Судья: Бусыгин Д.А. УИД 16RS0051-01-2022-004318-46
дело в суде первой инстанции № 2а-3190/2022
дело в суде апелляционной инстанции № 33а-13300/2022
учет № 207а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2022 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Нуриахметова И.Ф.,
судей Львова Р.А., Тазиева Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ханнановым Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Нуриахметова И.Ф. административное дело по апелляционному представлению Татарского транспортного прокурора на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 апреля 2022 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска татарского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Центру государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения представителя административного истца - помощника Татарского транспортного прокурора Гарипова Р.Р., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
установила:
Татарский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан, Центру государственной инспекции по маломерным судам Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Татарстан о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности плавания при эксплуатации маломерных судов.
В ходе проведения проверки, административным истцом установлено, что в Казанском инспекторском отделении Центра Государственной инспекции по маломерным судам Главного управления МЧС России по Республике Татарстан (далее - ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан) в реестре маломерных судов состоят на учете 2 судна, подпадающих под условия, предусмотренные частью 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Так, в реестр маломерных судов внесены сведения о надувной лодке АМ-290 с мощностью двигателя 1,8 квт, судовладельцем которой выступает Миннигалеев М.Ю. и о лодке Stingray MX-320/OAL с мощностью двигателя 2,6 квт, судовладельцем которой выступает Алексеев В.А.
По выявленным нарушениям требований федерального законодательства прокуратурой в адрес начальника ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан внесено обобщенное представление, которое рассмотрено и удовлетворено, но как указывает административный истец, какие-либо меры по исключению указанных объектов из реестра маломерных судов не приняты. В данном случае, незаконная регистрация указанных маломерных судов в реестре маломерных судов нарушает права неопределенного круга лиц из числа владельцев маломерных судов, поскольку ограничивает оборот маломерных судов, а также возможность управления маломерными судами лицами, не имеющих удостоверения на право управления маломерными судами.
Административный истец просил признать незаконным бездействие ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан и Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан по исключению из реестра маломерных судов следующих маломерных судов: лодка с мощностью двигателя 1,8 квт с регистрационным номером (бортовым) №...., судовладельцем которой выступает Миннигалеев М.Ю.; лодка , с мощностью двигателя 2,6 квт с регистрационным (бортовым) №...., судовладельцем которой выступает Алексеев В.А.; возложить обязанность на ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан и Центр ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан по исключению из реестра маломерных судов лодку с мощностью двигателя 1,8 квт с регистрационным номером (бортовым) № ...., судовладельцем которой выступает Миннигалеев М.Ю.; лодку , с мощностью двигателя 2,6 квт с регистрационным (бортовым) №...., судовладельцем которой выступает Алексеев В.А.
26 апреля 2022 года Советский районный суд города Казани Республики Татарстан принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционном представлении Татарский транспортный прокурор просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований. Указывается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Судом первой инстанции при принятии решения не учтены положения части 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которой не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров. По мнению апеллянта, незаконная регистрация указанных маломерных судов в реестре маломерных судов нарушает права неопределенного круга лиц из числа владельцев маломерных судов, поскольку ограничивает оборот маломерных судов, а также возможность управления маломерными судами лицами, не имеющих удостоверение на право управления маломерными судами.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены.
Заинтересованные лица начальник Центра ГИМС МЧС по Республике Татарстан Сабиров И.Н., Алексеев В.А., Миннигалиев М.Ю. в суд апелляционной инстанции не явились.
Административные ответчики - Главное управление МЧС России по Республике Татарстан, Центр ГИМС ГУ МЧС России по Республике Татарстан своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
Учитывая требования статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
На основании части 1 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу части 1 статьи 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ), настоящий кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
В соответствии с содержанием статьи 3 КВВТ РФ, маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать; плавучий объект - несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном, в том числе дебаркадер, плавучий (находящийся на воде) дом, гостиница, ресторан, понтон, плот, наплавной мост, плавучий причал, и другое техническое сооружение подобного рода.
В соответствии с частью 1 статьи 16 КВВТ РФ, судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации (далее также - реестры судов): государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В силу положений части 1.1 статьи 16 КВВТ РФ, не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Согласно части 1.2 статьи 16 КВВТ РФ, плавучие объекты подлежат учету, осуществляемому администрацией соответствующего бассейна внутренних водных путей. Учет плавучих объектов осуществляется в соответствии с правилами учета плавучих объектов, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В соответствии части 1 статьи 17 КВВТ РФ, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
В соответствии с пунктами 4,5 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 06 июля 2020 года №487, пользование маломерными судами разрешается:
а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;
б) при соблюдении установленных производителем судна или указанных в судовом билете условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.
К управлению маломерными судами, подлежащими государственной регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее - судоводители).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по заявлению Миннигалеева М.Ю. от 5 сентября 2011 года в реестре маломерных судов была зарегистрирована надувная лодка с мощностью двигателя 1,8 квт; по заявлению Алексеева В.А. от 31 августа 2011 года в реестре маломерных судов была зарегистрирована лодка , с мощностью двигателя 2,6 квт.
Татарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Центром ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан требований КВВТ и законодательства об административных правонарушениях. В ходе проведения данной проверки установлено, что по состоянию на 2021 год в Казанском инспекторском отделении Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан в реестре маломерных судов состоят на учете вышеуказанные два судна, подпадающих под условия, предусмотренные частью 1.1 статьи 16 КВВТ РФ, действующей с 25 мая 2012 года.
По итогам проведенной проверки в адрес ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан внесено представление от 10 сентября 2021 года об устранении нарушений КВВТ РФ, в частности в вышеуказанном представлении указано, что в нарушение части 1.1 статьи 16 КВВТ РФ Центром ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан не принимаются достаточные меры по исключению ранее зарегистрированных маломерных судов из реестра маломерных судов, что противоречит требованиям федерального законодательства.
24 сентября 2021 года ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан направило в адрес прокуратуры ответ на вынесенное представление, из которого следует, что в рамках рассмотрения представления об устранении нарушений федерального законодательства от 10 сентября 2021 года №23/1-10/3-2021 проведена служебная проверка комиссией Главного управления МЧС РФ по Республике Татарстан, назначенной приказом от 25 сентября 2021 года № 961. По результатам служебной проверки руководителям Казанского, Чистопольского, Зеленодольского, Камско-Устьинского и Лаишевского инспекторских отделений (участков) Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан указано на активизацию информационной работы по снятию с учета маломерных судов, не подлежащих регистрации, и усилению контроля за деятельностью подчиненных работников в сфере административной деятельности. Заместителю руководителя Главного управления МЧС РФ по Республике Татарстан в рамках служебной подготовки рекомендовано провести дополнительные занятия с госинспекторами Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан по изучению законодательства и иных нормативных актов по административной деятельности, руководящих документов МЧС РФ и неукоснительно руководствоваться ими. Осуществлять систематический плановый контроль за деятельностью подчиненных должностных лиц Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан по активизации работы по снятию с учета судов, не подлежащих регистрации.
25 ноября 2021 года административный истец направил в адрес Главного государственного инспектора по маломерным судам Республики Татарстан требование о предоставлении сведений о результатах работы по исключению из реестра маломерных судов массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно, спортивных парусных судов, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубных несамоходных судов, длина которых не должна превышать 12 метров.
2 декабря 2021 года во исполнение требований прокуратуры Главный государственный инспектор по маломерным судам Республики Татарстан сообщил, что государственными инспекторами по маломерным судам Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан при патрулировании и в ходе приема граждан в подразделениях Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан проводятся разъяснительные беседы с владельцами судов, не подлежащих регистрации, о необходимости снятия их с регистрационного учета. Направление гражданам почтовых уведомлений с требованием снятия маломерного судна с регистрационного учета не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств на почтовые расходы. Несмотря на отсутствие денежных средств, государственные инспекторы Центра ГИМС ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан осуществляют работу по вручению уведомлений о необходимости снятия судов с регистрационного учета с выездом по месту регистрации указанных судовладельцев. Также продолжается разъяснительная работа в средствах массовой информации. В соответствии с решением КЧС и ОПБ Республики Татарстан №09-21 от 23 сентября 2021 года «О мерах по обеспечению безопасности населения Республики Татарстан на водных объектах в зимний период 2021-2022 годов», утвержденного Премьер-Министром Республики Татарстан, рекомендовано Республиканскому агентству по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» довести через средства массовой информации до населения о необходимости снятия с учета, с реестра маломерных судов маломерные суда массой менее 200 кг. Включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 квт включительно. В настоящее время исключено из реестра маломерных судов 54 судна и 14 понтонов, не подлежащих регистрации. Работа по данному направлению продолжается и находится на постоянном у руководства.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основании обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений.
Разрешая дело подобным образом суд первой инстанции исходил из того, что редакция статья 16 КВВТ РФ, вступившая в силу 25 мая 2012 года, обратной силы не имеет, в силу отсутствия прямого указания на это, а также общих норм права о действии закона во времени. На момент регистрации маломерных судов, указанных в представлении прокуратуры, суда подлежали обязательной регистрации. Ни на дату постановки данных судов на учет, ни на момент вступления в силу нормы части 1.1 статьи 16 КВВТ РФ, ни в настоящее время указанный Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не указывает на право регистрирующего органа самостоятельно осуществлять действия по снятию с учета маломерных судов, напротив, данная процедура осуществляется на основании заявления правообладателя судна (статья 21 КВВТ РФ).
Такой же порядок снятия маломерного судна с учета и его исключения из реестра маломерных судов содержался и в Правилах государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных Приказом от 24 июня 2016 года № 340 (вступили в законную силу 1 января 2017 года).
1 марта 2022 года, в соответствии с приказом МЧС России от 1 июня 2021 года № 355 вступили в силу новые Правила государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, которые также содержат аналогичный порядок снятия маломерного судна с учета и его исключения из реестра маломерных судов. Согласно вышеуказанных Правил, в частности пункта 17, исключение маломерного судна из реестра осуществляется подразделением ГИМС МЧС России вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства (пребывания) физического лица либо адреса в пределах места нахождения юридического лица и (или) его обособленного подразделения по заявлению собственников либо уполномоченного ими лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд указал, что Правилами государственной регистрации маломерных судов, действующими ранее и в настоящее время, а также КВВТ РФ не предусмотрена процедура самостоятельного исключения регистрирующим органом судна из реестра маломерных судов. Кроме того, вышеуказанными Правилами государственной регистрации маломерных судов не указаны иные основания, по которым можно исключить судно из реестра маломерных судов, следовательно, перечень оснований, указанный в пункте 17 Правил, является исчерпывающим.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они с достаточной полнотой мотивированны, соответствуют требованиям закона и не противоречат обстоятельствам дела.
Доводы апелляционного представления о том, что судом первой инстанции при принятии решения не учтены положения части 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которой не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные в силу следующего.
В соответствии со статьей 16 КВВТ РФ (в редакции от 17 июля 2011 года, действующей на дату регистрации указанных маломерных судов), судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Следовательно, в силу действующей в то время вышеуказанной нормы статьи 16 КВВТ РФ, маломерные суда, принадлежащие Миннигалееву М.Ю. и Алексееву В.А. в 2011 году, подлежали обязательной государственной регистрации в государственном судовом реестре Российской Федерации. То есть, данные маломерные суда были внесены в указанный реестр в соответствии с законом. Правовой нормы, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 КВВТ РФ по состоянию на дату регистрации указанных маломерных судом не существовало.
Вопреки доводам апелляционного представления о наличии правовых оснований для исключения судна из соответствующего реестра, поскольку в настоящее время реализация надзорных полномочий Центром ГИМС ГУ МЧС России по Республике Татарстан в отношении спорного объекта невозможна и противоречит действующему закону, суд первой инстанции правомерно указал на то, что на момент государственной регистрации спорного судна, органы ГИМС действовали в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, доказательства обращения собственника судна с заявлением об исключении его из реестра маломерных судов не представлены, прокурором не доказан факт несоответствия судна требованиям пункта 1.1 статьи 16 КВВТ РФ, предъявляемым к маломерным судам. При таком положении заявленные Татарским транспортным прокурором требования не подлежали удовлетворению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, а потому решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В целом доводы апелляционного представления направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Принятое судом решение является законным и обоснованным. Нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела также не усматривается.
Обстоятельств влекущих безусловную отмену решения суда судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 26 апреля 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционное представление Татарского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 29 сентября 2022 года.
Определение30.09.2022