ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3247/20 от 25.11.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Кузнецова Н.В. Дело а-4327/2020

№ дела 1 инст. 2а-3247/2020

Апелляционное определение

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

судей Соловьева В.А., Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Прозоровой К.В.,

с участием представителя административного истца - Сармакеева С.П., представителя Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР Щелконоговой В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в <адрес> 25 ноября 2020 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административный иск Ивановой Л. Т. к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным, возложении обязанности удовлетворен. Признан незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении Ивановой Л. Т. и члену ее семьи Кутяновой Е. Н. государственного жилищного сертификата, оформленный протоколом от ДД.ММ.ГГГГ. Суд обязал Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики выдать Ивановой Л. Т. и члену ее семьи Кутяновой Е. Н. государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м, без обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Взысканы с Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики в пользу Ивановой Л. Т. судебные расходы на оплату госпошлины в сумме 300 руб. 00 коп.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Соловьева В.А., судебная коллегия

установила:

Иванова Л.Т. обратилась в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики о признании решения органа государственной власти незаконным. Исковые требования мотивированы тем, что Иванова Л.Т. является вдовой Иванова Н. В., участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Частью 1 и 2 статьи 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» членам семьи участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями) нуждающейся в улучшении жилищных условий категории граждан, к которым относится Иванова Л.Т., предоставляется социальная выплата на приобретение жилья. Распоряжением Главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГИванова Л.Т. и ее дочь Кутянова Е.Н. признаны нуждающимися в жилом помещении, а также участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». В соответствии с п. 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила ) для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе с приложением необходимых документов. Иванова Л.Т. для участия в основном мероприятии обратилась с заявлением в Администрацию МО «<адрес>» и предоставила необходимые документы. Однако Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в получении государственного жилищного сертификата Ивановой Л.Т. было отказано по следующим основаниям: в собственности Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н. находится по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 48,8 кв.м, т.е. на состав семьи из 2х человек приходится 32,5 кв.м. жилой площади. На состав семьи из 2х человек согласно указанных выше Правил жилое помещение предоставляется площадью 42 кв.м. Если участники подпрограммы не дают обязательство о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. По мнению ответчика, с учетом имеющегося у Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н. жилой площади, без обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, размер жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу составит менее 18 кв.м. (42 кв.м. – 32,5 кв.м.=9,5 кв.м), что является основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в силу п.16 Правил. Считает отказ в выдаче государственного жилищного сертификата незаконным, Просила суд:

1) Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении Ивановой Л. Т. и члену ее семьи Кутяновой Е. Н. государственного жилищного сертификата, оформленный протоколом от ДД.ММ.ГГГГ;

2) Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики выдать Ивановой Л. Т. и члену ее семьи Кутяновой Е. Н. государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м, без обязательства о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики Удмуртской Республики просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение - отказать в удовлетворении иска в полном объеме, поскольку судом учтены все 5 человек (9,76 кв.м. площади на каждого), зарегистрированных в квартире, а не 2 человека (19,52 кв.м. на каждого), которые имели право на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель административного истца с апелляционной жалобой не согласился, считая решение суда законным и обоснованным.

Иные, участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, были извещены о времени и месте судебного заседания, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ - гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 КАС РФ - Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Судом первой инстанции по делу установлены следующие обстоятельства.

Иванова Л.Т. является вдовой Иванова Н. В., участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается: удостоверением участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 г. серия Р , выданным на имя Иванова Н. В.; свидетельством о заключении брака между Ивановым Н. В. и Павловой Л. Т.; свидетельством о смерти Иванова Н. В..

Распоряжением Главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГИванова Л.Т. и ее дочь Кутянова Е.Н. признаны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•&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;??????????????????????????

ДД.ММ.ГГГГ Рабочей группой Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в предоставлении государственного жилищного сертификата Ивановой Л.Т. было отказано по следующим основаниям: в собственности Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н. находится по 1/3 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 48,8 кв.м, т.е. на состав семьи из 2х человек приходится 32,5 кв.м. На состав семьи из 2х человек согласно указанных выше Правил жилое помещение предоставляется площадью 42 кв.м. Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты Ивановой Л.Т. составляет менее 18 кв. метров (42 кв.м - 32,5 кв.м.).

Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, подвергшихся радиационному воздействию в связи с указанной аварией, членам их семей, в том числе вдовам, предоставляется ряд мер социальной поддержки.

В соответствии с.2 ч.1 ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В силу п. 4 ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи (обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз), распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно п.п. б п. 17.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в случае если право на обеспечение жилым помещением установлено частью второй статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", - члены семей умерших граждан - участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе их вдовы (вдовцы), признанные (которые могли быть признаны) членами семьи умершего гражданина в соответствии с подпунктом "а" пункта 17 настоящих Правил на дату его смерти;

Пункт 17 настоящих Правил устанавливает, что в отношении граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил: постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети и родители данного гражданина; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке;

Конституционный Суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда <адрес> и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило» разъяснил, что предназначение мер социальной поддержки, их правовая природа предопределяют характер обязанностей государства по отношению к инвалидам-чернобыльцам и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы как лицам, имеющим особый правовой статус. В силу требований, сформулированных в преамбуле и статье 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, которым были внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, законодатель обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ на момент принятия оспариваемого решения указанные меры государственной поддержки обеспечивались за счет «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

В соответствии с положениями статьи 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» основным условием, дающим гражданам, относящимся к категории «Граждане, пострадавшие в результате радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица», право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения), является признание их в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) органами местного самоуправления.

Согласно п.16 Правил Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек;

Согласно абз. 2-4 п.16(2) Правил в случае если гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи, не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, занимаемого указанными гражданами по договору социального найма.

В случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "а" или "е" пункта 5 настоящих Правил, либо гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику ведомственной целевой программы только в случае, если определенный в порядке, указанном в настоящем пункте, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы возможна при условии подписания указанным гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения (для граждан, проживающих в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищном фонде) или обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности указанных граждан жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно признания незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата Ивановой Л.Т. и ее дочери, так как он принят на основании неправильного толкования положений Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Правил .

Как правильно установлено судом первой инстанции, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают, кроме Ивановой Л.Т. и Кутяновой Е.Н., еще трое членов семьи – Кутянов И.С. – муж Кутяновой Е.Н., а также ее дети Кутянов М.И. и Кутянова Д.И.

На основании ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены исковые требования Ивановой Л.Т. к <адрес> и Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики УР о признании членом семьи, включении в список и расчете размера социальной выплаты. Признаны Кутянова Д. И., Кутянов М. И. членами семьи Ивановой Л.Т. Возложена обязанность на <адрес> включить Иванову Л.Т. в список граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат, с учетом членов ее семьи Кутяновой Е.Н., Кутянова М.И., Кутяновой Д.И. На Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики УР возложена обязанность рассчитать размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения Ивановой Л.Т. с учетом членов ее семьи Кутяновой Е.Н., Кутянова М.И., Кутяновой Д.И.

При этом на каждого члена семьи приходится по 9,76 кв.м (48,8 кв.м/5), т.е. на двоих (Иванова Л.Т. и Кутянова Е.Н.) – 19,52 кв.м.

Соответственно Иванова Л.Т. имеет право на государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты которого рассчитан из площади жилого помещения 22,48 кв.м. (42 кв.м. - 19,52 кв.м).

При таких обстоятельствах, отказ в выдаче Ивановой Л.Т. и члену ее семьи государственного жилищного сертификата противоречит как указанным выше положениям специального законодательства, так и ст.2, ч.1 ст.7 и ст.18 Конституции РФ.

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на неверном толковании материального права не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, по существу доводы повторяют позицию Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики УР в суде первой инстанции, относительно которых судом сделаны обоснованные выводы в судебном решении, с которыми необходимо согласиться.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики УР без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в 6 кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев.

Председательствующий судья

Судьи

копия верна судья Захарчук О.В.