Судья Иноземцева Э.В. дело № 2а-3214/2021
№ 33а-3950/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 1 декабря 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Стёпина А.Б.,
судей областного суда Берстневой Н.Н., Сорокиной О.А.,
при помощнике судьи Гут А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Берстневой Н.Н. административное дело по апелляционной жалобе Макарова Юрия Андреевича на решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 августа 2021 г. по административному исковому заявлению Макарова Юрия Андреевича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Астраханской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Астраханской области о признании решения о взыскании задолженности за счет имущества должника, решения Управления по жалобе недействительным,
установила:
административный истец Макаров Ю.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 6 по Астраханской области, Управлению ФНС по Астраханской области, указав, что Советским РОСП г. Астрахани возбуждено исполнительное производство № от 10 марта 2020 г. на основании решения МИФНС №6 по Астраханской области от 26 февраля 2020 года №2065 о взыскании налогов и сборов, включая пени, в размере 19011 рублей 20 копеек.
Административный истец не знал о наличии задолженности по налогам и сборам. 8 октября 2020 г. он обратился в МИФНС России №6 по АО с заявлением о предоставлении ему копий документа.
Согласно ответу от 30 октября 2020 г. №12-2824125 на 1 января 2020 г. за административным истцом числилась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 19011 рублей 20 копеек, было вынесено решение о взыскании денежных средств с налогоплательщика в банках № 1510 от 3 февраля 2020 г. и решение о взыскании задолженности за счет имущества должника от 26 февраля 2020 г. №2065. Копии решений налогового органа предоставлены не были.
Решением УФНС России по Астраханской области №115-Н от 21 мая 2021 г. жалоба Макарова Ю.А. на действия МИФНС России № 6 по Астраханской области оставлена без удовлетворения.
Поскольку требования по соблюдению процедуры взыскания налоговых платежей ответчиком нарушены, требование об уплате страховых взносов истец не получал, срок для предъявления требования об уплате недоимки по страховым взносам самостоятельно увеличен налоговым органом, к моменту возбуждения исполнительного производства Макаров Ю.А. утратил статус индивидуального предпринимателя и задолженность взыскана незаконно, административный истец просил суд просит признать недействительными решение МИФНС России №6 по Астраханской области о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика в банках № 1510 от 3 февраля 2020 г., решение МИФНС России № 6 по Астраханской области от 26 февраля 2020 г. №2065 и решение УФНС России по Астраханской области №115-Н от 21 мая 2021 г.
Решением Советского районного суда г. Астрахани от 16 августа 2021 г. административное исковое заявление Макарова Ю.А. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Макаров Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда по основанию нарушения норм материального права, неправильного определения обстоятельств имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
На заседание судебной коллегии представитель УФНС России по Астраханской области, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц и в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, выслушав Макарова Ю.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя МИФНС России № 6 по Астраханской области Фомичеву О.Н., возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы административного дела и дополнительно представленные доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Суд установлено, что Макаров Ю.А. с 28 февраля 2003 г. по 2 марта 2020 г. состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС России № 6 по Астраханской области.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации Макаров Ю.А. являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьей 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ, регулировавшей правоотношения до 1 января 2020 г.) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта (подпункт 1);
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (подпункт 2).
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно пункту 1 статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1)
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6).
Согласно статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума (пункт 1).
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.
В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма (пункт 3).
При недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса (пункт 7).
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Налоговом органом на основании статей 430, 432 Налогового кодекса Российской Федерации произведено начисление страховых взносов в фиксированном размере за 2017- 2020 годы в общей сумме 103645 рублей 08 копеек, в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 84 881 рубль 45 копеек (9 января 2018 г. за 2017 год в размере 23 400 рублей, 9 января 2019 г. за 2018 год в размере 26 545 рублей, 1 января 2020 г. за 2019 год в размере 29 354 рубля, 17 марта 2020 г. за 2020 год (с 1 января по 2 марта 2020 г.) в размере 5582 рубля 45 копеек);
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 18 763 рубля 63 копейки (9 января 2018 года за 2017 год в размере 4590 рублей, 9 января 2019 г. за 2018 год в размере 5840 рублей, 1 января 2020 года за 2019 г. в размере 6884 рублей, 17 марта 2020 г. за 2020 год (с 1 января по 2 марта 2020 года) в размере 1449 рублей 63 копейки).
Согласно данных налоговых деклараций по УСН за 2017-2019 гг., представленных заявителем в налоговый орган, доход налогоплательщика за 2017 год составил _ рубля, за 2018 год – _ рублей, за 2019 год – _ рублей, следовательно, величина страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 рублей составляет 17 850 рублей 84 копейки, в том числе за 2017 год в размере 8 844 рубля 64 копейки, за 2018 год – 7 773 рубля 20 копеек, за 2019 год - 1233 рублей. Указанные суммы страховых взносов начислены и отражены в карточке расчетов с бюджетом заявителя 2 июля 2018 г., 1 июля 2019 г., 3 июля 2020 г. соответственно.
Согласно данным карточки расчетов с бюджетом по страховым взносам, налогоплательщиком самостоятельно произведена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 48400 рублей, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 4590 рублей. В принудительном порядке с налогоплательщика взысканы страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на общую сумму 33 514 рублей 65 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование на общую сумму 7759 рублей 91 копейка.
За налогоплательщиком Макаровым Ю.А. по состоянию на 1 января 2020 г. числилась задолженность по страховым взносам на ОПС в размере 14035 рулей 35 копеек, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017-2019 гг. в размере 4975 рублей 85 копеек.
16 января 2020 г. в адрес налогоплательщика налоговым органом заказным письмом направлено требование № 255 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов по состоянию на 13 января 2020 г. в срок до 24 января 2020 г. уплатить в бюджет страховые взносы в общей сумме 19 058 рублей 73 копейки. Согласно отчету отслеживания почтового отправления, требование административный истец получил 04 февраля 2020 г.
Макаровым Ю.А. в установленный срок требование не исполнено.
Решением налогового органа от 03 февраля 2020 г. №1510 взысканы налоги, сборы, страховые взносы, пени, штраф, проценты за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств на сумму 19058 рублей 73 копейки, которое направлено Макарову Ю.А. простым письмом 4 февраля 2020 г.
В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете налогоплательщика, на основании статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации 26 февраля 2020 г. налоговым органом принято решение №1687 о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и в службу судебных приставов Советского РОСП г. Астрахани направлено постановление №2065 о взыскании страховых взносов, пени за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании №255.
Советским РОСП г. Астрахани в отношении Макарова Ю.А. было возбуждено исполнительное производство № от 10 марта 2020 г., на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области от 26 февраля 2020 г. №2065 о взыскании налогов и сборов, включая пени, в размере 19 011 рублей 20 копеек.
Не согласившись с решениями налогового органа, обратился с жалобой в УФНС по Астраханской области. Решением УФНС по Астраханской области №115-Н от 21 мая 2021 г. жалоба Макарова Ю.А. оставлена без удовлетворения.
Суд первой инстанции, дав оценку доказательствам по делу, пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, ввиду отсутствии у налогового органа правовых препятствий вынесения решения о взыскании денежных средств, решения о взыскании задолженности за счет имущества должника. Действия налогового органа основаны на нормах закона. Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых решений требованиям закона и нарушение этими актами прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Доводы административного истца о том, что налоговым органом не соблюдены требования к порядку направления решения №1510, а именно простой, а не заказной корреспонденцией, судом первой инстанции признаны не состоятельными, не влияющими на законность принятого налоговым органом решения.
Доводы административного истца о том, что к моменту возбуждения исполнительного производства Макаров Ю.А. утратил статус индивидуального предпринимателя и задолженность взыскана незаконно, суд первой инстанции признал несостоятельными, поскольку Макаров Ю.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 12 марта 2020 года, на момент взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика - 26 февраля 2020 г. Макаров Ю.А. являлся действующим предпринимателем. Вопреки доводам административного истца, доказательств, подтверждающих, что срок выставления требования о взыскании налогов, сборов от 13 января 2020 г. №255 пропущен, суду не представлено.
Судом первой инстанции признаны несостоятельными доводы административного истца о том, что задолженность по страховым взносам у него отсутствует, так как на 29 апреля 2020 г. у него имеется переплата по налогу на имущество, ввиду того, что на 29 апреля 2020 г. у Макарова Ю.А. числилась переплата по налогу на имуществу в сумме 13 730 рублей 52 копейки, которая 29 июня 2020 г. была зачтена в счет погашения задолженности по земельному налогу в МИФНС России №1 по Астраханской области по налогу на имущество физических лиц в Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Астрахани, о чем Макарову Ю.А. было известно.
Выводы районного суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Макарова Ю.А. направление МИФНС России № 6 решения № 1510 от 3 февраля 2020 г. о взыскании налога, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика простой, а не заказной почтой, не могут служить основание для удовлетворения административного иска исковых требований, так как не свидетельствуют о нарушении законных прав и интересов административного истца.
Доводы апелляционной жалобы Макарова Ю.А. о несогласии с расчетом задолженности не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность обжалованного судебного акта.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1.1).
Согласно сообщению МИФНС России № 6 по Астраханской области от 9 июля 2020 г. № 1074 о факте излишней уплаты (взыскания) налога Макаровым Ю.А по состоянию на 29 апреля 2020 г. по налогу на имущество физических лиц на сумму 13730, 52 руб. 29 июня 2020 г. излишняя уплата была зачтена в счет погашения задолженности по земельному налогу
Доводы апелляционной жалобы Макарова Ю.А. о том, что имевшаяся у него излишняя уплата по налогу на имущество физических лиц, позволяла налоговому органу произвести её зачет для погашения задолженности по страховым взносам, противоречат положениям пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Советского районного суда г. Астрахани от 16 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарова Юрия Андреевича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.