ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3207/2022 от 07.02.2024 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0005-01-2022-007686-77

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-2564/2024 (33а-25782/2023;) (2а-3207/2022)

07 февраля 2024 года город Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Портновой Л.В.

судей Зиновой У.В.

Толмачевой И.И.,

при секретаре судебного заседания Галимове Л.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству образования Республики Башкортостан, Министерству Просвещения Российской Федерации об обязании ликвидировать перенаполняемость детского сада и школы

по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан ФИО2 на решение Октябрьского районного суда адрес от дата.

Заслушав доклад судьи Толмачевой И.И., судебная коллегия

установила:

прокурор адрес Республики Башкортостан обратился в суд с административным иском, указав, что в ходе проведенной проверки по обращению жителей села Нагаево адрес установлена перенаполняемость муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №... городского округа адрес Республики Башкортостан (далее по тексту - МБДОУ), а также муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Школа №... городского округа адрес Республики Башкортостан (далее по тексту - МБОУ), расположенных в селе адрес Республики Башкортостан.

Проверкой установлено, что в МБДОУ количество зачисленных (посещающих) составляет ... воспитанника, перенаполняемость учреждения составляет ... в МБОУ проектная мощность дошкольных групп – ... количество зачисленных (посещающих) – ... воспитанников, перенаполняемость - ... Проектная мощность МБОУ – ..., количество обучающихся – ... человека, перенаполняемость - ... Обучение в МБОУ организовано в 2 смены: 1 смена – ... обучающихся, 2 смена – ... обучающихся. То есть количество обучающихся значительно превышает запланированную мощность образовательных учреждений, что влечет нарушение установленных санитарно-эпидемиологических требований и нормативов, несоблюдение нормы площади на одного обучающегося, невыполнение требований к расстановке мебели в учебных помещениях.

В период с дата года адрес Республики Башкортостан неоднократно в адрес Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан были направлены обращения по вопросу потребности в образовательных учреждениях, однако, вопрос по настоящее время не решен, что привело к обоснованным обращениям жителей адрес.

Однако с учетом ежегодного возрастания количества обучающихся детей необходимо принимать действенные меры по увеличению мест в общеобразовательных и дошкольных организациях, так как в силу пункта 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от дата№...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Выявленные нарушения прав детей на доступное и безопасное образование влекут снижение качества реализации образовательных программ, не отвечают потребностям детей в создании комфортной и современной образовательной среды.

Административный истец просил обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать перенаполняемость в МБДОУ Детский сад №... городского округа адрес Республики Башкортостан и МБОУ Школа №... городского округа адрес Республики Башкортостан, расположенных в адрес, исходя из требований, предусмотренных СанПиН дата-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от дата№....

Определением суда от дата к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации адрес Республики Башкортостан, МБДОУ Детский сад №..., МБОУ Школа №..., ГКУ «Управление капитального строительства Республики Башкортостан», Управление образования Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.

Решением Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований прокурора отказано, не согласившись с которым административным истцом была подана апелляционная жалоба.

Определением от дата Верховного Суда Республики Башкортостан постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РБ от дата решение Октябрьского районного суда адрес РБ от дата отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Октябрьского районного суда города Уфы от дата Правительство РБ исключено из числа заинтересованных лиц и привлечено в качестве административного соответчика.

Определением Октябрьского районного суда города Уфы от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Финансовое управление Администрации ГО адрес РБ.

Определением Октябрьского районного суда города Уфы от дата к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство просвещения РФ.

Определением суда от дата Министерство просвещения РФ исключено из числа заинтересованных лиц и привлечено в качестве административного соответчика.

Решением Октябрьского районного суда адрес РБ от дата административные исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан удовлетворены. На Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан возложена обязанность ликвидировать перенаполняемость в Муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении Детский сад №... городского округа адрес Республики Башкортостан и Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Школа №... городского округа адрес Республики Башкортостан, расположенных в селе адрес Республики Башкортостан, в пределах своих полномочий в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении административных исковых требований прокурора отказать. В обоснование доводов ссылается на то, что, решение суда первой инстанции в том виде, в котором изложена его резолютивная часть, является фактически неисполнимым, так как по сути, признав незаконным бездействие, суд не указал на конкретные меры, подлежащие принятию административным ответчиком, в целях восстановления нарушенного права, в том числе такой способ устранения нарушенного права как проектирование и строительство образовательных учреждений путем использования бюджетных средств.

Кроме того, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Министерство просвещения Российской Федерации. Однако в решении суда не установлена обязанность этих лиц, а также не определен порядок и способ устранения нарушенного права.

Считает, что заявляя требования о возложении на администрацию городского округа г. Уфа обязанности обеспечить ликвидацию переполняемости, прокурор не конкретизировал в каком порядке это необходимо сделать, какие определенные действия совершить, не указал на нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы осуществления строительства. При этом в Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... утверждена государственная программа РФ «Развитие образования», согласно которой предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации. Также имеется государственная программа «Развитие образования в адрес», утвержденная постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№.... В связи с чем судом не учтено, что обязанность обеспечения организации образования законом возложена на разные уровни бюджетов.

Также апеллянтом приведены сведения о проектах планировки и проектах межевания данного района адрес, развитии частных дошкольных учреждений района, предоставлении субсидий частным образовательным организациям как действия для разрешения сложившейся ситуации перенаполняемости указанных образовательных учреждений.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, выслушав представителей Администрации ГО адрес Республики Башкортостан ФИО2, ФИО3, поддержавших доводы жалобы, представителя Министерства образования и науки Республики Башкортостан ФИО4, полагавшего решение суда законным, объяснения прокурора ФИО5, согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурору также предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой адрес Республики Башкортостан, установлено и подтверждается письмами адрес городского округа адрес Республики Башкортостан от дата, дата, что в образовательных учреждениях, расположенных в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан, при организации образовательного процесса выявлены нарушения в части перенаполняемости образовательных учреждений количеством обучающихся лиц (л. д. 8-22).

Так, в МБДОУ Детский сад №..., проектной мощностью ... места, количество зачисленных (посещающих) – ... воспитанника, перенаполняемость составляет 179 % (л. д. 10).

В МБОУ Школа №... проектной мощностью дошкольных групп – ..., на конец дата - начало дата года количество зачисленных (посещающих) – ... воспитанников, перенаполняемость составляет ... %. Проектная мощность МБОУ Школа №... мест, количество обучающихся – ... человека, загруженность составляет .... Обучение организовано в ... обучающихся, ... обучающихся (л. д. 10, 11, 12-15).

дата году адрес в адрес Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан направлено 7 обращений по вопросу потребности в образовательных учреждениях в селе Нагаево (л. д. 10).

датаадрес городского округа адрес Республики Башкортостан в адрес Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан направлено обращение о незамедлительном рассмотрении вопроса о реконструкции здания МБОУ Школа №... с целью создания дополнительных мест для детей дошкольного возраста (л. д. 22).

датаадрес городского округа адрес Республики Башкортостан в адрес Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан направлена информация о потребности в строительстве школ и детских садов на территории адрес Республики Башкортостан в первоочередном порядке, в числе которых указаны школа в Квартале №... в жилом районе «Нагаево-Северное», два детских сада в адрес (л. д. 19-21).

датаадрес городского округа адрес Республики Башкортостан в адрес Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан направлена актуализированная информация о потребности в строительстве, реконструкции школ и садиков (л. д. 16-18).

Согласно ответу, представленному Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации ГО адрес Республики Башкортостан, в суд первой инстанции, в соответствии с Генеральным планом адрес, утвержденным решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№..., в адрес предусмотрено строительство общеобразовательных школ: на ... мест по адрес, на ... мест на пересечении улиц адрес... мест в квартале №..., на ... мест в квартале №..., на ... места - в квартале №... (л. д. 146-148).

Постановлением Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории квартала №... в жилом районе «Нагаево» в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан» утвержден проект планировки и проект межевания, предусматривающий строительство общеобразовательной школы на ... мест, детского сада на ... мест в адрес (л. д. 150-160).

В муниципальной программе «Развитие образования в городском округе адрес Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№..., предусматривающей ее реализацию до дата года, была предусмотрена деятельность по сокращению доли обучающихся во вторую смену, которая ведется путем рационального использования, переоборудования под образовательную деятельность и проведения ремонтных работ имеющихся помещений организации образования, строительства новых школ. Основным решением вопроса по сокращению доли обучающихся во вторую смены является строительство новых школ. В связи с активным жилищным строительством возникла сложная ситуация по обеспечению общим и дошкольным образованием, в том числе в микрорайоне адрес. Решением вопроса по обеспечению общим и дошкольным образованием является строительство новых школ и детских садов.

Решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... утверждена Стратегия социально-экономического развития городского округа адрес Республики Башкортостан до 2030 года, приоритетными направлениями и проектами которой указано, в том числе повышение качества образования. Пунктом 3.2.3 стратегии предусмотрено создание современной образовательной среды, обеспечивающей подготовку востребованных экономикой города специалистов в соответствии с требованиями инновационного развития, предлагается инициатива «Доступное качественное образование». Стратегическая инициатива предполагает реализацию следующих проектов «Мой любимый детский сад», «Современная школа». В качестве мероприятий предусмотрены подготовка реестра объектов строительства/реконструкции/капитального ремонта муниципальных дошкольных образовательных учреждений в соответствии с потребностями жителей адрес; подготовка реестра объектов строительства новых школ и реконструкции существующих с целью увеличения количества мест и перевода обучения в общеобразовательных школах города в одну смену, и создания современных условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Постановлением Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... утвержден Порядок предоставления сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в городского округа адрес Республики Башкортостан, а также субсидий на финансирование расходов, возникающих при предоставлении сертификатов, удостоверяющих право на получение места в частных дошкольных образовательных организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих присмотр и уход на детьми дошкольного возраста в городского округа адрес Республики Башкортостан.

Постановлением Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... утвержден Порядок предоставления субсидии частным образовательным организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с реализацией основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также финансирование обеспечении затрат, связанных с выплатой компенсации части родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность.

Из договоров, заключенных Управлением образования Администрации городского округа адрес Башкортостан с ИП ФИО6 от дата, №..., от дата№...; с ИП ФИО7 от дата№..., от дата№..., усматривается, что указанным индивидуальным предпринимателям из бюджета городского округа в дата году предоставлялись субсидии в целях финансировании расходов, связанных с реализацией программ дошкольного образования, а также программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (л. д. 66-145)

Пунктом 2.7 Положения об Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденного решением от дата№... Совета городского округа адрес Республики Башкортостан, предусмотрено, что к полномочиям Администрации в социально-культурной сфере и образовании относятся действия по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных в полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан; предоставление дополнительного образования детям в муниципальных учреждениях.

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 4 Устава городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от дата№... к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного среднего, среднего общего образования по основным образовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами), организациям предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечения которого осуществляемся органами государственной власти Республики Башкортостан), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Разрешая спор и удовлетворяя требования административного иска, суд пришел к верному выводу об обоснованности его доводов о нарушении административным ответчиком п.п. 2.4.2, 3.1.1 и дата СП дата-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», выразившегося в допущении перенаполняемости школы и детского сада в селе Нагаево адрес. При этом судом учитывался уровень перенаполняемости школы и детского сада по количеству обучающихся лиц; период времени, истекший с даты принятия решений о строительстве учреждений; утверждение планов и не приведение их в исполнение. В связи с чем действия административного ответчика судом признаны недостаточными, не отвечающими требованиям ч.13 ст.16 Федерального закона от дата №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» об организации образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях. Подобное положение свидетельствует о наличии со стороны административного ответчика незаконного бездействия по ликвидации перенаполняемости детского сада и школы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апеллянта не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, установлены частью 1 статьи 9 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Пункты 1 и 4 статьи 9 данного Закона к ним относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизацию, ликвидацию муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации "Развитие образования". В соответствии с данной программой предусматривается механизм софинансирования строительства общеобразовательных учреждений за счет бюджетов Российской Федерации и субъекта.

В приложении N 3 к названному Постановления установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

Отбор проектов субъектов, на реализацию которых предоставляются субсидии из федерального бюджета осуществляется в соответствии с Приказом Минпросвещения России от дата N 112 "Об утверждении порядка проведения отбора проектов, на реализацию которых предоставляются субсидии из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" по заявке высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся: разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным ответчиком действенных мер по решению вопроса о соблюдении нормативной численности обучающихся в названных образовательных учреждениях не представлено. Строительство общеобразовательных организаций в селе Нагаево города Уфы за спорный период не проводилось. С дата была проведена работа, связанная с проектированием планировки территории, предусматривающим строительство школы и детского сада. Что является недостаточной мерой в сложившихся условиях. Тем не менее, действий по получению финансирования на строительство, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" не производилось.

Доказательств совершения каких-либо иных действенных мер, в том числе бесплатный подвоз учащихся из данных жилых массивов в другие общеобразовательные учреждения г. Уфы для организации и обеспечения получения ими доступного общего среднего образования по санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам, не представлено.

Также не представлено доказательств непосредственного участия административного ответчика в республиканских программах.

Пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Названное полномочие реализуется, как указано в приведенной норме, посредством предоставления субвенций местным бюджетам в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П указал, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Доказательств участия или действий ответчика, направленных на формирование и реализацию республиканской адресной инвестиционной программы, за указанный административным истцом период также не представлено.

Пунктом 1.3 Правил формирования и реализации Республиканской адресной инвестиционной программы (РАИП), утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№..., предусмотрено, что РАИП представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в законе Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств бюджета Республики Башкортостан (далее по тексту ГРБС) бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества и (или) на осуществление на территории Республики Башкортостан иных капитальных вложений по объектам капитального строительства, строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, или техническое перевооружение которых планируется осуществить полностью либо частично за счет средств бюджета Республики Башкортостан (далее - объекты капитального строительства).

Предоставление субсидий на объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с решениями Главы Республики Башкортостан, решениями Правительства Республики Башкортостан об утверждении государственных программ и нормативными правовыми актами Правительства Республики Башкортостан.

Объекты капитального строительства, находящиеся в муниципальной собственности, в отношении которых разработка и утверждение проектной документации, проведение технологического и ценового аудита, аудита проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации являются обязательными, включаются в проект РАИП при условии, что разработка проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проведение технологического и ценового аудита, аудита проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства осуществляются без использования средств бюджета Республики Башкортостан.

В соответствии с пунктами 1.12, 2.4 Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы муниципальными заказчиками объектов и мероприятий РАИП выступают муниципальные органы или муниципальные казенные учреждения, действующие от имени муниципальных образований, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки (далее - муниципальные заказчики).

Одновременно с предложениями о распределении предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на реализацию РАИП государственные и муниципальные заказчики представляют в республиканский орган исполнительной власти в уставной сфере деятельности (далее - РОИВ), а РОИВ - в Минэкономразвития РБ по каждому объекту и мероприятию, которые предлагаются для включения в проект РАИП, следующие документы:

а) по объектам:

паспорт инвестиционного проекта Республики Башкортостан по форме, установленной Минэкономразвития РБ;

копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, содержащего оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, и положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации (в случае, если проведение такой экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);

документы об утверждении проектной документации в соответствии с законодательством;

выписку из реестра государственного имущества Республики Башкортостан или муниципального имущества - в случае, если проводится реконструкция зданий и сооружений;

копии документов, подтверждающих направление в соответствующем финансовом году и плановом периоде собственных, заемных и других средств на финансирование объектов (в отношении объектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Башкортостан на условиях софинансирования);

справку, содержащую сведения о мощности объекта капитального строительства, подлежащего вводу в эксплуатацию, и планируемых сроках строительства и ввода в эксплуатацию;

документ, содержащий результаты оценки эффективности использования средств бюджета Республики Башкортостан, направляемых на капитальные вложения, проведенной ГРБС в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан;

копию положительного сводного заключения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием, полученного в соответствии с пунктами 2.2.7 и 3.7 Положения о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 2 августа 2019 года N 475 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием Республики Башкортостан" (в случае, если проведение публичного технологического и ценового аудита в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным);

б) по затратам на проектирование:

согласование изменений сметной стоимости по объектам РАИП при наличии заключения уполномоченного республиканского органа исполнительной власти в сфере строительства;

паспорт инвестиционного проекта Республики Башкортостан по форме, установленной Минэкономразвития РБ;

копию утвержденного задания на проектирование, включающего срок подготовки проектной документации (в случае, если предусмотрены бюджетные ассигнования на разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий, необходимых для подготовки такой документации);

копию градостроительного плана земельного участка;

обоснование невозможности или нецелесообразности применения типовой проектной документации, разработанной для аналогичного объекта капитального строительства, информация о которой включена в общедоступный банк данных экономически эффективной типовой проектной документации;

документ, содержащий результаты оценки эффективности использования средств бюджета Республики Башкортостан, направляемых на капитальные вложения, проведенной ГРБС в порядке, установленном Правительством Республики Башкортостан;

в) по объектам капитального строительства, в отношении которых планируется заключить контракт, предметами которого могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству и (или) реконструкции объекта капитального строительства:

решение Главы Республики Башкортостан о заключении такого контракта, принятое в соответствии с частью 16.1 статьи 34, частями 56 - 63 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

расчет начальной (максимальной) цены контракта, утвержденный государственным заказчиком.

Таким образом, учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих выполнение органом местного самоуправления обязанности по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях по санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам, доводы апеллянта являются необоснованными.

Требования к условиям обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях установлены санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", в соответствии с пунктом 3.1 которых в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, осуществляющих присмотр и уход за детьми, в том числе размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданиях, должны соблюдаться:

3.1.1. Количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее - дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты.

Для групп раннего возраста (до 3 лет) - не менее 2,5 м2 на 1 ребенка и для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки. Площадь спальной для детей до 3 лет должна составлять не менее 1,8 м2 на ребенка, для детей от 3 до 7 лет - не менее 2,0 м2 на ребенка. Физкультурный зал для детей дошкольного возраста должен быть не менее 75 м2.

Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В общеобразовательных организациях требования к условиям и организации обучения установлены этими же санитарными правилами, в соответствии с пунктом 3.4.14 которых количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом:

- не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Установленные нормативы площади являются научно обоснованными и их снижение приводит к ухудшению условий обучающихся и воспитанников (формирование негативных отклонений в состоянии здоровья, увеличение числа детей, имеющих школьно-обусловленные заболевания и др.). Переуплотненность учащихся в образовательных организациях ведет к увеличению случаев ОРЗ и ОРВИ заболеваемости детей.

Снижение уровня требований не послужит гарантом улучшения условий воспитания и обучения детей в образовательных организациях, а также не будет способствовать решению задачи по обновлению инфраструктуры существующих зданий образовательных организаций.

Факт бездействия ответчика в данном случае подтверждается материалами дела, так как с учетом перечисленных нормативных актов, участие в программах федерального и регионального уровня предусматривает первичное извещение о потребности и необходимости такого участия органом местного самоуправления.

Доводы апеллянта о том, что заявляя требования о возложении на администрацию городского округа г. Уфа обязанности обеспечить ликвидацию переполняемости, прокурор не конкретизировал, в каком порядке это необходимо сделать, какие определенные действия совершить, не указал на нормы федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы осуществления строительства, судебной коллегией признаются необоснованными. Орган местного самоуправления при исполнении возложенной законом обязанности самостоятельно избирает способ организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях по санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.

Также по названным основаниям несостоятельны доводы подателя жалобы о не установлении судом обязанности для соответчиков Министерства образования Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Министерства просвещения Российской Федерации.

Иные доводы апелляционной жалобы установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов стороны, изложенных при рассмотрении дела судом первой инстанции и получивших соответствующую оценку в решении суда, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает, и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО2 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Л.В. Портнова

судьи У.В. Зинова

И.И. Толмачева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата

Справка: судья ФИО9