ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-31/2021 от 25.01.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Донских Н.В.

Дело № 33а-106/2022 (33а-2135/2021) Дело № 2а-31/2021 (2а-3810/2020) УИД 26RS0001-01-2020-007859-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 25 января 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего судьи судей при секретаре судебного заседания

Шишовой В.Ю., Болотовой Л.А. и Пшеничной Ж.А. Заболоцкой Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-31/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю к Погожевой М.П. о взыскании обязательных платежей и санкций,

по апелляционной жалобе представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю Азарян А.Г. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2021 г. и дополнительное решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 октября 2021 г., которыми административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Пшеничной Ж.А., изложившей обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного ответчика Погожевой М.П. – адвоката Антоновой О.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю (далее – МИФНС № 4 по Ставропольскому краю, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, впоследствии неоднократно уточненным, к Погожевой М.П., в котором просила взыскать с последней задолженность по налогам в сумме 728 550,02 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 502 424 руб. (за 2016 год – 112 122 руб., за 2017 года – 270 075 руб., за 2018 год – 120 227 руб.), пеню за период с декабря 2019 года по январь 2020 года в размере 3 067,13 руб.; земельный налог за 2018 год – 221 275 руб., пеню за период с декабря 2019 года по январь 2020 года – 1 783,89 руб. Также налоговым органом был заявлено ходатайство об отказе от части требований относительно взыскания налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 55 556 руб. (т. 1 л.д. 196-212).

Обжалуемым решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2021 г. административные исковые требования МИФНС № 4 по Ставропольскому краю удовлетворены частично: с Погожевой М.П. взыскан налог на имущество физических лиц за 2017 год – 81 592 руб., за 2018 год – 62 558 руб., пеня – 1 067 руб.; земельный налог за 2018 год – 221 275 руб., пеня – 1 783,89 руб. В остальной части заявленных требований в отношении налога на имущество физических лиц за 2016 год (в полном объеме), 2017 и 2018 годы (в оставшейся части) отказано.

С Погожевой М.П. в бюджет муниципального образования г. Ставрополя взыскана государственная пошлина в размере 6 872,80 руб.

Прекращено производство по административному делу в части взыскания с Погожевой М.П. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год (в отношении объектов с кадастровыми номерами , ) в размере 55 556 руб. в связи с отказом административного истца в данной части от иска (т. 2 л.д. 8-20).

Дополнительным решением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 октября 2021 г. судом отказано в удовлетворении требований Инспекции о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц за период декабрь 2019 года – январь 2020 года в размере 2 000,13 руб. (т. 2 л.д. 105-109).

Не согласившись с принятым решением и дополнительным решением, представителем налогового органа Азарян А.Г. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение и дополнительное решение, вернуть дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

В обоснование доводов жалобы указано, что первоначально заявленные требования были уточнены в связи с тем, что Погожевой М.П. была предоставлена налоговая льгота в отношении земельного участка с кадастровым номером в размере 1 016 руб.

Поскольку электронные файлы об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес Инспекции не поступали, на основании решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. об изменении кадастровой стоимости объектов с кадастровыми номерами и , налоговым органом произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении объекта с кадастровым номером . 27 апреля 2021 г. налоговым органом произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц за 2018 год, в связи с чем уменьшен размер административных исковых требований в размере 211 708,87 руб. Произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц по обязательствам 2018 года в размере 54 165 руб.

18 мая 2021 г. заявлен отказ в части 55 556 руб., в связи с чем сумма исковых требований составила 728 550,02 руб.

При исчислении налога на имущество физических лиц в отношении объекта с кадастровым номером по налоговым обязательствам 2016 года у налогового органа отсутствовали сведения о фактах владения; по налоговым обязательствам 2017 года ошибочно применена налоговая ставка. При исчислении этого же налога в отношении объекта с кадастровым номером за 2017 год ошибочно применена налоговая ставка. Таким образом, административному ответчику произведен перерасчет (доначисление) по налогу на имущество физических лиц за 2016 – 2017 годы в отношении названных объектов, доначислен налог, срок его уплаты перенесен на 2 декабря 2019 г., что подтверждается налоговым уведомлением № 89092358 от 15 октября 2019 г. Перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчётом. Абзацем вторым пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 334-ФЗ (для этого пункта, вступившего в силу с 1 января 2019 г.) установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, в отношении земельного налога и налога на имущество физических лиц, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов. Однако данная редакция вступила в силу с 1 января 2019 г. и не имеет обратную силу, так как это прямо не предусмотрено в самом законе. В связи с чем, действия налогового органа по доначислению налога на имущество физических лиц за 2016 – 2017 годы правомерны.

Суд указал, что налогоплательщик уплатил за 2016 год налог на имущество физических лиц в размере 83 906 руб., однако вопреки требованиям Правил указания информации, идентифицирующей платеж, Погожевой М.П. в квитанциях не указан налоговый период, за который производилась уплата налога, что свидетельствует о зачислении данной суммы в счет погашения задолженности за 2015 год и только части за 2016 год.

Вывод суда об отсутствии задолженности за 2016 год не обоснован.

В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером установленная рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (акт об утверждении кадастровой стоимости от 29 января 2018 г. № б/н) в размере 1 701 000 руб. применяется с 2019 года и подлежит перерасчету по обязательствам 2019 года; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером установленная кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (акт об утверждении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ № б/н) в размере 2 418 000 руб. подлежит перерасчету по обязательствам 2018 – 2019 годов.

Суд при частичном удовлетворении требований за 2018 год не принял во внимание, что требование налогового органа о взыскании задолженности за 2018 год складывалось из нескольких объектов недвижимости, а не по двум спорным объектам.

Уточняя заявленные административные исковые требования, 18 февраля 2021 г. налоговым органом также уточнена пеня по налогу на имущество физических лиц с учетом произведенного перерасчета (уменьшения). Однако судом необоснованно уменьшен размер пени по налогу на имущество физических лиц с 3 067,13 руб. до 1 067 руб. без какого-либо расчета.

Также необоснованно уменьшен размер налога на имущество физических лиц за 2017 – 2018 годы без указания в решения суда, каким образом произведен расчет налога (т. 2 л.д. 25-34, 113-124).

На апелляционную жалобу от представителя административного ответчика Погожевой М.П. – адвоката Антоновой О.Г. поступили письменные возражения (т. 2 л.д. 86-88).

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени судебного разбирательства своевременно и в надлежащей форме. Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Ставропольского краевого суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Представителем административного истца МИФНС № 4 по Ставропольскому краю Юровниковой Н.Ю. подано ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административным ответчиком Погожевой М.П. каких-либо ходатайств, заявлений, в том числе об отложении рассмотрения дела, не заявлено.

Руководствуясь статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя административного истца МИФНС № 4 по Ставропольскому краю и административного ответчика Погожевой М.П.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Погожева М.П. состоит на налоговом учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика, и, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 3, статьей 19, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязана оплачивать законно установленные налоги и сборы.

Исходя из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку Погожевой М.П. на праве собственности принадлежат земельные участки и объекты недвижимого имущества, она на основании статей 388, 391, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога и налога на имущество.

Материалами дела подтверждается, что спор возник в результате неуплаты Погожевой М.П. налога на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы и земельного налога за 2018 год на общую сумму 996 830,89 руб.

Погожевой М.П. предоставлено право на налоговую льготу на имущество, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый в размере 5 059 руб.

Погожевой М.П. был предоставлен налоговый вычет (уменьшена налоговая база) в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый в размере 249 006 руб.

Налоговым органом произведено начисление налогов с направлением соответствующих налоговых уведомлений № 34460627 от 10 июля 2019 г., № 89092358 от 15 октября 2019 г. (включает перерасчет по налоговым уведомлениям №№ 577949 и 27181651).

В виду отсутствия оплаты, налоговым органом направлено требование № 28 по состоянию на 10 января 2020 г., согласно которому Погожева М.П. имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. в размере 766 604 руб. и пени в размере 6 152 руб. (за период с 3 декабря 2019 г. по 9 января 2020 г.), а также по земельному налогу физических лиц по сроку уплаты 2 декабря 2019 г. в размере 222 291 руб. и пени в размере 1 783,89 руб. (за период с 3 декабря 2019 г. по 9 января 2020 г.). Требования подлежало исполнению в срок до 11 февраля 2020 г. (т. 1 л.д. 23-24).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции принял отказ административного иска в размере 55 556 руб., указав об этом в обжалуемом решении.

Давая оценку оставшейся части заявленных требований, суд пришел к выводу, что расчет налога на имущество в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и произведен истцом неверно, без учета решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. по делу № 3а-1/2020, которым установлена кадастровая стоимость указанных объектов в размере, равной их рыночной стоимости, 1 701 000 руб. по состоянию на дату оценки 24 января 2018 г. и 2 418 000 руб. по состоянию на дату оценки 16 ноября 2015 г. соответственно.

Руководствуясь пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 марта 2020 г. № 541-0, пунктом 7 статьи 3, пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд указал, что при расчете налога на имущество в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и должна применяться кадастровая стоимость 1 701 000 руб. по состоянию на дату оценки 24 января 2018 г. и 2 418 000 руб. по состоянию на дату оценки 16 ноября 2015 г. соответственно.

5 апреля 2021 г. Погожева М.П. обратилась к административному ответчику с заявлениями о перерасчете налога на имущество в отношении объектов с кадастровыми номерами и на основании решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г., однако до настоящего времени перерасчет не произведен, налоговое уведомление с указанием исчисленного налога Погожевой М.П. в порядке статьи 71 Налогового кодекса Российской Федерации не направлено.

Суд указал, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем направлении налоговых уведомлений истцом в адрес ответчика о расчете земельного налога за 2016 год и соответствующем перерасчете.

Суд также указал, что согласно материалам дела (представленных ответчиком квитанций), ответчиком оплачена задолженность по налогам за 2016 год на имущество физических лиц в размере 83 906 руб. и земельному налогу в общем размере 131 587 руб.

Применив положения абзаца первого пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании доначисленного налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 112 122 руб.; с учетом решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. суд взыскал с ответчика налог на имущество физических лиц за 2017 год: по объекту с кадастровым номером в сумме 25 168 руб., по объекту с кадастровым номером в сумме 48 360 руб., по иным объектам в сумме 8 065 руб.; налог на имущество физических лиц за 2018 год: по объекту с кадастровым номером в сумме 34 020 руб., по объекту с кадастровым номером в сумме 27 538 руб., пеня – 1 067 руб.; земельный налог за 2018 год в сумме 221 275 руб., пеню 1 783,89 руб.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а также на неверной оценке юридически значимых обстоятельств дела и представленных доказательств, и приходит к выводу, что в части принятия отказа от иска и прекращении производства по делу решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2021 г. надлежит оставить без изменения; в остальной части это же решение и дополнительное решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 октября 2021 г. подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в виду нижеследующего.

Согласно налоговому уведомлению № 34460627 от 10 июля 2019 г. Погожевой М.П. исчислен земельный налог за 2018 год в общем размере 222 291 руб., из которых в отношении земельного участка с кадастровым номером – 13 533 руб., с кадастровым номером – 331 руб., с кадастровым номером – 14 411 руб., с кадастровым номером – 25 336 руб., с кадастровым номером – 3 935 руб., с кадастровым номером – 3 841 руб., с кадастровым номером – 3 643 руб., с кадастровым номером – 424 руб., с кадастровым номером – 17 430 руб., с кадастровым номером – 327 руб., с кадастровым номером – 424 руб., с кадастровым номером – 247 руб., с кадастровым номером – 1 016 руб., с кадастровым номером – 33 199 руб., с кадастровым номером – 4 788 руб., с кадастровым номером – 4 208 руб., с кадастровым номером 3 – 91 999 руб., с кадастровым номером – 709 руб., с кадастровым номером – 2 490 руб. (т. 1 л.д. 17-20).

Также исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в общем размере 384 407 руб., из которых в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером – 6 272 руб., с кадастровым номером – 2 009 руб., с кадастровым номером – 2 руб., с кадастровым номером – 100 673 руб., с кадастровым номером – 2 999 руб., с кадастровым номером – 12 руб., с кадастровым номером – 3 796 руб., с кадастровым номером – 1 047 руб., с кадастровым номером – 258 375 руб., с кадастровым номером – 4 255 руб., с кадастровым номером – 2 676 руб., с кадастровым номером – 2 291 руб.

Исходя из налогового уведомления от 15 октября 2019 г. № 89092358, Погожевой М.П. исчислен налог на имущество физических лиц в размере 2 083 руб. за 2017 год в отношении объекта с кадастровым номером . Также произведен перерасчет налога на имущество физических лиц (путем доначисления) по налоговым уведомлениям № 577949, 27181651 в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером – 2 177 руб., с кадастровым номером – 25 168 руб., с кадастровым номером – 1 001 руб., с кадастровым номером – 364 руб., с кадастровым номером – 112 122 руб. (2016 год) и 236 843 руб. (2017 год), с кадастровым номером – 1 547 руб., с кадастровым номером – 892 руб. (т. 1 л.д. 21-22).

Вопреки доводам административного ответчика согласно положениям пункта 4 статьи 52, а также пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление и требование могут быть переданы в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

С учетом положений пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются.

Погожева М.П. является пользователем интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» с 29 ноября 2016 г. (т. 1 л.д. 25).

По истечении трех рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика налоговые органы направляют все документы (информацию) и сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 20 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, являющегося приложением к приказу ФНС России от 22 августа 2017 г. № ММВ-7-17/617@).

В случае направления налогового уведомления по электронной почте с помощью сайта www.nalog.ru в «Личный кабинет налогоплательщика» налоговое уведомление считается полученным на следующий день после отправки налогового уведомления с помощью сайта в Личный кабинет налогоплательщика (пункт 23 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, являющегося приложением к приказу ФНС России от 22 августа 2017 г. № ММВ-7-17/617@).

Налоговые уведомления и требования об уплате налога направлялись налоговым органом с помощью сайта www.nalog.ru в «Личный кабинет налогоплательщика».

Доказательств обращения Погожевой М.П. с заявлением о выдаче налогового уведомления или требований на бумажном носителе не имеется, как и не имеется доказательств прекращения доступа к личному кабинету, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об исполнении налоговым органом обязанности по извещению о начислении налога и образовавшейся задолженности.

Доводы административного ответчика и выводы суда о том, что перерасчет налога, увеличивающий его размер, не допускается положениями пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Так, в силу абзаца 2 указанной статьи, перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

Поскольку материалы дела не свидетельствуют об уплате ранее исчисленных сумм налога на имущество, а его перерасчет вызван применение некорректной налоговой ставки, административный истец вправе был произвести перерасчет налога за 2016 и 2017 год, повлекший его увеличение.

В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 3 Решения Изобильненского городского округа от 17 ноября 2017 г. № 58 пенсионером старше 65 лет установлена налоговая льгота в виде освобождения от уплаты налога в отношении одного земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства - в размере 100 %, в связи с чем Погожевой М.П. предоставлена налоговая льгота в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в размере 1 016 руб.; в ходе рассмотрения дела судом требования уменьшены на указанную сумму (т. 1 л.д. 61-68).

Выражая свое несогласие с заявленными требованиями относительно взыскания налога на имущество за 2016 год, 2017 год, 2018 год, административный ответчик Погожева М.П. ссылалась, в том числе на неверное применение в налоговых уведомлениях кадастровой стоимости объектов с кадастровыми номерами и .

Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент направления налоговых уведомлений) налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик этого объекта налогообложения учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

В силу подпункта 2 статьи 15, абзаца первого пункта 1 статьи 399 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.

Согласно этому пункту уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 г. № 109-кз установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2016 г.

Согласно приказу министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 г. № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018 год», по налоговым обязательствам 2018 года в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами и налоговая база определялась как кадастровая стоимость.

По результатам государственной кадастровой оценки на основании актов об утверждении кадастровой стоимости от 29 января 2018 г. № б/н от 16 ноября 2017 г. № б/н кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером установлена в размере 7 619 964,24 руб. по состоянию на 24 января 2018 г.; кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером установлена в размере 12 918 734,71 руб. по состоянию на 16 ноября 2015 г.

Решением Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2021 г., установлена кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 января 2018 г. в размере 1 701 000 руб.; нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 16 ноября 2015 г. в размере 2 418 000 руб. Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать дату обращения административного истца Погожевой М.П. в Ставропольский краевой суд – 20 декабря 2019 г. Установленная решением кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы, начиная с даты применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (т. 1 л.д. 103-110).

Согласно абзацам второму и четвертому пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено данным пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

С принятием Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 334-ФЗ) в статью 403 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 данного Федерального закона были внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (пункт 1.1 Федерального закона № 334-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с указанной выше нормой применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости начинается с даты начала применения оспоренной стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.

Между тем, новые правила перерасчета налога на имущество физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона № 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 г. и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 г.

В силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ одним из таких оснований является установление решением суда в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса, введенную указанным выше Федеральным законом № 334-ФЗ, согласно которым перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Исходя из системного толкования приведенного правового регулирования, кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 г. (в том числе по искам или заявлениям, поданным до 1 января 2019 г.), и внесенная в ЕГРН, должна учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а также ретроспективно, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году, в котором принято решение по изменению кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 января 2018 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером и 16 ноября 2017 г. в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером .

Из сведений, представленных ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю, следует, что 11 марта 2021 г. в ЕГРН на основании решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. внесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 1 701 000 руб., период ее применения с 29 января 2018 г. до 1 января 2020 г., а также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 2 418 000 руб., период применения с 16 ноября 2017 г. до 1 января 2020 г. (т. 1 л.д. 169, 215-216).

Исходя из изложенного следует, что в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером установленная кадастровая стоимости по состоянию на 24 января 2018 г. в размере 1 701 000 руб. применяется с 2019 года и подлежит перерасчету по обязательствам 2019 года, которые в данном случае не заявлены; в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером установленная кадастровая стоимость по состоянию на 16 ноября 2017 г. в размере 2 418 000 руб. подлежит перерасчету по обязательствам 2018-2019 года.

В данном случае, в ходе рассмотрения дела, Инспекцией на основании решения Ставропольского краевого суда от 22 октября 2020 г. произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц за 2018 год в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером – 48 360 руб. (2 418 000 руб. х 1/1 х 2 % х 12/12).

В связи с этим задолженность по налогу на имущество физических лиц составила: 2016 год - 112 122 руб.; 2017 год - 270 075 руб.; 2018 год – 174 392 руб., в связи с чем требования были уточнены (т. 1 л.д. 180).

В связи с произведенным перерасчетом (уменьшением) налога на имущество физических лиц по обязательствам 2018 года в размере 54 165 руб., в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации срок для уплаты налога перенесен на более поздний срок, а административные исковые требования уточнены.

Административный истец, уточнив требования, частично отказался от иска в части взыскания с Погожевой М.П. задолженности по налогу на имущество за 2018 год (в отношении объектов с кадастровыми номерами , , ) в размере 55 556 руб., поскольку срок уплаты перенесен на более поздник срок и еще не наступил.

В виду изложенного задолженность по налогу на имущество физических лиц составила 2016 год - 112 122 руб.; 2017 год - 270 075 руб.; 2018 год – 120 222 руб. Общая сумма задолженности составила 728 550,02 руб. (т. 1 л.д. 196-212).

При этом Инспекцией при подаче уточненного административного иска произведен перерасчет пени по налогу на имущество физических лиц (т. 1 л.д. 181).

Судом первой инстанции вышеизложенные обстоятельства учтены не были, что привело к необоснованному снижению взыскиваемого налога на имущество физических лиц за 2016 год, 2017 год и за 2018 год, а также пени. Суд проигнорировал то, что перерасчет налога на имущество физических лиц был произведен налоговым органом в отношении объекта с кадастровым номером за 2018 год, при этом налог в отношении указанного объекта за 2016 и 2017 годы в силу вышеприведенных положений закона перерасчету не подлежал, как и не подлежал перерасчету налог за 2017 и 2018 год в отношении объекта с кадастровым номером .

Принимая оспариваемое решение, суд не привел в нем расчетов взысканной недоимки и не учел, что налоговые уведомления № 34460627 и № 89092358, послужившие основанием для направления требования и дальнейшего обращения налогового органа в суд, указывали на обязанность Погожевой М.П. уплатить налог не только в отношении объектов с кадастровыми номерами и .

Вместе с тем, судебная коллегия учитывает, что доказательств отсутствия задолженности по уплате налогов в отношении всей исчисленной и предъявленной к уплате налоговой базы, доказательств отсутствия бремени ее уплаты или факт уплаты в полном объеме, а также контрсчет недоимки, в том числе с приведением иной, чем исчисленной налоговым органом по сведениям регистрирующего органа, кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, административным ответчиком судебным инстанциям не представлено, тогда как в соответствии со статьей 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Справка № 54843 об отсутствии по состоянию на 27 ноября 2017 г. у налогоплательщика Погожевой М.П. задолженности по уплате налогов не подтверждает уплату задолженности, поскольку выдана МИФНС № 12 по Ставропольскому краю, тогда как налог исчислен МИФНС № 4 по Ставропольскому краю.

В материалы дела административным ответчиком представлены чек-ордер от 17 мая 2018 г. на сумму 83 906 руб., назначение платежа налог на имущество за 2016 год; чек-ордер от 20 июля 2018 г. на сумму 121 587 руб., назначение платежа налог на землю за 2016 год; чек-ордер от 17 декабря 2018 г. на сумму 10 000 руб., назначение платежа налог на земли за 2016 год.

Давая оценку представленным в материалы дела платежным документам, в совокупности с пояснениями представителя налогового органа, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 7 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н утверждены Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, согласно пунктам 7 и 8 которых в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака.

В реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "БФ" - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета; "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "РС" - погашение рассроченной задолженности; "ОТ" - погашение отсроченной задолженности; "РТ" - погашение реструктурируемой задолженности; "ПБ" - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ПР" - погашение задолженности, приостановленной к взысканию; "АП" - погашение задолженности по акту проверки; "АР" - погашение задолженности по исполнительному документу; "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; "ТЛ" - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ЗТ" - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").

Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.

Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: "МС" - месячные платежи; "КВ" - квартальные платежи; "ПЛ" - полугодовые платежи; "ГД" - годовые платежи. Образцы заполнения показателя налогового периода: "МС.02.2013"; "КВ.01.2013"; "ПЛ.02.2013"; "ГД.00.2013"; "04.09.2013".

Из представленных чеков-ордеров от 17 мая 2018 г., от 20 июля 2018 г., от 17 декабря 2018 г. усматривается значение показателей «106» (основание платежа) – 0, «107» (налоговый период) – 0.

При этом чек-ордер от 20 июля 2018 г. на сумму 121 587 руб. и чек-ордер от 17 декабря 2018 г. на сумму 10 000 руб., содержат назначение платежа налог на земли за 2016 год, тогда как в настоящем споре подлежат разрешению требования налогового органа о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год.

Погожевой М.П. 17 мая 2018 г. произведена частичная оплата налога в размере 83 906 руб. Часть указанных денежных средств зачтена в счет задолженности по налогу на имущество за отчетный период 2015 года (76 183 руб.) и часть (7 723 руб.) за отчетный период 2016 года.

Ввиду изложенного, до вынесения судом решения задолженность по налогам не оплачена, в связи с чем задолженность в размере 728 550,02 руб., подлежит взысканию с Погожевой М.П.

Судебная коллегия учитывает также, что мировым судьей судебного участка № 1 Промышленного района г. Ставрополя 6 марта 2020 г. был вынесен судебный приказ № 2а-63/32-529/20 о взыскании с должника Погожевой М.П. задолженности на общую сумму 996 830,89 руб.

Определением мирового судьи судебного участка № 10 Промышленного района г. Ставрополя, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Промышленного района г. Ставрополя, 20 апреля 2020 г. вынесено определение об отмене судебного приказа № 2а-63/32-529/20 (т. 1 л.д.28).

Принимая во внимание, что налоговый орган обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением о взыскании задолженности 9 июня 2021 г., что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте (т. 1 л.д. 42), шестимесячный срок для обращения в суд, установленный абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не пропущен.

В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Поскольку административный истец освобожден от уплаты госпошлины, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 10 485 руб.

Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2021 г. в части принятия отказа от иска и прекращении производства по делу оставить без изменения.

Это же решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 18 мая 2021 г. в остальной части и дополнительное решение Промышленного районного суда г. Ставрополя от 11 октября 2021 г. отменить.

В отмененной части вынести новое решение, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю к Погожевой М.П. удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Погожевой М.П. (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, место жительства: <адрес>) задолженность по налогам в сумме 728 550,02 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц в размере 502 424 руб. (за 2016 год – 112 122 руб., за 2017 года – 270 075 руб., за 2018 год – 120 227 руб.), пеню за период с декабря 2019 года по январь 2020 года в размере 3 067,13 руб.; земельный налог за 2018 год – 221 275 руб., пеню за период с декабря 2019 года по январь 2020 года – 1 783,89 руб.

Взыскать с Погожевой М.П. в бюджет муниципального образования города Ставрополя (Промышленный район) государственную пошлину в размере 10 485 руб.

Апелляционную жалобу представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ставропольскому краю Азарян А.Г. удовлетворить.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение составлено 3 февраля 2022 г.

Председательствующий

В.Ю. Шишова

Судьи

Л.А. Болотова

Ж.А. Пшеничная