ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-329/2022 от 11.05.2022 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий: Дело № 33а-1025/2022

судья Еремеева Ю.В.

(1-я инст. №2а-329/2022)

УИД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита 11 мая 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Каверина С.А.,

судей Жилинского А.Г., Шишкаревой С.А.,

при секретаре судебного заседания Шевчук Г.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Забайкальского края, действующего в интересах Российской Федерации, к Министерству финансов Забайкальского края, Министерству здравоохранения Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

по апелляционному представлению участвующего в деле прокурора Эповой Н.А.,

на решение Центрального районного суда г.Читы от 18 января 2022 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного иска отказать».

Заслушав доклад судьи краевого суда Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

02 марта 2021 года первый заместитель прокурора Забайкальского края Шипицын М.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, подробно мотивируя свою позицию, а также уточнив заявленные требования, просил:

- признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, Министерства здравоохранения Забайкальского края по ненадлежащему финансированию расходов на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работников учреждений здравоохранения края, осуществляющих работу в системе обязательного медицинского страхования;

- обязать Министерство финансов Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работников в соответствии с требованиями Закона Забайкальского края от 26 сентября 2008 года №39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений»;

- признать незаконным бездействие Министерства финансов Забайкальского края, Министерства здравоохранения Забайкальского края по недофинансированию Территориальный программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2021 года в сумме 1802,4 млн. рублей;

- обязать Министерство финансов Забайкальского края и Министерство здравоохранения Забайкальского края обеспечить финансирование Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год в соответствии с фактической потребностью. (т.1, л.д.4-12; т.4 л.д.6-7)

Протокольным определением Центрального районного суда г.Читы от 01 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Забайкальского края. (т.2, л.д.241-242)

Решением Центрального районного суда г.Читы от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным Забайкальского краевого суда от 28 июля 2021 года, административный иск прокурора удовлетворен. (т.3, л.д.32-38,116-128)

Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13 октября 2021 года решение Центрального районного суда г.Читы от 12 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 28 июля 2021 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. (т.3, л.д.176-182)

Протокольным определением Центрального районного суда г.Читы от 27 декабря 2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Забайкальского края. (т.4, л.д.151-155)

Судом постановлено приведенное выше решение. (т.4, л.д.184-196)

В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор Эпова Н.А. выражает несогласие с решением суда первой инстанции, которое считает незаконным и необоснованным ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права. Оспаривая выводы суда, указывает, что в ходе рассмотрения судом административного искового заявления прокурор, уточняя требования, просил привлечь к участию в деле в качестве соответчика Правительство Забайкальского края, однако, суд не принял уточнение требований, посчитав, что требования имеют самостоятельный предмет спора. При рассмотрении заявленных требований суд принял во внимание положения п.2 ч.2 ст.8 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края», но, вместе с тем, не учел их при отказе в принятии заявления об уточнении исковых требований.

Обращает внимание, что в ходе рассмотрения дела прокурор пользуется процессуальными полномочиями, предусмотренными ст.ст.39, 45 КАС РФ; прокурор, подавший иск, уточнил заявленные требования, выдвинув требования к Правительству края, напрямую связанные с требованиями к иным ответчикам, не меняя при этом оснований иска.

В нарушение ст.41 КАС РФ суд первой инстанции не привлёк в качестве соответчика по делу Правительство края, и указанное новое требование прокурора не принял и не рассмотрел.

Ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении», приводит доводы, что: - заявленные, взаимосвязанные требования прокурора, суд не принял и не рассмотрел; - суд неверно установил юридически значимые обстоятельства по делу и пришел к неверному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.

Из системного толкования ст.316 ТК РФ, ст. 85, 133, 133.2 БК РФ, ст.10 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», Закона Забайкальского края от 14 октября 2008 года №39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений» вытекает, и не оспаривалось ответчиками, что Забайкальский край, как субъект РФ, принял на себя расходные обязательства по возмещению расходов на выплату районных коэффициентов, размеры которых превышают установленные федеральным законодательством нормы, следовательно, направление средств бюджета Территориального фонда ОМС на возмещение данных расходов является незаконным.

Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 года №462 «О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий РФ в сфере ОМС» утверждена Методика распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий РФ в сфере обязательного медицинского страхования. Согласно данной Методике размер субвенции определяется по формуле, которая предусматривает, в том числе, расчет коэффициента дифференциации для субъекта РФ с учетом районного коэффициента к заработной плате, которые установлены для территории субъекта Российской Федерации законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Союза ССР. Следовательно, субвенция поступает из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края, с учетом установленного законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ и СССР районного коэффициента в размере 1,2.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере обязательного медицинского страхования относятся финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов.

На основании изложенных норм права и учитывая, что районный коэффициент в размере 1,4 федеральным законодательством не предусмотрен, судом первой инстанции сделан неверный вывод о выплате его за счет средств ОМС.

На основании ч.3 ст.5 Закона Забайкальского края от 07 апреля 2009 года № 155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» непосредственное составление проекта бюджета края осуществляет финансовый орган края, которым, в силу ст.1 Постановления Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 года № 165 «Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края», является Министерство финансов Забайкальского края.

В силу ст.11 Закона Забайкальского края от 07 апреля 2009 года №155-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» реестр расходных обязательств Забайкальского края используется при составлении проекта бюджета края. Финансовый орган края ведет реестр расходных обязательств Забайкальского края в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств (ст.87 Бюджетного кодекса РФ).

На Министерстве здравоохранения Забайкальского края, как главном распорядителе бюджетных средств, лежит обязанность по принятию мер по планированию расходов бюджета на приобретение оборудования для учреждений здравоохранения, лекарственному обеспечению льготных категорий граждан, приведению в нормативное состояние специализированных отделений учреждений здравоохранения, выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате медицинских работников, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования путем направления заявок, предложений по формированию лимитов бюджетных обязательств на указанные нужды.

Законодательным Собранием Забайкальского края принят Закон Забайкальского края от 27 декабря 2021 года №2007-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», не предусматривающий расходы на выплату заработной платы работникам краевых учреждений здравоохранения, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования, повышенного районного коэффициента, но проект данного закона указанные расходы содержал. Сторонами данное обстоятельство не оспаривается. Так же не оспаривается дефицит Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края за счет средств бюджета края на 2022 год.

На основании решения Забайкальского краевого суда признан незаконным пункт 55 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, устанавливавший заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2020-2022 годы.

Вместе с тем, нарушения фактически не устранены в виду отсутствия надлежащего финансирования программы.

Просит решение Центрального районного суда г.Читы от 18 января 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. (т.4, л.д.201-207)

Относительно доводов апелляционного представления представителем административного ответчика Министерства финансов Забайкальского края – по доверенности Семеновым Д.А., поданы письменные возражения. (т.5, л.д.20-23)

В заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Эпова Н.А. доводы апелляционного представления об отмене решения суда первой инстанции поддержала; кроме того, дополнительно просила приобщить к материалам дела выписки из актов выездных проверок УФК по Забайкальскому краю осуществления расходов бюджета ТФОМС края государственными медицинскими учреждениями края ГУЗ «Краевой онкологический диспансер», ГУЗ «Детский клинический медицинский центр г.Читы», проведенных в первом квартале текущего года. (т.5)

Представители административного ответчика Министерства финансов Забайкальского края - по доверенности Першина Н.В., представитель заинтересованного лица Правительства Забайкальского края – по доверенности Семенов Д.А., каждый в отдельности, указывая на законность и обоснованность судебного решения, просят в удовлетворении апелляционного представления отказать.

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Забайкальского края, а также представитель заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, при этом, директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования Забайкальского края Чабан С.Н. ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

В соответствии с ч.2 ст.306, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

По ходатайству участвующего в деле прокурора в заседании суда апелляционной инстанции в качестве свидетеля была допрошена главный контролер-ревизор Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Гуржапова С.Н., которая пояснила, в том числе, что по результатам проведенных в первом квартале 2022 года проверок были выявлены нарушения в части оплаты завышенного районного коэффициента, который был установлен законом Забайкальского края; по ГУЗ «Детский клинический медицинский центр г.Читы» за 2020-2021 г.г. сумма расходов превысила районный коэффициент, установленный законодательством Российской Федерации, в сумме 54 миллиона рублей, а по ГУЗ «Забайкальский краевой онкологический диспансер» - 100 миллионов рублей. Акты проверок составлены и подписаны; после оформления акта проверки дается 15 рабочих дней для его вручения объекту контроля для написания возражений; позже проходит контрольная комиссия, по решению которой направляется представление или предписание; проверка проводилась за период 2020-2021 г.г.; выявленные нарушения были квалифицированы как неправомерные расходы, которые требуют возврата; на текущий момент решения комиссии нет. Проверка в отношении детского клинического медицинского центра была проведена 18 марта, документы вручены 23 марта; в отношении онкологического диспансера проверка была проведена 25 марта. Акты проверки объекту контроля вручены, поступили возражения, в настоящее время идет подготовка ответа на возражения; на май месяц 2022 года, точной даты пояснить не могу, назначено заседание контрольной комиссии; вопрос о направлении акта реагирования будет решен только после заседания контрольной комиссии. Представление либо предписание контрольной комиссии является окончательным документом; акт обжаловаться не может, а представление объекта контроля может быть обжаловано в установленном порядке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, оценив доказательства, выслушав позицию участвующих в деле лиц, а также пояснения допрошенного свидетеля, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно положениям ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 года № 512/П-28 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» на территории Забайкальского края для работников предприятий, организаций и учреждений здравоохранения установлен районный коэффициент в размере 1,2.

Законом Забайкальского края от 14.10.2008 года №39-ЗЗК «О районном коэффициенте и процентной надбавке к заработной плате работников государственных органов и государственных учреждений Забайкальского края, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений», принятым Читинской областной Думой и Агинской Бурятской окружной Думой 26.09.2008 года, на территории Забайкальского края установлен районный коэффициент в размере 1,4.

Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате: принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу абзаца 2 пункта 2 названной статьи в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, расходные обязательства субъекта Российской Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации определены в пункте 3 стать 1 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 19 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ), и в связи с этим, включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.

В силу частей 1 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 29 ноября 2010 года №326-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится организация обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, в том числе: утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования, и реализация базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования; утверждение дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования (далее - дифференцированные подушевые нормативы) на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, для страховых медицинских организаций.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2019 года №521 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Вместе с тем, дефицит Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края за счет средств бюджета края на 2022 год составил более 1,3 миллиарда рублей.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2); финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов (пункт 3).

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса РФ составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8 Закона Забайкальского края от 05 октября 2009 года №226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края», разработка для представления Губернатором Забайкальского края в Законодательное Собрание Забайкальского края проекта бюджета Забайкальского края относится к основным полномочиям Правительства Забайкальского края.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, заместитель прокурора Забайкальского края указал на бездействие Министерства финансов Забайкальского края и Министерства здравоохранения Забайкальского края, выразившееся в ненадлежащем финансировании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края.

Суд первой инстанции, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, проанализировав положения Трудового и Бюджетного кодексов РФ, КАС РФ, конкретных норм Федеральных законов от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», положения Законов Забайкальского края от 14 октября 2008 года №39-ЗЗК, от 05 октября 2009 года №226-ЗЗК, постановления Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2019 года №521, от 24 апреля 2018 года №165, от 27 июля 2017 года №319, и т.д., пришел к выводу о том, что административным истцом не представлены доказательства допущенного административными ответчиками бездействия, которым нарушены права, свободы, и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований административного иска.

Судом констатировано, в том числе, что: - на протяжении трех лет достаточное финансирование Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края, за счет средств краевого бюджета, не осуществляется, что ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц на получение качественной медицинской помощи;

- в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 года №165, Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом Забайкальского края, а также исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю в пределах установленных полномочий, функции по оказанию государственных услуг, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в области бюджетных правоотношений, в том числе государственного финансового контроля; налогов и сборов; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- в силу пункта 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года №319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании; обязательного медицинского страхования; обращения донорской крови и (или) ее компонентов; охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и никотинсодержащей продукции; профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; иммунопрофилактики инфекционных болезней; функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.

- из названных Положений следует, что Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом субъекта Российской Федерации, организует исполнение утвержденного бюджета края в рамках действующего бюджетного законодательства, при этом полномочием по разработке проекта бюджета Министерство финансов не наделено;

- не наделено таким полномочием и Министерство здравоохранения Забайкальского края;

- из материалов дела усматривается, что Министерством здравоохранения Забайкальского края проводится регулярная работа, направленная на реализацию Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края посредством направления заявок в Министерство финансов Забайкальского края, обращения за выделением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в Министерство здравоохранения Российской Федерации;

- финансирование Министерством финансов Забайкальского края Министерства здравоохранения Забайкальского края осуществляется в рабочем, плановом порядке, в соответствии с бюджетом Забайкальского края;

- в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обязанность по формированию и направлению заявок не исполнена Министерством здравоохранения Забайкальского края, а финансирование в рамках утвержденного бюджета не осуществлено Министерством финансов Забайкальского края;

- выделение денежных средств бюджета Забайкальского края сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом о бюджете, не входит в полномочия Министерства финансов Забайкальского края и противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Вопреки изложенной в апелляционном представлении и при его рассмотрении позиции стороны административного истца, судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апеллянта о неверном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу, о неправильном применении закона, о несоответствии выводов суда обстоятельствам по делу, основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного решения в апелляционном порядке не являются.

Так, обстоятельства данного спора и представленные доказательства были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции.

Положениями ч.1 ст.62 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Однако, вопреки приведенному положению закона, заявителем не было представлено доказательств, подтверждающих позицию, обратную мнению суда первой инстанции.

Ссылки апеллянта на показания допрошенного в суде апелляционной инстанции свидетеля Гуржаповой С.Н., а также на выписки из актов проверок УФК по Забайкальскому краю осуществления расходов бюджета ТФОМС края государственными медицинскими учреждениями края ГУЗ «Краевой онкологический диспансер», ГУЗ «Детский клинический медицинский центр г.Читы» (т.5), не влекут безусловную отмену оспариваемого судебного акта, поскольку указанные акты проверок не являются окончательным документом.

Дополнительно представленные прокурором в судебном заседании 20 апреля 2022 года копии документов, в том числе, письменный ответ Министерства здравоохранения Забайкальского края от 18 января 2022 года, письменный ответ Министерства финансов Забайкальского края от 18 апреля 2022 года, из которых следует, что дефицит Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год за счет средств краевого бюджета составляет 34,2% (1389,0 мил. рублей) от расчетной потребности средств краевого бюджета, также, с учетом вышеперечисленных обстоятельств, не влекут безусловную отмену оспариваемого судебного акта.

Вопреки позиции стороны апеллянта, изложенной в апелляционном представлении и при его рассмотрении, процессуальный истец не лишен возможности обращения в суд с административным исковым заявлением к Правительству Забайкальского края по требованиям, изложенным в заявлении от 18 января 2022 года. (т.4, л.д.167-168)

Оснований согласиться с иными доводами апелляционного представления, в том числе, об оспаривании изложенных в решении выводов суда и судебной оценки доказательств, не имеется; в основном, они направлены на переоценку доказательств и, при этом, не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено. При таком положении судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление, которое не содержит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Читы от 18 января 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление участвующего в деле прокурора Эповой Н.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: