ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3325/2021 от 28.09.2021 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Малахов С.Л.

Докладчик Кошелева А.П.

№ 2а-3325/2021

№ 33а-8404/2021

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 28 сентября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Шумовой Н.А., Коваленко В.В.

при секретаре Лымаренко О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 08 июня 2021 года, которым административное исковое заявление Лосевой Екатерины Александровны о признании незаконным решения Министерства строительства Новосибирской области удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Лосева Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:

- признать незаконным отказ Министерства строительства Новосибирской области во включении её в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выраженный в приказе от 05.02.2021 № 69 «О формировании списка претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и уведомлении об отказе во включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 11.02.2021 № 1108/45;

- обязать Министерство строительства Новосибирской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца путем включения Лосевой Екатерины Александровны в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В обоснование требований указано, что уведомлением № 1108/45 от 11.02.2021 административный истец была извещена о том, что по результатам рассмотрения её обращения Министерством принято решение об отказе во включении её в список претендующих на поддержку лиц, в связи с непредоставлением документа, подтверждающего включение в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения.

Данный отказ является незаконным, поскольку нарушает её права как участника долевого строительства, установленные Федеральным законом от 30.04.2014 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иными правовыми актами.

Основанием для её обращения в Министерство строительства явилось то, что в 2008 г. она являлась участником долевого строительства многоквартирного жилого дома с помещениями общественного назначения и автостоянкой закрытого типа по ул. Зыряновская № 27 в Октябрьском районе г. Новосибирска, застройщиком которого являлось Общество с ограниченной ответственностью «Бюро комплексного проектирования-7» в лице директора Заварина В.М.

28.04.2009 определением Арбитражного суда Новосибирской области в отношении ООО «БКП-7» была введена процедура банкротства – наблюдение, 21.07.2009 истец была включена в реестр требований кредиторов ООО «БКП-7». 01.10.2010 должник был признан банкротом, открыто конкурсное производство, завершенное 12.07.2013. Приговором Ленинского районного суда г. Новосибирска от 14.05.2013 директор общества Заварин В.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 159.4 УК РФ, истец была признан потерпевшей по уголовному делу.

До настоящего времени многоквартирный дом не построен, вложенные в строительство денежные средства истцу не возвращены.

Ссылку Минстроя НСО на то, что истцом не предоставлен документ, подтверждающий включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения, истец считает несостоятельной, поскольку возможность включения участников долевого строительства в случае банкротства застройщика в реестр с требованием передачи жилого помещения появилась лишь после вступления в силу положений, регламентирующих банкротство застройщика (параграф 7 главы IX Закона «О банкротстве»).

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 08.06.2021 года административное исковое заявление удовлетворено.

Судом постановлено признать отказ Министерства строительства Новосибирской области во включении ФИО1 в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выраженный в приказе от 05.02.2021 №69 «О формировании списка претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выраженный в Уведомлении №1108/45 от 11.02.2021, незаконным.

Возложить на Министерство строительства Новосибирской области обязанность включить ФИО1 в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», выраженный в приказе от 05.02.2021 №69 «О формировании списка претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

С указанным решением суда не согласилось Министерство строительства Новосибирской области, в апелляционной жалобе просит решение отменить.

В обоснование жалобы указано на то, что для включения ФИО1 в список не представлено предусмотренное законом решение Арбитражного суда Новосибирской области о передаче жилого помещения в рамках процедуры банкротства. В соответствии с определением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.07.2009 истец включена в реестр с денежными требованиями.

В настоящее время восстановление прав граждан указанного объекта реализуется в рамках Закона Новосибирской области от 01.07.2015 № 583-ОЗ «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов и о внесении изменения в статью 15 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области».

На основании ст.ст. 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, установив, что в 2008 году ФИО1 являлась участником долевого строительства, обязательства перед которым застройщиком не исполнены, в 2009 году определением арбитражного суда истец была включена в реестр требований кредиторов с денежными требованиями, являлась потерпевшей по уголовному делу в отношении директора организации-застройщика, а также то, что до настоящего времени обязательства перед участником долевого строительства не исполнены, денежные средства не возвращены, проанализировав действующее законодательство, пришел к выводу о том, что отказ административного ответчика во включении административного истца в список претендующих на поддержку лиц не основан на законе и нарушает права и законные интересы административного истца. Защита прав ФИО1, как участника долевого строительства, в настоящее время иным способом не возможна.

С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается, а доводы апеллянта отклоняет в связи со следующим.

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.01.2021 административный истец обратилась в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о включении ее в Список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Уведомлением Министерства строительства Новосибирской области от 11.02.2021 №1108/45 административному истцу отказано во включении в указанный Список по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 15 Порядка включения граждан в список претендующих на поддержку лиц, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 25.08.2020 №361-п (Порядок): непредставление документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения.

Действующий в настоящее время Порядок устанавливает правила включения граждан в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Список).

Формирование и ведение Списка осуществляется Министерством строительства Новосибирской области (далее - министерство) в соответствии с настоящим Порядком ( пункт 3 Порядка).

В силу пунктов 9,10 Порядка включение в Список граждан осуществляется на основании заявления о включении в список претендующих на поддержку лиц, требования которых включены в реестр требований участников строительства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между гражданином и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю;

3) копии документов, подтверждающих внесение гражданином денежных средств для строительства Объекта;

4) копия документа, подтверждающего включение гражданина в реестр требований участников строительства о передаче жилых помещений (вступившее в законную силу определение суда, уведомление конкурсного управляющего).

Согласно пп.1 п.15 Порядка основаниями для отказа во включении заявителя в Список являются непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящего Порядка.

Административным истцом ответчику действительно не был предоставлен документ, предусмотренный пп.4 п.10 Порядка.

Вместе с тем, как верно установлено судом и подтверждено материалами дела, определение арбитражного суда о включении ФИО1 в реестр требований участников строительства о передаче жилого помещения не может ею быть представлено по объективным причинам в связи с тем, что параграф 7 Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введен в действие Федеральным законом от 12.07.2011 № 210-ФЗ, в то время как процедура банкротства в отношении ООО «БКП-7», с которым у ФИО1 02.09.2008 года был заключен договор участия в долевом строительстве, была начата в 2009 году, в реестр требований кредиторов ФИО1 была включена в установленном в то время законом порядке 21 июля 2009 года, ООО «БКП-7» было признано банкротом 01 февраля 2010 года, реестр требований кредиторов закрыт 14 апреля 2010 года.

При этом, как следует из определения Арбитражного суда Новосибирской области от 12.07.2013 о завершении конкурсного производства, в ходе рассмотрения дела о банкротстве ООО «БКП-7» определением арбитражного суда от 26 сентября 2011 года в отношении ООО «БКП-7» были применены правила параграфа 7 Федерального закона № 127-ФЗ.

В реестр требований кредиторов ФИО1 была включена именно в связи с неисполнением перед нею ООО «БКП-7» обязательств, возникших из договора долевого участия от 02.09.2008.

При таких обстоятельствах, включение ФИО1 в реестр требований кредиторов застройщика в рамках дела о банкротстве по ранее действующему законодательству не должно умалять её прав и являться препятствием для их защиты по действующему в настоящее время порядку.

Кроме того, ранее действующим порядком защиты прав участников долевого строительства - Правилами ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Минстроя России от 12 августа 2016 г. N 560/пр, предусматривалось предоставление вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии) – пп. 4 п.6 Правил.

Вопреки доводам подателя жалобы, иного способа защиты прав у ФИО1 в настоящее время нет.

Как следует из положений Закона Новосибирской области от 01.07.2015 N 583-ОЗ "Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов" для защиты нарушенных прав ФИО1 в настоящее время необходимо быть включенной в список претендующих на поддержку лиц (статья 1 Закона). Только в этом случае она вправе рассчитывать на установленные законом меры поддержки.

С учетом установленного, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 08 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Новосибирской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи