ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3271/20 от 20.08.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Берулько Е.Г. дело № 33а – 16691/2020 (№ 2а-3271/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«20» августа 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Зенина В.А., Сидорова В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Филипчуком Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2020 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с административными исковыми требованиями к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене предписания. В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной в отношении администрации муниципального образования г. Краснодар проверки административным ответчиком выдано предписание от 27 сентября 2019 г. № 2799, в котором указано на выявленные нарушения при принятии решения о согласовании перепланировки и переустройства квартиры <Адрес...>. Установлен срок до 29 ноября 2019 г. для прекращения этих нарушений.

Вынесенное предписание администрация муниципального образования г. Краснодар полагает не соответствующим правовым актам и нарушающим ее права и законные интересы, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2020 г. суд признал незаконным и отменил предписание государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27 сентября 2019 г. № 2799.

С указанным решением суда не согласилась врио руководителя государственной жилищной инспекции Краснодарского края ФИО1 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на необоснованность выводов суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований. ФИО1 также указала, что при организации и проведении проверки от 9 сентября 2019 г. грубых нарушений требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущих недействительность результатов проверки, допущено не было.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, выслушав представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, представителя администрации муниципального образования г. Краснодар ФИО3, возражавшую против апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Приходя к выводу об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что проверка назначена административным ответчиком незаконно, поскольку в ее предмет и задачи проведения включен вопрос, не содержавшийся в обращении, решение по которому фактически не принималось.

Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также - неправильном применении норм материального права.

Так, из материалов дела следует, что 16 апреля 2019 г. администрацией муниципального образования г. Краснодар принято решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме по адресу: <Адрес...>.

В Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края из Управления Президента по работе с обращениями граждан и организаций поступило обращение ФИО4 об отмене решения администрации муниципального образования г. Краснодар о разрешении перепланировки нежилого помещения № 1 цокольного этажа многоквартирного дома по ул. Зиповской, 37.

На основании распоряжения заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 09 сентября 2019 г. № 3365 проведена проверка в отношении администрации муниципального образования г. Краснодар.

Пунктом 6 распоряжения определено, что задачей проверки является обеспечение соблюдения администрацией муниципального образования г. Краснодар обязательных требований ч. 3 ст. 36, ч. 6 ст. 40 ЖК РФ при осуществлении согласования перевода жилого помещения - квартиры № 1 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартиры <Адрес...>

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки № 3739 от 27 сентября 2019 г., в котором отражены выявленные при ее проведении нарушения, выразившиеся в том, что решение о согласовании переустройства, перепланировки помещения принято в отсутствие согласия собственников помещений многоквартирного дома, что нарушает требования ст. ст. 27, 36, 40 ЖК РФ.

27 сентября 2019 г. государственной жилищной инспекцией в адрес администрации муниципального образования город Краснодар вынесено оспариваемое предписание № 2799 о прекращении в срок до 29 ноября 2019 г. выявленных нарушений.

В силу ст. 20 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Исходя из п. 4.2 ст. 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

На территории Краснодарского края органом, осуществляющим государственный жилищный надзор, является Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, действующая на сновании положения, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края от 05 октября 2006 г. № 861.

В соответствии с п. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Судебная коллегия полагает, что вывод суда о допущенных административным ответчиком грубых нарушений действующего законодательства при проведении проверки в отношении решения администрации муниципального образования г. Краснодар о разрешении перепланировки нежилого помещения № 1 цокольного этажа многоквартирного дома по ул. Зиповской, 37, поскольку в ее предмет включен вопрос, не содержавшийся в обращении, основан на неправильном толковании норм материального права.

Так, в соответствии с п. п. 5.1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки указываются подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов).

ФИО5 не обращался в администрацию муниципального образования г. Краснодар с вопросом перевода квартиры <Адрес...> в жилое помещение.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определен перечень грубых нарушений требований закона при проведении проверок.

Нарушение Государственной жилищной инспекции Краснодарского края п.п. 5.1 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не отнесено к таким нарушениям.

Согласно ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

В силу п. 14 ч. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством предела распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 36 ЖК РФ).

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ в целях перепланировки или переустройства собственник помещения или уполномоченное лицо в случае если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, помимо прочего подают протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Аналогичные правила установлены ст. ст. 246-247 ГК РФ, согласно которым владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно подп. «в» пункта 2 раздела 1 Правил содержания, общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

На основании требований п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.

Из материалов административного дела следует, что решение о согласовании переустройства и перепланировки помещения в многоквартирном доме по адресу: <Адрес...> цокольного этажа было принято в отсутствие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <Адрес...>.

Указанным нормативным положения действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела судом первой инстанции при принятии решения не была дана надлежащая оценка.

В связи с чем, оснований для признания незаконным предписания государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27 сентября 2019 г. № 2799 у суда не имелось.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции об удовлетворении административных исковых требований администрации муниципального образования г. Краснодар основан на неверной оценке фактических обстоятельств дела и неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных администрацией муниципального образования г. Краснодар административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

апелляционную жалобу представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края ФИО1 удовлетворить.

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2020 г. отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования г. Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене предписания отказать.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий Лободенко К.В.

Судья Сидоров В.В.

Судья Зенин В.А.