 31.07.2023 года, выполненной ООО «Ассоциация экспертов Краснодарского края» (ООО «АЭКК») установлено, что согласно результатам натурного осмотра, свободный доступ к земельному участку с кадастровым номером ........, расположенному по адресу: ............, с территории земель общего пользования, с технической точки зрения, имеется, поскольку территория, примыкающая к участку с юго-западной стороны, не огорожена, не благоустроена; наблюдается наличие сорной поросли, а также строительного и бытового мусора.

Судебная коллегия полагает, что заключение эксперта полностью соответствует требованиям статьи 86 Кодекса административного судопроизводства РФ, Федерального закона от 31 мая 2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», оно дано в письменной форме, содержит подробное описание проведённого исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылку на использованные правовые акты и литературу, конкретные ответы на поставленные судом вопросы.

Эксперт до начала производства исследования был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, экспертные специальности, стаж экспертной работы.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что сторонами экспертное заключение не оспорено, ходатайств о назначении повторной судебной экспертизы не заявлено, иных доказательств в обоснование своих доводов административным ответчиком не представлено.

Форма решения об отказе в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса устанавливается Министерством финансов Российской Федерации (пункт 42 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221).

Вместе с тем, как верно указано судом первой инстанции, письмо заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа от 09.09.2021 №8679-ОГ/21 составлено не в соответствии с пунктом 42 постановления Правительства РФ от 19.11.2014 №1221.

В соответствии с пунктом 43 статьи 9 Устава муниципального образования город-курорт Анапа (с изменениями и дополнениями: от 12.07.2017 г. решение ........, от 07.06.2018 г. решение ........, от 21.11.2019 г. решение ........, от 23.06.2020 г. решение ........), принятым решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 16 апреля 2015г. ........ к вопросам местного значения относятся присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Ссылка административных ответчиков на отсутствие выхода на официально наименованную улицу в отказе, оспариваемом заявителем, по сути, является недопустимым ограничением реализации права на получение указанной муниципальной услуги.

При этом, само по себе отсутствие у элемента улично-дорожной сети - улица, проспект, переулок, проезд, набережная, площадь, бульвар, тупик, съезд, шоссе, аллея и иное официального наименования не является основанием в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 ........ для принятия органом местного самоуправления, на который в соответствии с законом возложена такая обязанность, для принятия решения об отказе в присвоении адреса земельному участку в отсутствие на то законных оснований.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 02.03.2007 №25-ФЗ) муниципальный служащий обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций.

Принимая во внимание изложенное, и с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что у административных ответчиков отсутствовали правовые основания для отказа в присвоении почтового адреса земельному участку административного истца с кадастровым номером ........, в связи с чем, требования административного истца в части признания незаконными действия уполномоченных лиц управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выраженные в письме заместителя главы муниципального образования город-курорт Анапа от 10.09.2021 ........ и понуждении уполномоченных лиц администрации муниципального образования город-курорт Анапа рассмотреть повторно заявление Поликарповой Е.И. о присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым номером ........, расположенному по адресу: .............

Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Анапского районного суда Краснодарского края от 18 января 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: