Председательствующий: Ларина Е.А. Дело № 33а-2459/2021
№ 2а-32/2021
55RS0026-01-2020-002900-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
Председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Харламовой О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Покричук О. Г.,
рассмотрела в судебном заседании 28 апреля 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации Омского муниципального района Омской области, Главному управлению лесного хозяйства Омской области, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о возложении обязанности по устранению загрязнения земельного участка,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО7 на решение Омского районного суда Омской области от <...>, которым частично удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с административным иском к администрации Омского муниципального района Омской области, Главному управлению лесного хозяйства Омской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о возложении обязанности по устранению загрязнения земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что <...> Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию земельных участков по маршруту: <...>, в ходе которого выявлены места несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов и мусора, о чем составлен соответствующий акт.
Полагали, что в соответствии с земельным законодательством обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит, прежде всего, на органе местного самоуправления муниципального района, как на органе, уполномоченном распоряжаться не разграниченными земельными участками. Выявленные места несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.
В приведенной связи административный истец просил суд возложить обязанность на администрацию Омского муниципального района Омской области, Главное управление лесного хозяйства Омской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области по устранению в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, загрязнения на земельных участках:
- в пределах кадастрового квартала с номером № <...> в 20 метрах на юго-запад от дома по адресу: <...> в месте размещения твердых коммунальных отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет более 15 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 4 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>
- с кадастровым номером № <...> в 50 метрах восточнее от дома, расположенного по адресу: <...> местах установления несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет около 300 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 30 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>
- с кадастровым номером № <...> в 200 метрах юго-западнее от дома, расположенного по адресу: <...>, в местах установления несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет около 150 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 50 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>
В судебном заседании представитель административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика администрации Омского муниципального района ФИО2 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, настаивая на том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Полагала, что проведение мероприятий по защите и охране земель не отнесено законодателем к вопросам местного значения. В то время как, организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложена на Минприроды.
С <...> в Омской области определен региональный оператор ООО «<...>», который по сообщению Минприроды и должен убрать несанкционированную свалку. Также обратила внимание, что земельные участки, на которых установлен факт несанкционированного складирования мусора, отнесены к землях лесного фонда, поэтому именно специализированный орган - Главное управление лесного хозяйства Омской области обязан устранять данные несанкционированные свалки.
Представитель административного ответчика Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО3 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований, предъявленных Главному управлению лесного хозяйства Омской области, указав, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки возложена на органы местного самоуправления.
Представитель административного ответчика Территориального Управления федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Омской области ФИО4 в судебном заседании возражал против возложения на них обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, указав в на то, что именно Федеральное агентство лесного хозяйства и его территориальные органы представляют интересы РФ по делам, связанным с использованием и представлением земель лесного фонда.
Представитель заинтересованного лица ТСК «<...>» директор ФИО5 в судебном заседании указал, что в аренде общества находится часть земельного участка с кадастровым номером № <...>, однако несанкционированные свалки не расположены на арендуемой части участка, в подтверждение чего представил заключение кадастрового инженера ООО «<...>».
Представитель заинтересованного лица ООО «<...>» ФИО6 в судебном заседании до перерыва просила иск удовлетворить, после перерыва участия не принимала, извещена о дате и времени рассмотрения дела.
Представитель заинтересованного лица ООО «<...>», администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела.
Судом постановлено решение, которым частично удовлетворено административное исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, на Главное управление лесного хозяйства Омской области возложена обязанность провести мероприятия по защите земель от загрязнения, а именно в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить загрязнение на земельных участках:
– в пределах кадастрового квартала с номером № <...> в 20 метрах на юго-запад от дома по адресу: <...>, в месте размещения твердых коммунальных отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет более 15 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 4 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>
- с кадастровым номером № <...> в 50 метрах восточнее от дома, расположенного по адресу: <...> местах установления несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет около 300 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 30 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>
- с кадастровым номером № <...> в 200 метрах юго-западнее от дома, расположенного по адресу: <...> в местах установления несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет около 150 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 50 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>
В удовлетворении административных требований к администрации Омского муниципального района Омской области, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, представитель административного ответчика Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО7 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обосновании жалобы приводит доводы о неприменении судом при рассмотрении дела норм законодательства, подлежащих применению, применению норм законодательства не подлежащих применению, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Настаивает на том, что при рассмотрении дела судом не исследованы причины и условия образования загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...>.
Также судом не было учтено, что места загрязнения данных земельных участков расположены не в лесу, а в <...>, территория которого в свою очередь расположена на землях лесного фонда.
Судом первой инстанции не применены при рассмотрении дела нормы Закона Омской области от 27.12.2006 № 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области» и Указа Губернатора Омской области от 24.01.2011 № 8 «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области». Обжалуемое решение принято без учета положений ст. 83 Лесного кодекса РФ, Закона Омской области «О регулировании лесных отношений Омской области» и Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от <...>№ <...> «О создании Главного управления лесного хозяйства Омской области», разъяснений Федерального агентства лесного хозяйства от <...> № ЮД-03-54/12654, от <...> № ЮД-03-54/3316, положений Федерального закона от <...> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации».
Ссылаясь на положения приведенных нормативных актов, настаивает на том, что обязанность по проведению мероприятий по устранению загрязнения земельных участков судом возложена на орган государственной власти Омской области, не имеющий на то соответствующих полномочий. В то время, как в силу приведенных положений охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Также указывает на то, что судом не было принято во внимание, что нормы Лесного кодекса РФ, которые регулируют вопросы защиты и охраны леса, передачу полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, не устанавливают обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах.
При этом полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Законодательством не предусмотрено выделение органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления (несанкционированных свалок). Полномочия по организации сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов производства и потребления возложены на органы местного самоуправления и распространяются на всю территорию соответствующего муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель, и не ограничиваются территорией проживания населения.
Кроме того, приводит доводы о неисполнимости обжалуемого решения, поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства не представляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, средства субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО8 представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, письменных возражений, заслушав представителя административного ответчика Главного управления лесного хозяйства Омской области ФИО9, представителя административного истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО10, представителя административного ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области ФИО2, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии предусмотренных положениями статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к отмене обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, <...> на официальный Интернет-сайт Департамента Роспироднадзора по Сибирскому федеральному округу от ФИО11 поступило обращение, в котором она просила помочь с уборкой мусора на территории леса в Подгородке, Грибаново Омской области, которая отнесена к особо охраняемому участка леса, принадлежит Подгородскому участковому лесничеству. Указала, что отходы находятся на въезде в Грибаново, на двух стоянках для машин, вдоль дороги, а также на входе в лес. Отсутствуют контейнеры, не указана информация о привлечении к штрафу, телефонов служб для обращения. Координаты № <...>.
<...> данное обращение Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округ направлено в Министерство природных ресурсов и экологии Омской области для рассмотрения (№ <...>).
<...> Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию земельных участков по маршруту: Омская область, Омский муниципальный район, Пушкинское сельское поселение д. Подгородка.
В ходе проверки установлено, что в центральной части земельного участка с кадастровым номером № <...> на расстоянии 50 метров восточнее земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющего адрес: <...>, установлены очаги несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий прочих видов отходов. Вдоль дороги и на прилегающих полянах разлетевшиеся обрывки полиэтиленовой пленки и мешков. Общая площадь занятая сброшенными отходами составляет около 300 м. кв., объем сброшенных отходов составляет примерно 30 куб.м. (Координаты места сброса отходов: <...> на расстоянии 50 метров восточнее от места несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок, стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов, в 20 метрах юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющих адрес: <...>, размещен навал твердых коммунальных отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами составляет более 15 кв. м., объем сброшенных отходов составляет примерно 4 куб. м. (Координаты места сбросов отходов: 5. 55?8?32.57??С, 73?32?54.50??В); на расстоянии 200 метров юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющего адрес: <...> у жилого дома и напротив него через автомобильную дорогу установлены очаги несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, отходов жизнедеятельности животных. <...>, занятая сброшенными отходами составляет более 150 кв. м., объем сброшенных отходов составляет примерно 50 куб. м. (Координаты места сброса отходов: 6<...>), о чем составлен соответствующий акт от <...>. с приложением фототаблиц.
По сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельных участков: расположенного в 20 метрах юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющего адрес: <...>; расположенный на расстоянии 200 метров юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющего адрес: <...>; расположенный в центральной части земельного участка с кадастровым номером № <...> на расстоянии 50 метров восточнее земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющего адрес: <...>, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах (уведомления от <...> № № <...>, № <...>, № <...>).
<...> Министерством природных ресурсов Омской области в адрес Главы Омского муниципального района Омской области направлено письмо № № <...> о необходимости принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов в районе «<...>» <...>.
<...> Администрацией Омского муниципального района Омской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области направлен ответ (№ <...>), в котором указано на отсутствие финансовых средств для проведения мероприятий по ликвидации указанного объекта. При этом указано, что в случае предоставления субсидии, Администрацией муниципального района будут проведены мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на указанном земельном участке.
<...> Администрацией Омского муниципального района Омской области в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области вновь направлен ответ на повторное письмо о добровольной ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов по указанному земельному участку, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером № <...> относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности. По факту складирования отходов на расстоянии 200 метров юго-западнее земельного участка с кадастровым номером № <...>, имеющего адрес: <...> у жилого дома и напротив него через автомобильную дорогу – Администрация направила письмо главе Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о необходимости принятия мер в рамках благоустройства поселения.
Таким образом, из содержания ответов администрации не следовало о принятых мерах по ликвидации установленного несанкционированного размещения отходов на спорной территории, обращено внимание на то, что указанные земельные участки отнесены к землям лесного фонда.
Иных сведений о принятии мер по ликвидации установленного несанкционированного размещения отходов указанных земельных участков не представлено.
Полагая, что выявленное несанкционированное размещение отходов нарушают права неопределенного круга лиц, создают риск угрозы ухудшения экологической обстановки на территории муниципального образования, причинения вреда окружающей среде, административный истец в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд.
В соответствии с заключением кадастрового инженера от <...>, по результатам визуального осмотра и геодезических измерений установлено, что несанкционированная свалка представляет собой хаотично разбросанные отходы в виде, стеклянных и пластиковых изделий, отходов жизнедеятельности животных, строительного мусора и т.д.. Фактически территория захламления несанкционированной свалкой твердых бытовых отходов составляет 692 кв.м.: площадь первого навала ТБО составляет 191 кв.м., располагается в границах земельного участка № <...>; площадь второго навала ТБО составляет 52 кв.м., располагается в границах земельного участка № <...>; площадь третьего навала ТБО составляет 138 кв.м., располагается в границах земельного участка № <...>; площадь четвертого навала ТБО составляет 311 кв.м., из которых частично располагается в границах земельного участка с кадастровым номером № <...> (260 кв.м.) и в границах земельного участка № <...> (51 кв.м.). По сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № <...>, площадью 38 932 718 кв.м., относится к землям лесного фонда, с видом разрешенного использования «Леса первой группы. Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов» (выписка из ЕГРН от <...> № № <...>). Земельный участок № <...> площадью 1991900 кв.м., относится к землям лесного фонда, с видом разрешенного использования «ГЛФ» правообладатель РФ (выписка из ЕГРН от <...> № № <...>). Приложено графическое изображение границ территории свалок ТБО отображено на схеме.
В ходе рассмотрения дела с целью уточнения местоположения, площади и объема загрязнения указанных земельных участков <...> Министерством природных ресурсов и экологии Омской области проведено дополнительное обследование загрязненной территории, в ходе которого зафиксировано, что на территории в пределах кадастрового квартала с номером № <...> в 20 метрах на юго-запад от дома по адресу: <...>, установлено место размещения твердых коммунальных отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет более 15 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 4 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>. В пределах земельного участка с кадастровым номером № <...> в 50 метрах восточнее от дома, расположенного по адресу: <...>, установлен факт несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет около 300 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 30 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...> В пределах земельного участка с кадастровым номером № <...> в 200 метрах юго-западнее от дома, расположенного по адресу: <...> установлен факт несанкционированного сброса твердых коммунальных отходов, полиэтиленовых мешков, бутылок стеклянных и полиэтиленовых, обломков деревянных поддонов, обрезков веток деревьев, резинотехнических изделий и прочих видов отходов. Общая площадь, занятая сброшенными отходами, составляет около 150 кв.м, объем сброшенных отходов составляет примерно 50 куб.м. Координаты места сброса отходов: <...>.
<...> вновь специалистом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области проведено дополнительное обследование загрязненной территории, составлен акт планового (рейдового) осмотра, в рамках которого нашло свое подтверждение месторасположение несанкционированных свалок, ранее зафиксированное в акте от <...>.
На момент рассмотрения дела сторонами не представлено доказательств ликвидации установленных мест несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области от <...>, земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен в кадастровом квартале № <...>, площадью 38932718 кв.м., категория земель – земли лесного фонда; вид разрешенного использования – леса первой группы. Леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов. Границы земельного участка состоят из 579 контуров. Адрес: <...>. Сведения о правообладателе отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области от <...>, земельный участок с кадастровым номером № <...> расположен в кадастровом квартале № <...>, площадью 1991900 кв.м., категория земель – земли лесного фонда; вид разрешенного использования – ГЛФ, сведения о правообладателе - Россия. Также имеются сведения о нахождении данного земельного участка в аренде у ООО «<...>» сроком действия с <...> по <...>, у ООО «<...>» сроком действия с <...> на 20 лет. Договоры аренды заключены указанными юридическими лицами с Главным управлением лесного хозяйства Омской области, выступающим арендодателем земельного участка.
Данные сведения подтверждены и выписками из Единого государственного реестра недвижимости от <...> в отношении спорных земельных участков.
При этом на основании договора арены № <...>-д от <...>, заключенного между начальником ФИО7, действующим на основании Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, и ООО «ТСК «<...>», лесной участок площадью 15,1529 га с местоположением: на территории Омского муниципального района Омской области в выделах № <...>, 63, 64 квартала № <...> Подгородного участкового лесничества Омского лесничества предоставлен ООО «ТСК «<...>» на 20 лет.
На основании договора аренды № <...>-д от <...>, заключенного между начальником ФИО7, действующим на основании Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области с ООО «<...>», лесной участок площадью 16,2224 га с местоположением: на территории Омского муниципального района Омской области в выделах № <...>, 38 квартала № <...>, в выделах № <...>, 44, 45 квартала № <...> Подгородного участкового лесничества Омского лесничества предоставлен ООО «<...>» на 20 лет.
В соответствии с заключением кадастрового инженера ООО «<...>» в соответствии с координатами обнаруженных мест несанкционированного размещения ТКО, с использованием программного обеспечения MapInfo Professional 11.5, установлено, что в границах земельного участка № <...>, принадлежащей ООО «<...>» и в границах части земельного участка № <...>, принадлежащей ТСК «<...>», указанные свалки отсутствуют.
Указанное также подтверждается представленными кадастровым паспортом от <...> в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:191301:2007, межевым планом от <...>, подготовленным в связи с образованием части земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № <...> местоположение: <...>, для установления ограничения (обременения) вещных прав в пользу ООО «<...>», на основании договора аренды № <...>д от <...>. Ограничение (обременение) не распространяется на весь земельный участок. Граница части земельного участка (№ <...>) от точки 175 до точки 146 совпадает с границей населенного пункта Подгородка.
Оценив представленные доказательства и установленные по делу обстоятельства в порядке ст. 84 КАС РФ, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований в части возложения на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанностей по устранению загрязнений на земельных участках, изложенных в акте от <...>.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что выявленный факт размещения несанкционированного размещения твердых коммунальных (бытовых) отходов свидетельствует о ненадлежащем выполнении возложенных законом на Главное управление лесного хозяйства Омской области обязанностей, что в свою очередь приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории муниципального образования, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологической обстановке.
Судебная коллегия полагает, что оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции не имеется, поскольку он основан на законе и подтверждается материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда, а сводятся к несогласию с возложением обязанности устранить установленные места несанкционированного складирования ТКО, и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно преамбуле к Федеральному закону Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Представленными материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, в том числе представителем Главного управления лесного хозяйства Омской области, что установленные места несанкционированного размещения ТКО, размещены на земельном участке, относящемся к землям лесного фонда и на основании ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации является федеральной собственностью.
Согласно положениям ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок использования и охраны лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством.
Положениями ст. 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков п. 4 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
В соответствии с п.п. 1, 3 Положением о Главном управлении лесного хозяйства Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 26.12.2007 № 143, Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление) является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области, Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти Омской области, органами местного самоуправления Омской области, организациями и гражданами. Деятельность Главного управления координирует Министерство природных ресурсов и экологии Омской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047, утверждены Правила Правил санитарной безопасности в лесах, действующие с 01.01.2021, устанавливающие единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
В период проведения обследования территории д. Подгородка и обнаружения спорных мест несанкционированного размещения ТКО, действовали Правилах санитарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607, в соответствии с которыми при использовании лесов не допускается, в том числе загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса (п. 14).
Кроме того, положениями данных Правил закреплен перечень мер санитарной безопасности в лесах.
Исходя из системного толкования вышеуказанных законоположений, поскольку несанкционированная свалка бытовых отходов расположена на земельном участке лесного фонда, находящегося в федеральной собственности, не переданного по договору аренды, организация мероприятий по ликвидации установленных мест несанкционированного размещения отходов в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, а также мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проведение которых на территории Омской области отнесено к полномочиям Главного управления лесного хозяйства Омской области, обоснованно возложена судом на указанный орган государственной власти Омской области.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы опровергали эти выводы суда или ставили их под сомнение.
Утверждения о неисполнимости постановленного решения, ввиду не предоставления средств субвенций из федерального бюджета на мероприятия по очистке земель лесного фонда от отходов производств и потребления, также не основана на законе.
В соответствии ч.ч. 3 и 5 ст. 83 ЛК РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации использования лесов, их охраны, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Порядок расходования и учета средств на осуществление переданных полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 837, в п. 2 предусмотрено субвенции предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства лесного хозяйства на предоставление субвенций на финансовое обеспечение полномочий, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - переданные полномочия).
В судебном заседании представитель Главного управления лесного хозяйства по Омской области указал на то, что Главное управление лесного хозяйства по Омской области в части соблюдения требования к мерам санитарной безопасности в лесах осуществляет полномочия лишь надзора по их соблюдению, путем привлечения виновных лиц к административной ответственности, в подтверждение чего представлены соответствующие протоколы об административном правонарушении. При этом ссылаясь на разъяснения Федерального агентства лесного хозяйства, изложенных в том числе в письме от 12.12.2018, настаивал на том, что организация работ по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов, образованных в результате жизнедеятельности людей не относится к полномочия Главное управление лесного хозяйства по Омской области, должна осуществляться в порядке, установленном Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Законом Омской области от 27.12.2006 № 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области», которыми данная деятельность отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.
Ссылки на приведенные разъяснения являются несостоятельными, поскольку они носят рекомендательный характер и приняты в целях формирования единого подхода при организации мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных на территориях земель лесного фонда.
Кроме того, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года № 1-П, от 7 июня 2000 года № 10-П, от 2 июня 2015 года № 12-П).
Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 51 Лесного кодекса Российской Федерации). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года № 26-П).
Отклоняя доводы представителя Главного управления лесного хозяйства Омской области в части того, что надлежащим лицом ответственным за незаконное размещение ТКО на территории д. Подгородка является орган местного самоуправления, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Положениями ст. 84 ЛК РФ, определяющей полномочия органов местного самоуправления в области лестных отношений, не закреплено соответствующих полномочий по принятию мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного городского округа не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
При этом, как следует из материалов дела, в рамках осуществления мероприятий по организации по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, распоряжением Главы Омского муниципального района Омской области № Р-19/ОМС-54 от 21.01.2019 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав Омского муниципального района Омской области, в соответствии с которым на территории д. Подгородка организовано 4 контейнерных площадки (<...>).
В соответствии с оглашением от <...>, заключенного между Администрацией Омского муниципального района Омской области и Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а именно: содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов включает в себя работы по санитарному содержанию и уборке (или очистке) мест площадок накопления твердых коммунальных отходов. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов, переданы Пушкинскому сельскому поселению Омского муниципального района Омской области на период не ранее <...> по <...>.
Данные обстоятельства представителем Главного управления лесного хозяйства не оспаривалось.
Указанное опровергает доводы апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении дела и определении надлежащего ответчика по делу судом не исследованы обстоятельства образования загрязнения земельных участков с кадастровыми номерами № <...> и № <...>
Утверждение о бездействии со стороны органов местного самоуправления по разрешению вопросов о переводе земель, на которых расположена д. Подгородка, из земель лесного фонда, не освобождает Главное управление лесного хозяйства Омской области от исполнения возложенной на него законом обязанности по несению бремени содержания имущества – земельного участка лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на наличие полномочий по ликвидации несанкционированных свалок у регионального оператора ООО «<...>» на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области от <...> обоснованно отклонена районным судом, поскольку в соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.112016 № <...> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>», региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов и заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил, только с собственниками земельных участков или уполномоченными ими лицами.
Приведенные представителем административного ответчика в апелляционной жалобе ссылки на судебную практику по аналогичным делам во внимание не принимаются, поскольку судебные постановления, приведенные ответчиком в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
Несогласие с оценкой установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о незаконности постановленного решения.
Иных доводов, позволяющих ставить под сомнение правильность постановленного по делу решения, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено <...>.