ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3159/20 от 17.12.2020 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

33а-7844/2020

2а-3159/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2020 года г. Оренбург

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей Дорохиной Т.С., Трифоновой О.М.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Блех Евгении Леонидовны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка

по апелляционной жалобе Блех Евгении Леонидовны

на решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Дорохиной Т.С., выслушав представителя административного истца Градской Н.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Блех Е.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта незавершенного строительства – жилого дома, степенью готовности 13%, площадью 78,2 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 29 ноября 2016 года.

Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1334 кв.м. (право собственности зарегистрировано за Российской Федерацией 23 июля 2018 года), который ей был предоставлен на основании договора безвозмездного пользования от 20 марта 2015 года, заключенного с ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области (далее – ФКУ ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области).

23 апреля 2020 года административный истец обратился в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , с приложением необходимых документов.

Решением ТУ Росимущества в Оренбургской области, выраженном в ответе от 12 мая 2020 года , в предоставлении земельного участка было отказано на основании п. 2 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области.

Административный истец считает данный отказ незаконным, противоречащим статьям 39.6, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку она, как собственник жилого дома, являющегося объектом незавершенного строительства, расположенного на спорном земельном участке, имеет исключительное право на предоставление земельного участка в аренду.

Просила суд:

признать незаконным решение ТУ Росимущества в Оренбургской области, выраженное в письме от 12 мая 2020 года , об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1334 кв.м., расположенного в (адрес), находящегося в собственности Российской Федерации; обязать ТУ Росимущества в Оренбургской области заключить с административным истцом Блех Е.Л. договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1334 кв.м., расположенного в (адрес).

Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

С таким решением Блех Е.Л. не согласилась. В апелляционной жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что регистрация права собственности на жилой дом – объект незавершенного строительства до настоящего момента не оспорена, не признана незаконной или недействительной, следовательно, на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0504022:359 расположен законный объект недвижимости. Считает, что согласие собственника на возведение объекта недвижимости на данном земельном участке она не смогла получить, поскольку право собственности не было зарегистрировано.

Административный истец Блех Е.Л., представители административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, заинтересованного лица ФКУ ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, пояснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Блех Е.Л. на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства - жилой дом, степенью готовности 13%, площадью застройки 78,2 кв.м., право собственности зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области 29 ноября 2016 года.

Объект незавершенного строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1334 кв.м., расположенного в северо-западной части кадастрового квартала , по адресу: (адрес) государственной собственности зарегистрировано 23 июля 2018г.

Земельный участок в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона №137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» является собственностью Российской Федерации, о чем в ЕРГН 23 июля 2018 года внесены соответствующие сведения, с 27 марта 2014 года предоставлен в установленном законом порядке ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный участок предоставлен ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области без согласования с ФСИН России и ТУ Росимущества в Оренбургской области Блех Е.Л. на основании договора от 20 марта 2015 г. на праве постоянного (бессрочного) пользования, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана запись 27 марта 2014 г.

При этом из договора безвозмездного пользования земельным участком от 20 марта 2015 года и дополнительного соглашения к нему не следует, что земельный участок Блех Е.Л. предоставляется ФКУ «Центр инженерно-технического обеспечения» УФСИН России по Оренбургской области в качестве служебного надела. В качестве основания заключения договора указаны Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации.

23 апреля 2020 г. административный истец обратился в ТУ Росимущества в Оренбургской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером с приложением необходимых документов.

12 мая 2020 г. ТУ Росимущества в Оренбургской области принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, на основании пункта 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Оренбургской области.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о том, что оспариваемое решения является законным.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Нормами действующего законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду.

Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 1 марта 2015 г. регулировались статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в настоящее время – статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо в аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.

Исключительность указанного права означает, что никто кроме собственника здания, строения, сооружения не вправе приватизировать или приобрести в аренду земельный участок, занятый этим объектов и необходимый для его использования.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.

Установлено, что 21 мая 2003 г. Управление исполнения наказаний по Оренбургской области обратилось в администрацию г. Оренбурга с заявлением о предоставлении земельных участков в пос. Нижнесакмарский Центрального района г. Оренбурга в количестве 20 штук для сотрудников подразделений Уголовно-исполнительной системы МЮ РФ по Оренбургской области без конкурсной основы как военнослужащим.

Распоряжением главы г. Оренбурга от 26 мая 2004 г. утвержден акт от 21 апреля 2004 г. выбора земельного участка для строительства индивидуальных жилых домов в пос. Нижнесакмарский для ЦИТО УИН МЮ РФ по Оренбургской области.

30 апреля 2004 г. Комитетом по градостроительству и архитектуре администрации г. Оренбурга утверждено архитектурно-планировочное задание на разработку проекта 20 индивидуальных жилых домов в поселке Нижнесакмарский г. Оренбурга.

Постановлением главы г. Оренбурга от 18 июля 2006 г. №1151-п утверждены границы и сформирован земельный участок площадью 40605 кв.м в поселке Нижнесакмарский г. Оренбурга для предоставления в аренду и разрешении строительства застройки жилого квартала ФГУ «ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области».

Постановлением главы г. Оренбурга от 6 сентября 2011 г. №6103 – п в вышеназванное постановление внесены изменения в части предоставления указанного земельного участка ФГУ «ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области» не в аренду, а в постоянное (бессрочное) пользование.

6 апреля 2012 г. Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга вынесено распоряжение №1577–р об образовании земельного участка площадью 40 605 кв.м из земель, находящихся в государственной собственности, на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, утвержденной главным архитектором г. Оренбурга 20 марта 2012 г., с местоположением: (адрес), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала 56:44:0000000, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, строительство индивидуальных жилых домов, категория земель: земли населенных пунктов.

Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 6 февраля 2014 г. земельный участок с кадастровым номером в пос. Нижнесакмарский г. Оренбурга разделен на 20 земельных участков, в числе которых земельный участок с кадастровым номером , площадью 1134 кв.метров с местоположением: (адрес), земельный участок расположен в северо-западной части кадастрового квартала , разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки, индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли населенных пунктов.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ «ЦИТО» УФСИН по Оренбургской области с 27 марта 2014 года, в собственности Российской Федерации с 23 июля 2018 года.

На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: 1) которые признаны таковыми федеральными законами, 2) право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и 3) которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

До 1 июля 2006 г. разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 г. №101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (далее - Федеральный закон № 101-ФЗ).

Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. №53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» изменен порядок разграничения государственной собственности на землю.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Изданные Правительством Российской Федерации до 1 июля 2006 г. акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на такие земельные участки (пункт 5 указанной статьи).

На дату предоставления администрацией г. Оренбурга земельного массива в аренду (18 июля 2006 г.) для размещения домов малоэтажной жилой застройки, индивидуального жилищного строительства, а затем в постоянное бессрочное пользование (6 сентября 2011 г.) для тех же целей, ФКУ «ЦИТО» УФСИН по Оренбургской области не являлось федеральным казенным предприятием, государственным унитарным предприятием или некоммерческой организацией, созданной федеральными органами государственной власти, спорный земельный участок не был занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, в связи с чем, по состоянию на указанные даты не относился к федеральной собственности по пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В силу части 1 статьи 3.3 названного Федерального закона распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Таким образом, орган местного самоуправления городского поселения в силу закона вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского поселения, до даты разграничения федеральной собственности.

Материалами дела подтверждается, что до даты регистрации федеральной собственности на спорный земельный участок Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга 23 июля 2015 г. Блех Е.Л. было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома площадью застройки 1334 кв.м.

За Блех Е.Л. зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства общей площадью застройки 78.2 кв.м, степенью готовности 13%, расположенный по адресу: (адрес), кадастровый .

Разрешенным использованием земельного участка является размещение индивидуального жилого дома.

На дату рассмотрения административным ответчиком заявления Блех Е.Л. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 56:44:0504002:359 в собственность без проведения торгов разрешение на строительство, выданное органом местного самоуправления, а также право собственности Блех Е.Л. на объект незавершенного строительства не были признаны недействительными (отсутствующими), принадлежащий заявителю объект незавершенного строительства не был признан в установленном порядке самовольной постройкой.

При таких обстоятельствах у административного ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении Блех Е.Л., как собственнику объекта капитального строительства, в собственность без проведения торгов земельного участка по тому основанию, что указанный земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании ФКУ ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области. С учетом вышеприведенных норм закона право Блех Е.Л., как собственника объекта недвижимости, на приобретение земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимости, и необходимого для его использования, является первоочередным для реализации по отношению к праву постоянного (бессрочного) пользования ФКУ ЦИТО УФСИН России по Оренбургской области.

Данная правовая позиция отражена в пункте 31 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации №3 за 2018 г.

Других оснований для отказа Блех Е.Л. в предоставлении земельного участка административный ответчик в ответе от 12 мая 2020 г. не указал.

Блех Е.Л., как собственник объекта недвижимости, вправе приобрести из федеральной собственности земельный участок, на котором размещен принадлежащий ей объект недвижимости и необходимый для его использования.

Вопрос о том, какой площади земельный участок необходим Блех Е.Л. для размещения принадлежащего ей объекта и его использования, уполномоченным органом при рассмотрении обращения административного истца не разрешался.

Суд полномочием по разрешению заявления Блех Е.Л. о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в определенной площади не наделен.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене, административные исковые требования Блех Е.Л. надлежит удовлетворить частично, признав незаконным решение административного ответчика от 12 мая 2020 года об отказе в предоставлении земельного участка и обязать ТУ Росимущества в Оренбургской области повторно рассмотреть заявление Блех Е.Л. о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оснований для возложения на административного ответчика обязанности заключить с административным истцом договор купли – продажи земельного участка на дату рассмотрения настоящего дела судебная коллегия не усматривает, поскольку уполномоченным органом по заявлению Блех Е.Л. не разрешался вопрос о том, какой площади земельный участок необходим для размещения принадлежащего ей объекта недвижимости.

Нарушение права истца в данном случае подлежит устранению путем повторного рассмотрения уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Оренбурга от 9 сентября 2020г. отменить, вынести по делу новое решение, которым административные исковые требования Блех Евгении Леонидовны удовлетворить частично.

Признать незаконным решение административного ответчика – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области от 12 мая 2020 г. об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности с кадастровым номером , по адресу: (адрес)

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области рассмотреть повторно заявление Блех Евгении Леонидовны о предоставлении земельного участка.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: