Дело № 33а-5029/2023 (2 инстанция ) Докладчик Емельянова О.И.
Дело №2а-329/2023 (1 инстанция) Судья Мустафин В.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Морковкина Я.Н.,
судей Семёнова А.В., Емельяновой О.И.,
при секретаре Уваровой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 14 декабря 2023 года административное дело по апелляционным жалобам Гамаюновой Марины Викторовны и представителя ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району» на решение Гороховецкого районного суд Владимирской области от 08 сентября 2023 года, которым административные исковые требования Гамаюновой М.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение от 01.06.2023 №35 ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" об отказе Гамаюновой М.В. в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. На ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" возложена обязанность рассмотреть заявление Гамаюновой М.В. от 29.05.2023. В остальной части исковых требований Гамаюновой М.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Емельяновой О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гамаюнова М.В. обратилась в Гороховецкий районный суд Владимирской области с административным иском к ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" о признании незаконным и отмене решения ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" от 01.06.2023 № 35 об отказе в назначении меры социальной поддержки на основании социального контракта; возложении на административного ответчика обязанности назначить и выплатить социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в сумме 350000 руб.
В обоснование требований указала, что Гамаюнова М.В. в установленном порядке обратилась в ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки на основании социального контракта в размере 350 000 руб. в соответствии с постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2020 №910 «Об утверждении Порядка оказания гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта», приложив предусмотренные данным постановлением документы, подтверждающие право на получение государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты. Указала, что не состоит в зарегистрированном браке, алименты от бывшего супруга получает на основании соглашения, находится в трудном материальном положении, с нею проживает двое несовершеннолетних детей: сын К.Д.С., **** года рождения, и дочь ФИО2, **** года рождения.
Единовременную денежную выплату она планировала на использование по целевому назначению, на осуществление предпринимательской деятельности, а именно, приобретение необходимого оборудования и материалов для оказания парикмахерских услуг.
Однако уведомлением от 01.06.2023 за № 35 в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта ей отказано, в связи с предоставлением недостоверных или неполных данных.
В ходе уточнения причин отказа в отделе социальной защиты ей пояснили, что, якобы, поступило анонимное письмом о том, что она фактически продолжает проживать с бывшим супругом Гамаюновым С.А., также соглашение об уплате алиментов не оформлено нотариально.
Считает отказ незаконным, поскольку предусмотренных законом оснований для отказа не имелось. Полагает, что оценка представленных ею документов специалистами отдела была субъективной и не основывалась на всестороннем, полном и объективном исследовании всех документов и обстоятельств, что нарушает её права.
В судебном заседании административный истец Гамаюнова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в предоставлении меры социальной поддержки ей отказано по надуманным основаниям, с бывшим супругом Гамаюновым С.А. она совместно не проживает, общего хозяйства не ведет. При проверке по месту проживания работниками ответчика Гамаюнов С.А. был обнаружен на земельном участке Гамаюновой М.В., однако он оказывает помощь по хозяйству, в том числе детям, что не свидетельствует о ведении общего хозяйства. В судебном заседании она узнала о том, что одной из причин отказа послужило предоставление ею соглашения об уплате алиментов с Гамаюновым С.А. на сумму 5000 руб., которое, по мнению ответчика, недействительно, поскольку не удостоверено нотариально, размер алиментов занижен. Однако на момент рассмотрения дела соглашение об уплате алиментов в сумме 5000 руб. удостоверено нотариусом. Пояснила, что вправе заключать соглашение на любую сумму алиментов, также у Гамаюнова С.А. имеются дети от другого брака.
Представитель административных ответчиков ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району", администрации Гороховецкого района Сивунова А.П. возражала против иска. Пояснила, что соглашение об уплате алиментов, предоставленное истцом, не удостоверено нотариусом, в связи с чем является незаконным; размер алиментов меньше прожиточного минимума. Ввиду не предоставления законного соглашения об уплате алиментов, в предоставлении мер социальной поддержки было отказано обоснованно. Указала, что в действиях истца усматривается злоупотребление правом, так как при обращении за оказанием помощи у истца отсутствовали основания для получения мер поддержки.
Представитель административного ответчика ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" Станкевич И.А. просила отказать в удовлетворении иска.
Заинтересованное лицо Гамаюнов С.А., представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения Владимирской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, на которое Гамаюновой М.В. и представителем ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району» принесены апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Гамаюнова М.В. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований об обязании ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" назначить и выплатить государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в размере 350 000 руб. и принять в указанной части новое решение, которым возложить на административного ответчика обязанность назначить и выплатить Гамаюновой М.В. государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в указанном размере, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение норм материального и процессуального права. Отмечает, что из протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан по оказанию государственной социальной помощи от 01.06.2023 № 8 следует, что причинами отказа в выплате испрашиваемых средств является, якобы, совместное проживание с Гамаюновым С.А., а также занижение размера алиментов в сумме 5 000 руб. относительно установленного законом размера. При этом факт ненадлежащего удостоверения соглашения об уплате алиментов, на который представитель административного ответчика ссылался в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, причиной отказа не являлся. Указывает, что ею представлены необходимые и достаточные документы, оформленные надлежащим образом, для назначения испрашиваемой выплаты, в связи с чем оснований для отказа не имелось.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району» просит решение отменить в части удовлетворения требований и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для разрешения административного дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Указывает, что судом необоснованно привлечена к участию в деле администрация Гороховецкого района, которая в отношении Гамаюновой М.В. никаких решений не выносила, действий не совершала, права не нарушала; судом не вынесено мотивированное определение о привлечении администрации к участию в деле. Также судом необоснованно привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица Гамаюнов С.А., суд не обосновал какие его права могут быть затронуты обжалуемым решением. В водной части решения не указано, что дело рассмотрено с участием представителя администрации Гороховецкого района, мотивировочная часть решения не содержит выводов о том, каким образом администрация нарушила права Гамаюновой М.В., в резолютивной части решения не указано на отказ в удовлетворении требований к данному ответчику. Указывает, что, возлагая на ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району» обязанность рассмотреть заявление Гамаюновой М.В. от 29.05.2023, суд, тем самым, необоснованно вышел за пределы заявленных административным истцом исковых требований. Заявление Гамаюновой М.В. от 29.05.2023 рассмотрено надлежащим образом, с повторным заявлением Гамаюнова М.В. не обращалась, в связи с чем оснований для возложения обязанности рассмотреть заявление Гамаюновой М.В. не имеется. Указывает, что отказ от 01.06.2023 является законным, поскольку представленное Гамаюновой М.В. соглашение от 15.12.2022 об уплате алиментов по 5 000 руб. ежемесячно в нарушение предписаний ст.100 СК РФ не удостоверено нотариально, в связи с чем в силу п.1 ст.166 ГК РФ является ничтожной сделкой и не подтверждает размер алиментных платежей. Вместе с тем по сведениям с места работы зарплата Гамаюнова С.А. на 3 предшествующих месяца составила: за февраль - 58 622 руб., за март - 68 965 руб., за апрель - 57 472 руб. Кроме того, Гамаюнова М.В., будучи профессиональным парикмахером, оказывает услуги парикмахера и визажиста, что подтверждается фотографиями на её странице в социальной сети «ВКонтакте», используя для указанных целей принадлежащую ей квартиру, однако, сведений о своих доходах от указанной профессиональной деятельности не представила, тем самым, злоупотребляя своими правами. Поскольку Гамаюнова М.В. представила неполные и недостоверные сведения о своем доходе, ей обоснованно отказано в предоставлении государственной социальной помощи в соответствии с п.17 Порядка оказания социальной помощи, оснований для признания данного отказа незаконным не имелось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Гамаюнова М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение в части отказа в удовлетворении иска отменить, удовлетворив её требования в полном объеме.
Представитель административных ответчиков ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району» и администрации Гороховецкого района Сивунова А.П., действующая на основании доверенностей, просила отменить решение в части удовлетворения требований Гамаюновой М.В. и принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме.
Заинтересованное лицо Гамаюнов С.А., представитель заинтересованного лица Министерства социальной защиты населения Владимирской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились (л.д. 165, 169).
На основании ч. 2 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения в соответствии со ст.308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем вторым статьи 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В силу абзаца восьмого приведенной правовой нормы социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с абзацем четвертым ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 утверждена государственная программа Российской Федерации "Социальная поддержка граждан".
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов социальной поддержки малоимущих граждан.
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется государственная социальная помощь (в том числе на основании социального контракта).
Постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2020 N 910 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 296 утвержден Порядок оказания гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее также - Порядок оказания социальной помощи, Порядок ).
Согласно п. 1 Порядка получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, установленной во Владимирской области и действующей на момент обращения за получением мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 4 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде единовременной денежной выплаты; ежемесячной денежной выплаты.
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается по представленному в государственное казенное учреждение Владимирской области социальной защиты населения (далее - ГКУСЗН) по месту жительства (пребывания) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи по рекомендуемой форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
В силу п.14 Порядка ГКУСЗН на основании решения Комиссии принимает решение о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в день рассмотрения заявления.
Согласно п. 16 Порядка ГКУСЗН при необходимости вправе осуществить проверку, в том числе комиссионное обследование, представленных сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) в срок не более 10 рабочих дней со дня приема заявления об оказании государственной социальной помощи. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной социальной помощи на основании социального контракта в этом случае направляется заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Согласно п.17 Порядка заявителю отказывается в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае: представления неполных и (или) недостоверных сведений, в том числе о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; превышения среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, утвержденной во Владимирской области на момент обращения.
Из материалов дела следует, что 29.05.2023 Гамаюнова М.В. обратилась в ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" с заявлением о назначении и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию парикмахерских и косметических услуг, сообщив сведения о себе и членах семьи, детях ФИО2, К.Д.С., указала свои доходы, в том числе о получении алиментов в сумме 5000 руб., сведения об имуществе (л.д.21).
К заявлению Гамаюнова М.В. приложила копии свидетельств о рождении детей, о заключении и расторжении 12.12.2022 брака с Гамаюновым С.А., справку об отсутствии учета в качестве безработного, трудовую книжку со сведениями об увольнении в 2011 году, справку пенсионного фонда РФ о трудовой деятельности, справку ОСП по г. Янаулу и Янаульскому району об удержаниях алиментов в пользу Гамаюновой М.В. на сына К.Д.С. с К,С,А,, соглашение об уплате алиментов, заключенное с Гамаюновым С.А. 15.12.2022, справку о выплатах не работающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход, сведения о праве собственности на недвижимое имущество. С заявлением Гамаюновой М.В. также предоставлен бизнес план по развитию предпринимательской деятельности по организации парикмахерских и косметических услуг (л.д.25-39,49-62).
В рамках межведомственного взаимодействия получены сведения о выплатах Гамаюновой М.В. пособий, субсидии, процентов по вкладам, доходах Г.С.А. (л.д.34, 38,39,40,41,43-48)
25.05.2023 работниками ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" составлен акт обследования места жительства Гамаюновой М.В., в котором отражено, что на момент посещения **** на земельном участке у дома находился Гамаюнов С.А., выполняющий работы на земельном участке. Гамаюнов С.А. пояснил, что с семьей не проживает, имеет рядом в собственности земельный участок, на участке Гамаюновой М.В. находится, так как здесь встречается с детьми и помогает по хозяйству. Алименты выплачивает по соглашению 5000 руб. (л.д.64).
01.06.2023 состоялось заседание комиссии по рассмотрению заявлений граждан по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контакта на условиях софинансирования из федерального бюджета, оформленное протоколом № 8, из которого следует, что комиссия решила отказать Гамаюновой М.В. в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по причине предоставления недостоверных сведений. Отмечено, что заявительница скрывает факт совместного проживания с Гамаюновым С.А., с которым оформлен фиктивный развод. При разводе раздела имущества произведено не было, официально алименты не оформлены. Сумма алиментов по заявлению Гамаюновой М.В. на дочь составляет 5000 руб. в месяц, что значительно ниже официального процента по алиментам, так как средняя заработная плата Гамаюнова С.А. около 60000 руб. (л.д.83-84).
**** ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по ****" принято решение **** об отказе в назначении Гамаюновой М.В. меры социальной поддержки на основании социального контракта по причине наличия в заявлении недостоверных или неполных данных (л.д.17).
Уведомлением от 01.06.2023 № 35 Гамаюнова М.В. проинформирована о принятом решении (л.д.18).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуюсь п.1 ст.80, ст.81, п.1 ст.100, п.1 ст. 104 СК РФ, исследовав соглашение об уплате алиментов от 16.06.2023 между Гамаюновым С.А. и Гамаюновой М.В. на содержание ФИО2 в сумме 5000 руб. ежемесячно (л.д.84), приняв во внимание, что суду не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что размер алиментов Гамаюновым С.А. в пользу Гамаюновой М.В. уплачивается ежемесячно в сумме более 5000 руб., счел недоказанным факт предоставления Гамаюнова М.В. при обращении с заявлением 29.05.2023 недостоверных или неполных данных о размере алиментов на дочь ФИО2
Также суд указал на отсутствие доказательств совместного проживания Гамаюнова С.А. и Гамаюновой М.В. и ведения ими общего хозяйства.
Принимая во внимание отсутствие доказательств фиктивности расторжения брака Гамаюнова С.А. и Гамаюновой М.В., отсутствие доказательств иного размера алиментов, выплачиваемых Гамаюновым С.А. на содержание ФИО2 в пользу Гамаюновой М.В., суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения.
Судебная коллегия находит изложенные выводы суда первой инстанции не основанными на материалах дела и действующем правовом регулировании.
Норма пункта 17 Порядка оказания гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного постановлением администрации Владимирской области от 30.12.2020 № 910, содержит два самостоятельных основания отказа в назначении меры социальной поддержки: во-первых, представления неполных и (или) недостоверных сведений, в том числе о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности; во-вторых, превышения среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, утвержденной во Владимирской области на момент обращения.
Из буквального содержания приведенной правовой нормы следует, что, отказывая гражданину в предоставлении государственной социальной помощи по основанию представления неполных и (или) недостоверных сведений, государственное учреждение должно конкретизировать основание отказа, а именно, во - первых, указать, представлены неполные и (или) недостоверные сведения; во - вторых, указать такие сведения, касаются состава семьи заявителя, либо доходов заявителя, либо принадлежащего заявителю (его семье) имущества на праве собственности, либо заявителем допущены нарушения одновременно по нескольким показателям.
В оспариваемом решении об отказе в назначении меры социальной поддержки от 01.06.2023 № 35 содержится формальное указание на предоставление Гамаюновой М.В. недостоверных или неполных данных. При этом не конкретизировано, такие данные являются неполными или недостоверными, а также не указано, касаются такие данные (неполные или недостоверные) сведений о составе семьи, доходах, принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности, иных обстоятельств.
При этом отсутствие в решении об отказе в назначении мер социальной поддержки от 01.06.2023 № 35 конкретной причины отказа не может быть восполнено содержанием протокола заседания комиссии по рассмотрению заявлений граждан по оказанию государственной социальной помощи от 01.06.2023 № 8, поскольку в силу п.14 Порядка оказания социальной помощи решение об отказе принимает ГКУСЗН, а не созданная при данном органе комиссия.
При этом судебная коллегия принимает во внимание, что заявитель Гамаюнова М.В. в письменной форме не была уведомлена о конкретных причинах отказа.
Не указание в решении об отказе в назначении меры социальной поддержки от 01.06.2023 № 35 конкретной причины отказа свидетельствует о том, что оспариваемый отказ является немотивированным, что не позволяет определить предмет судебной проверки.
Изложенные недостатки при оформлении решения об отказе в назначении меры социальной поддержки от 01.06.2023 № 35 не позволили суду правильно определить предмет доказывания по административному делу, по сути, судом оценивались обстоятельства, которые не были положены государственным учреждением в основу оспариваемого отказа.
Таким образом, учитывая, что оспариваемое решение ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" об отказе в назначении Гамаюновой М.В. меры социальной поддержки от 01.06.2023 № 35 не содержит конкретную причину отказа, является немотивированным, оно подлежит признанию незаконным.
Из изложенного следует, что итоговое суждение суда первой инстанции о признании оспариваемого решения от 01.06.2023 № 35 незаконным является правильным, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Как разъяснено в абзаце четвертом пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
С учетом установленных обстоятельств и приведенного правового регулирования, суд первой инстанции обоснованно в качестве способа восстановления нарушенных прав Гамаюновой М.В. возложил на ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" обязанность повторно рассмотреть заявление Гамаюновой М.В. от 29.05.2023 в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" о том, что суд вышел за пределы административного иска, безоснователен, поскольку в силу вышеприведенной позиции Верховного Суда РФ суд вправе самостоятельно определить способ восстановления нарушенного права административного истца.
Давая оценку доводам апелляционной жалобы ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" о необоснованном привлечении судом к участию в деле администрации Гороховецкого района и Гамаюнова С.А., невынесении соответствующего определения, не отражении в решении сведений о присутствии представителя администрации Гороховецкого района в судебном заседании, неуказании в резолютивной части решения об отказе в иске к данному ответчику, судебная коллегия отмечает, что вышеуказанные нарушения норм процессуального права не носят существенный характер, влекущий отмену судебного акта.
Иные доводы апелляционной жалобы ГКУ ВО "Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району" относительно размера алиментов, законности соглашения об уплате алиментов предметом настоящего административного иска не охватываются, поскольку, как указано выше, оспариваемый отказ мотивированным не является и конкретную причину отказа не содержит.
По изложенным основаниям не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы Гамаюновой М.В., поскольку суд не вправе подменить государственный орган, в полномочия которого входит принятие соответствующего решения по представленным административным истцом с заявлением от 29.05.2023 документам.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307- 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гороховецкого районного суда Владимирской области от 08 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Гамаюновой Марины Викторовны и представителя ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по Гороховецкому району» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Гороховецкий районный суд Владимирской области.
Председательствующий Я.Н.Морковкин
Судьи А.В.Семёнов
О.И.Емельянова