Судья: Никитина С.Н. адм. дело № 33а-3048/2022 (2а-3251/2021) АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 12 апреля 2022 г. г. Самара Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Хлыстовой Е.В., судей Ромадановой И.А., Роменской В.Н., при помощнике судьи Сычевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административных истцов ФИО1, ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО4 – ФИО3на решение Советского районного суда г. Самары от 18 октября 2021 г. по административному делу № 2а-3152/21 по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации г.о. Самара, Комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Отдела образования Советского и Железнодорожного районов г.Самары о признании бездействия незаконным, заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., пояснения представителя административного ответчика Департамента образования Администрации г.о. Самара ФИО5, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия установила: Административные истцы ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Комиссии по комплектованию дошкольных образовательных учреждений Отдела образования Советского и Железнодорожного районов г. Самары о признании незаконным бездействия, выразившееся в не предоставлении места несовершеннолетнему ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории <адрес> района г.о. Самара в 2021/2022 учебном году, ссылаясь на то, что истцы находятся в официальном браке, в браке родился сын ФИО4ДД.ММ.ГГГГ с целью своевременного зачисления ребенка в детское дошкольное учреждение податель жалобы обратился с заявлением № о предоставлении мест детям в организациях, реализующих программы дошкольного образования. Податель жалобы с супругой и ребенком проживают по адресу: <адрес>, поэтому ФИО1 указал список предпочтительных детских садов: МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №». ФИО4 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в детском саду. На сегодняшний день ребенок так и не направлен в детский сад, ребенок остро нуждается в получении общедоступного бесплатного дошкольного образования в детском саду, так как супруге ФИО1 – ФИО2 необходимо выйти на работу для помощи в содержании семьи. Истцы обращались к ответчику и в прокуратуру, губернатору Самарской области, все жалобы перенаправлены в администрацию. Решением Советского районного суда г. Самары от 18 октября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано (т. 1 л.д. 138-144). В апелляционной жалобе представитель административных истцов ФИО3 просит решение суда отменить, и признать незаконным бездействие Администрации г.о. Самары, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему ФИО4, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории <адрес> г.о. Самары в 2021/2022 учебном году (т. 1 л.д. 150-152) В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Департамента образования Администрации г.о. Самара по доверенности ФИО5 возражала против доводов апелляционной жалобы, с решением суда первой инстанции согласна. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ). Судом первой инстанции установлено, что родителями несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются ФИО1, ФИО2 Несовершеннолетний ФИО4 имеет регистрацию по адресу: <адрес>. Ребенок зарегистрирован в ЕИС ДОУ, как нуждающийся в МДОУ в г.о.Самара, установлены приоритетные детские сады МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №», МБДОУ «Детский сад №». Льготы не первоочередное предоставление места в детском саду не имеет. Административным ответчиком письмом от 14.07.2021 г. в связи с отсутствием свободных мест в приоритетных детских садах и с целью обеспечения права ребенка на дошкольное образование ФИО1 предложено рассмотреть вопрос об устройстве ребенка в дошкольных организациях со свободными местами в иных районах, сообщено, что функционируют группы кратковременного пребывания в МБДОУ Октябрьского, Промышленного и Советского внутригородских районах и необходимо обратиться к руководителям МДОУ. В материалы дела представлен список вакантных мест, согласно которого на данный момент вакантные места возрастной группы ФИО4 отсутствуют, несовершеннолетний ФИО4 учтен в очереди на получение места в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» в <адрес>, позиция в очереди на 14.10.2021 г.‑25, в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» г.о.<адрес>, позиция в очереди – 27, в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» в <адрес>, позиция в очереди на 14.10.2021 – 36, в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №» г.о.Самара, <адрес>, позиция в очереди на 14.10.2021 – 31, в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №» г.о.Самара, <адрес>, позиция в очереди - 23. Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности утверждения административных истцов о нарушении их прав со стороны административных ответчиков, о нарушении законодательства, а также прав и законных интересов административных истцов. В связи с чем отказал в удовлетворении административных исковых требований. С такими выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, так как они основаны на неправильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. Так, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на соблюдении принципа обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Согласно статье 5 данного Федерального закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. В силу статьи 67 того же Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом (часть 2). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 названной статьи и статьей 88 указанного Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4). Таким образом, федеральный законодатель, регламентируя вопросы организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, предусмотрев, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, одновременно закрепил право родителей (законных представителей) ребенка в таком случае для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаться непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования. Согласно Положению «О Департаменте образования Администрации городского округа Самара», утвержденному Решением Думы городского округа Самара от 26 марта 2009 г. N 707, Департамент образования Администрации г.о. Самара является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования (п.1.1). Основными задачами Департамента является, в том числе создание и обеспечение условий для реализации прав граждан на общедоступное, бесплатное и качественное образование (п.2.2). В целях выполнения возложенных задач Департамент организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных учреждениях городского округа Самара в сфере образования (п.3.1). Таким образом, к ведению Департамента образования Администрации г.о. Самара относится обеспечение местами в муниципальных дошкольных учреждениях для получения бесплатного дошкольного образования. Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22). Таким образом, требование территориальной доступности детских дошкольных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, напрямую исходит из необходимости обеспечения конституционного права на общедоступность дошкольного образования для всех детей вне зависимости от их места проживания. При отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях уполномоченный орган предлагает свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка, а также принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в списке очередников. Материалами дела подтверждено, что у несовершеннолетнего ФИО4 имеются все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган). В связи с этим у Департамента образования Администрации г.о. Самара возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных административным истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании. Однако мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении, Департаментом образования предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, а также иные вариативные формы получения дошкольного образования не предлагались. Таким образом, суд первой инстанции разрешил спор без установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего административного дела. По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. В рассматриваемом случае, такая совокупность установлена. На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение. При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает выводы суда неправильными, полагая, что они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств. В связи с изложенным решение суда об отказе в удовлетворении данных требований нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене в части признания незаконным бездействие Департамента образования Администрации г.о. Самара, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему ФИО4, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. Вместе с тем, требование административного истца о предоставлении места в дошкольным учреждении конкретно на территории <адрес> г.о. Самары не обоснованы, поскольку уполномоченный орган может предлагать свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка, при этом принимает меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранение учета ребенка в списке очередников, не обязательно, что дошкольные учреждения должны быть расположенным только в <адрес> г.о. Самары. Отраслевым (функциональным) органом Администрации г.о. Самара через который Администрация г.о. Самары осуществляет свои полномочия в сфере образования является Департамент образования Администрации г.о. Самары, именно данный специализированный орган является надлежащим ответчиком по делу, к другим административным ответчикам требования Ф-вых не подлежат удовлетворению. Оснований для удовлетворения в остальной части заявленных требований административного истца судебная коллегия не находит. Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Советского районного суда г. Самары от 18 октября 2021 г. отменить. Принять по делу новое решение, которым административный иск ФИО1, ФИО2, действующих в интересах несовершеннолетнего ФИО4 удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Департамента образования Администрации г.о. Самара, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждения в доступной близости от места проживания. В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать. Апелляционную жалобу удовлетворить частично. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу. Председательствующий Судьи |