ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3285/2022 от 11.10.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Судья – Маркина О.Е. Дело № 33а-11488/2022 (2 инстанция)

№ 2а-3285/2022 (1 инстанция)

УИД: 52RS0005-01-2021-003844-80

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 11 октября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ворониной Т.А.

судей Кулаевой Е.В., Есыревой Е.В.

при секретаре судебного заседания Петуховой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционным жалобам Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области,

Правительства Нижегородской области

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 11 мая 2022 года

по административному исковому заявлению Усова ФИО18 к Правительству Нижегородской области, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Министру градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО19.Раковой, Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Кулаевой Е.В., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А

Усов ФИО20. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Нижегородской области, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Министру градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО21.Раковой, Министерству экономического развития Российской Федерации о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия.

В обоснование административного иска указал, что 03.12.2020 Нижегородский областной суд вынес решение по делу№3а-739/2020. Данным решением Нижегородский областной суд установил, что графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет» утверждалась решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. На официальных ресурсах (включая официальный сайт Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, официальный сайт Администрации Кстовского района Нижегородской области, ресурс ФГИС ТП) размещена Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет», которая не утверждена решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. Иными словами, на официальных ресурсах ошибочно опубликована неутвержденная Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет». Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет», которая на самом деле утверждалась решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175, представлена Администрацией Запрудновского сельсовета в материалы дела №3а-739/2020, рассмотренного Нижегородским областным судом. Административный истец считает, что на сегодняшний момент складывается ситуация, исходя из которой на официальном ресурсе ФГИС ТП, размещена Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет», которая никем и никогда не утверждалась. В действительности утвержденная версия Графической части Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет» представлена администрацией Запрудновского сельского совета в материалы дела №3а-739/2020.

Административный истец считает, что по смыслу ч.9. ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Письма Минрегиона России от 21.01.2013 №440-ВГ/02, п.5.11 Приказа Минрегиона РФ от 26.05.2011 №244, утвержденная версия Генерального плана муниципального образования (включая графическую часть) должна быть опубликована на сайте ФГИС ТП.

Истец обратился в Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области со следующими требованиями: 1.Удалить графическую часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области с ресурса ФГИС ТП, поскольку размещенная на данном ресурсе графическая часть не была утверждена решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. 2.Разместить графическую часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, предоставленную Администрацией Запрудновского сельского совета в материалы дела №3а-739/2020 (рассмотрено Нижегородским областным судом) на официальном ресурсе ФГИС ТП, поскольку, как установил суд, именно в таком виде графическая часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области утверждалась решением Сельского Совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. Согласно ответу Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 04.03.2020, Министерство отказывается разместить в действительности утвержденную версию Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, так как Решение не возлагает на Министерство такую обязанность. В соответствии с решением Нижегородского областного суда №3а-739/2020 от 03.12.2020 года сообщение о решении суда в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По состоянию на дату подачи данного административного искового заявления соответствующие сообщения не опубликованы, что является, по мнению истца, нарушением ч.1 ст.16 КАС РФ. Решение Нижегородского областного суда №3а-739/2020 от 03.12.2020 года полностью проигнорировано.

Таким образом, административный истец считает, что по смыслу ч.1 ст.218 КАС РФ бездействиями административных ответчиков нарушаются права административного истца как собственника земельных участков, располагающихся в границах Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, поскольку на сегодняшний момент в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) размещен Генеральный план Муниципального образования Запрудновский сельсовет, который не утверждался решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. Кроме того, права административного истца нарушаются бездействиями административных ответчиков, поскольку последние не опубликовали на своих сайтах сообщение о Решении Нижегородского областного суда №3а-739/2020 от 03.12.2020.

Административный истец просит суд:

1.Признать незаконными бездействия Правительства Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, выразившиеся в уклонении об обеспечения публичного доступа к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденному решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175, и материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).

2.Обязать Правительство Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области обеспечить публичный доступ к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденному решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175, и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

3.Признать незаконным бездействия Правительства Нижегородской области, выразившееся в уклонении от обязанности по размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020.

4.Обязать Правительство Нижегородской области разместить на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020 в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.

5.Признать незаконным бездействия Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, выразившееся в уклонении от обязанности по размещению на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020.

6.Обязать Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области разместить на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020.

К участию в деле в качестве соответчика привлечены Министр градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области ФИО22.Ракова, Министерство экономического развития Российской Федерации; в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г.Н.Новгорода, Администрация Нижегородского района г. Н. Новгорода, глава администрации Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области Разсоха ФИО23

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 11 мая 2022 года постановлено: « Признать незаконными бездействие Правительства Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, выразившиеся в уклонении от обеспечения публичного доступа к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновскеого сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175, а также материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Возложить на Правительство Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда предоставить публичный доступ к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновскеого сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175, а также материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Усова ФИО24 отказать.»

В апелляционной жалобе Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что Министерство не является обладателем информации Генерального плана Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района нижегородской области от 26.12.2013 № 175, также материалов по его обоснованию; в Министерство не поступало иной версии, кроме той, что размещена во ФГИС ТП.

Указали, то в настоящее время в соответствии с государственным заданием в 2021 году ГБУ НО «Институт развития агломерации Нижегородской области» выполнены проекты комплексной актуализации генеральных планов пяти сельских поселений Кстовского муниципального района Нижегородской области, в том числе, проект актуализации Генерального плана Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области. В целях согласования в соответствии с положениями ст. 25 Гк РФ данный проект размещен во ФГИС ТП для согласования с уполномоченными органами. Также указали, что действующим законодательством не предусмотрена процедура замены проекта во ФГИС ТП. Считают решение суда не исполнимым и подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

В апелляционной жалобе Правительства Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что подчинение органа исполнительной власти вышестоящему органу не свидетельствует о единстве правового статуса указанных органов и наличии у обоих органов соответствующих полномочий на совершение действий, которые суд считает необходимыми для восстановления прав административного истца. Указали, что Министерства и иные органы исполнительной власти в структуру Правительства Нижегородской области не входят. Считаю решение суда незаконным, неисполнимым, подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области Мусаева ФИО25 и Голодухина ФИО26., действующие на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержали. Пояснили, что в настоящее время разработан, утвержден и опубликован новый генеральный план, где отражены все земельные участки административного истца. Считают, что решение суда является неисполнимым, просили в удовлетворении, заявленных требований отказать.

Представитель Правительства Нижегородской области Сивкова ФИО27., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель истца Владимиров ФИО28 действующий на основании доверенности, с доводами апелляционных жалоб не согласился, поддержал предоставленные возражения на апелляционные жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, законность обжалуемого решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей административного истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 46 Конституции РФ гарантировано право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя административные исковые требования Усова ФИО29., суд первой инстанции исходил из того, что размещение во ФГИС ТП неутверждённого Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области нарушает ч.9 ст.9 Градостроительного кодекса РФ, Письму Минрегиона России от 21.01.2013 года №440-ВГ/02, п. 5.11 Приказа Минрегиона РФ от 26.05.2011 года №244, также нарушает права административного истца как собственника земельных участков, административно входящих в Запрудновский сельсовет, поскольку данная ситуация создает правовую неопределенность статуса данных земельных участков, поскольку по опубликованному Генеральному плану данные участки входят в одну зону, по утвержденному в действительности Генеральному плану в другую. Кроме того, в опубликованной и утвержденной версиях Генерального плана по разному указана граница д. Кувардино. По одному генеральному плану земельные участки административного истца находятся в границе д. Кувардино, а по другому - нет.

Судебная коллегия находит выводы суда о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска ошибочными, исходя из следующего.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Вопреки выводам суда первой инстанции, совокупности таких условий по настоящему делу не установлено.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03 декабря 2020 года Нижегородским областным судом принято решение по административному делу №3а-739/2020 по административному исковому заявлению Усова ФИО31. о признании недействующими отдельных положений генерального плана сельского поселения «Запрудновский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением Запрудновского сельского Совета Кстовского района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175, правил землепользования и застройки сельского поселения «Запрудновский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области, утвержденных решением Запрудновского сельского Совета Кстовского района Нижегородской области от 26.09.2017 года №26, которым административное исковое заявление Усова ФИО32. удовлетворено частично.

Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу правила землепользования и застройки сельского поселения Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением Запрудновского сельского Совета Кстовского района Нижегородской области от 26.09.2017 года №26 (с изменениями), в части: установления в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] территориальной зоны Ж-1Б - «Зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками (1-3 эт. инвестиционные площадки)/резерв»; установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер] территориальной зоны Ж-1Б - «Зона застройки индивидуальными отдельно стоящими жилыми домами с приусадебными земельными участками (1-3 эт. инвестиционные площадки)/резерв»; установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] территориальных зон: СХ / Т-ЗА - «Пашня» / «Главная и основная улица населенного пункта (проектная)».В удовлетворении административного искового заявления Усова ФИО33. в части требований о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу генерального плана сельского поселения «Запрудновский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением Запрудновского сельского Совета Кстовского района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175 (с изменениями), в части: исключения земельных участков с кадастровыми номерами [номер] из границ д.Кувардино Кстовского района Нижегородской области; установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер], [номер] следующих функциональных зон: рекреационная зона - «Зеленые насаждения специального назначения», производственная зона - «Территория производственных, коммуникационно-складских, транспортных и прочих предприятий/резерв», а не функциональной зоны жилая зона - «Застройка индивидуальными домами с приусадебными участками (1-3 эт.)»;установления в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер][номер] функциональной зоны общественно - деловая зона - «Территория спортивных сооружений/резерв», а не функциональной зоны жилая зона - «Застройка индивидуальными домами с приусадебными участками (1-3 эт.)»;установления в границах земельных участков с кадастровыминомерами [номер], [номер] функциональной зоны общественно – деловая зона - «Территория спортивных сооружений/резерв», а не функциональной зоны - жилая зона - «Застройка индивидуальными домами с приусадебными участками (1-3 эт.)»;установления в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] функциональной зоны - зона транспортной инфраструктуры - «Автодорога федерального значения», а не функциональной зоны - жилая зона - «Застройка индивидуальными домами с приусадебными участками (1-3 эт.)»;установления в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] функциональных зон: общественно-деловая зона - «Территория центра, подцентра (зона деловой и коммерческой активности)/резерв»; производственная зона - «Территория производственных коммунально-складских, транспортных и прочих предприятий/резерв», а не функциональной зоны - жилая зона - «Застройка индивидуальными домами с приусадебными участками (1-3 эт.) – отказано.

Сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение вступило в законную силу 12 декабря 2019 года.

Из представленных материалов дела следует, что административный истец обращался в Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области со следующими требованиями:

1.Удалить графическую часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области с ресурса ФГИС ТП, поскольку размещенная на данном ресурсе графическая часть не была утверждена решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175.

2.Разместить графическую часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, предоставленную Администрацией Запрудновского сельского совета в материалы дела №3а-739/2020 (рассмотрено Нижегородским областным судом) на официальном ресурсе ФГИС ТП, поскольку, как установил суд, именно в таком виде графическая часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области утверждалась решением Сельского Совета Запрудновского сельсоветаКстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175.

Согласно ответу Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 04.03.2020 года, Министерство отказывается разместить в действительности утвержденную версию Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, так как решение не возлагает на Министерство такую обязанность.

В соответствии с ч.9 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, доступ к утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, документам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документам территориального планирования субъекта Российской Федерации, документам территориального планирования муниципальных образований и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования должен быть обеспечен с использованием официального сайта соответственно уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в срок, не превышающий десяти дней со дня утверждения таких документов.

Согласно Уставу муниципального образования «Запрудновский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области ( в редакции решения сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 1 марта 2013 года № 147), утверждение генерального плана Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области, включая внесение изменений относилось к вопросам местного значения Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области.

В 2012-2013 годах в Правительстве Нижегородской области проходило согласование проекта генерального плана Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области. Данный генеральный план был согласован письмом за подписью Губернатора Нижегородской области и впоследствии утвержден решением Сельского совета Запруднновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области от 26.12.2013 № 175 с изменениями от 20.11.2014 № 206.

На официальных информационных ресурсах (ФГИС ТП ГИСОГД НО) обеспечен доступ к генеральному плану Запрудновского сельсовета в редакции решения сельского совета Запрудновского сельского совета Кстовского района Нижегородской области от 20 ноября 2014 года № 206.

В соответствии с законом Нижегородской области от 04 декабря 2019 года № 163-З « О внесении изменений в статьи 2 и 2.1 Закона Нижегородской области « О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области » Правительство Нижегородской области стало осуществлять полномочия по подготовке проектов генеральных планов городских округов. Городских и сельских поселений, подготовка проектов изменений в генеральные планы городских округов, городских и сельских поселений Кстовского муниципального района с 01 января 2020 года.

Правительство Нижегородской области в целях оптимизации работы по реализации задач, возложенных на него как на высший орган исполнительной власти, в соответствии с Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-З « О Правительстве Нижегородской области» формирует министерства и иные органы исполнительной власти, которые самостоятельны при решении вопросов, входящих в их компетенцию.

В соответствии с положением « О Министерстве градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 16 апреля 2020 г. N 308, Министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченным в сфере градостроительной и архитектурной деятельности и в сфере контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной и архитектурной деятельности, выполняет в пределах своих полномочий исполнительно-распорядительные, координационные и иные функции государственного управления и регулирования в области градостроительной и архитектурной деятельности на территории Нижегородской области.

В соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года №289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования» Министерство экономического развития Российской Федерации является оператором федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП).

Обращаясь с настоящим иском к административным ответчикам, Усов ФИО34 обосновывая свою позицию исходил того, что та версия графической части генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет», которая в настоящее время размещена на официальных ресурсах, Запрудниковским сельским советом не утверждалась, поскольку был размещен один из черновиков данной графической части.

Данные обстоятельства, действительно установлены в мотивировочной части решения Нижегородского областного суда от 03 декабря 2020 года по делу № 3а-739/2020 (л.д. 106-138 т.2). Утвержденная версия графической части Генерального плана Запрудновского сельсовета предоставлена суду, приобщена к материалам дела и положена в основу выводов решения по данному спору.

В рамках вышеуказанного административного дела представитель администрации Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области пояснял, что администрация многократно пыталась исправить допущенную ошибку; так в декабре 2019 года обращались в администрацию Кстовского муниципального района Нижегородской области, в Министерство градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области и просили разместить верную, утвержденную в 2013 году графическую часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет». Исправить тем самым допущенную техническую ошибку, на что получили ответ, согласно которому на сегодняшний момент не существует механизма исправления таких технических ошибок.

Возлагая на административных ответчиков Правительства Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области обязанность по обеспечению публичного доступа к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновскеого сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175, а также материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, суд не учел правовой статус данных организаций и не установил наличие или отсутствие у данных органов соответствующих полномочий и технической возможности для восстановления нарушенных прав административного истца, при их наличии.

Федеральная государственная информационная система территориального планирования создана в соответствии с частью 1 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и "Правилами ведения Федеральной государственной информационной системы территориального планирования", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 289.

Согласно пунктам 6, 8 Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 289, информацию, указанную в пунктах 1 - 3.1, 5.1 и 5.2 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обладатели информации размещают в федеральной информационной системе.

Информацию, указанную в пунктах 5, 6 и 7 части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обладатели информации размещают по своему выбору в федеральной информационной системе либо в создаваемых ими государственных и муниципальных информационных системах с обязательным размещением в федеральной информационной системе данных, описывающих контекст, содержание, структуру информации и обеспечивающих управление ею (метаданные), и с обязательным предоставлением доступа к метаданным посредством портала федеральной информационной системы.

Обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, доступ к которой обеспечивается посредством портала федеральной информационной системы, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам информации, утверждаемым оператором федеральной информационной системы.

В соответствии с пунктом 8 Требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утвержденных приказом Минрегиона России от 19.09.2018 № 498 должны были соответствовать перечень слоев, структура атрибутивных данных, состав справочников, правила цифрового описания объектов карт, представленных с использованием электронных сервисов обмена данными в сети Интернет или для загрузки на программно-аппаратные средства оператора ФГИС ТП в векторной модели пространственных данных в составе проектов и документов территориального планирования.

Из представленных суду апелляционной инстанции доказательств следует, что 08.02.2021 года Глава администрации Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области Разсоха ФИО35 в порядке обращения направлял в Министерство градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области графическую часть Генерального плана муниципального образования « Запрудновский сельсовет» Кстовского муниципального района Нижегородской области, предоставленную администрацией в материалы дела № 3а-739/2020, рассмотренного Нижегородским областным судом.

На данное обращение был предоставлен ответ от 09.03.2021 № Исх-406-100465/21 о том, что предоставленные материалы генерального плана Запрудновского сельсовета, в составе карты развития объектов и сетей инженерно-технического обеспечения (электроснабжения и связь) и положение о территориальном планировании, предоставленные для размещения во ФГИС ТП, не соответствуют установленным приказом Минэкономразвития России форматам.

Данные обстоятельства подтверждают, что административные ответчики не являются обладателями информации генерального плана Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 № 175, а также материалов по его обоснованию.

Кроме того, суду апелляционной инстанции предоставлено постановление Правительства Нижегородской области № 680 от 26.08.2022 года об утверждении генерального плана Кстовского муниципального округа Нижегородской области применительно к населенным пунктам, входящим в состав административно-территориального образования Запрудновский сельсовет, входящего в состав Кстовского муниципального округа Нижегородской области и территории Кстовского муниципального округа Нижегородской области за границами этих населенных пунктов, в соответствии с которым утвержден генеральный план Кстовского муниципального округа Нижегородской области применительно к населенным пунктам, входящим в состав административно-территориального образования Запрудновский сельсовет, входящего в состав Кстовского муниципального округа Нижегородской области, и территории Кстовского муниципального округа Нижегородской области за границами этих населенных пунктов.

Согласно предоставленных сведений из ФГИС ТП генеральный план опубликован 12 сентября 2022 года.

Из анализа, представленного фрагмента карты функциональных зон генерального плана, следует, что земельные участки, принадлежащие на праве собственности Усову ФИО36 учтены. Доводы административного истца о том, что при разработке нового генерального плана не было принято во внимание решение Нижегородского областного суда от 03 декабря 2020 года, а именно зонирования земельных участков, принадлежащих Усову ФИО37., правового значения в рассматриваемом споре не имеет.

Поскольку предметом настоящего спора является установление обстоятельств нарушения прав административного истца в отсутствии в ФГИС ТП в полном объеме информации, указанной в части 2 статьи 57.1 Градостроительного кодекса РФ, и факт нарушения прав заявителя на получение информации, поскольку право граждан на получение информации гарантировано ст. ст. 24 и 29 Конституции Российской Федерации, а также наличие бездействия органов власти по предоставлению ( размещению) информации.

Из выше установленного следует, что генеральный план сельского поселения «Запрудновский сельсовет» Кстовского района Нижегородской области опубликован 11 апреля 2014 года, согласно сведений ФГИС ТП имеет статус действующий. Доказательств того, что изменения или дополнения в установленном законом порядке вносились в данный Генеральный план, материалы дела не содержат. Также установлено, что решение Нижегородского областного суда от 03 декабря 2020 года, вступило в законную силу, опубликовано. Данным решением Нижегородского областного суда от 03 декабря 2020 года вопрос о возложении обязанности на должностных лиц разместить, утвержденную в 2013 году графическую часть Генерального плана муниципального образования « Запрудновский сельсовет» не разрешался. В настоящее время принят в установленном порядке и опубликован новый Генеральный план, в котором отражены земельные участки, принадлежавшие административному истцу.

Судебная коллегия приходит к выводу, что неопубликование графической части генерального плана Запрудновского сельсовета Кстовского района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 № 175, приобщенного к материалам административного дела № 3а-739/2020 и принятого судом в качестве относимого и допустимого доказательства, во ФГИС ТП, само по себе, не является нарушением права административного истца на получение информации относительно правового статуса, принадлежащих ему земельных участков, поскольку данные выводы содержатся в решении Нижегородского областного суда от 03 декабря 2020 года, которое вступило в законную силу и размещено на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из чего следует, что бездействия со стороны административных ответчиков не допущено.

Анализируя предмет и объем заявленных требования и их правовое обоснование, судебной коллегией не установлено нарушения прав административного истца в части ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29), а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Разрешая заявленные требования, установив вышеизложенные обстоятельства на основании совокупной оценки представленных доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными бездействия Правительства Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, выразившиеся в уклонении от обеспечения публичного доступа к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновскеого сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175, а также материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования. Также отсутствуют правовые основания для возложения на Правительство Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда предоставить публичный доступ к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновскеого сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175, а также материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования.

Судебная коллегия, учитывая вышеизложенное, полагает необходимым отменить решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 11 мая 2022года по настоящему делу в части удовлетворения требований Усова ФИО38 о признании незаконным бездействия административных ответчиков, выразившиеся в уклонении от обеспечения публичного доступа к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденного решением Сельского совета Запрудновскеого сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 года №175, а также материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования и обязании совершить действия и принять новое решение в данное части об отказе в их удовлетворении.

Решение суда в части отказ удовлетворения требований, в том числе, об отказе в признании незаконным бездействия Правительства Нижегородской области, выразившееся в уклонении от обязанности по размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020, обязании Правительство Нижегородской области разместить на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020 в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу; признании незаконным бездействия Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, выразившееся в уклонении от обязанности по размещению на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020, обязании Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области разместить на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020 является правильным обоснованным, доводами апелляционных жалоб не оспаривается.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 11 мая 2022 года в части удовлетворения требований Усова ФИО39 к Правительству Нижегородской области, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области о признании незаконными бездействия, возложения обязанности совершить действия – отменить.

В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении требований Усова ФИО40 к Правительству Нижегородской области, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области о признании незаконными бездействия, возложения обязанности совершить действия – отказать.

В остальной части решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 11 мая 2022 года по настоящему делу оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 октября 2022 года.

Председательствующий

Судьи