ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-332/2022 от 23.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-6314/2022

В суде первой инстанции дело № 2а-332/2022

УИД 27RS0009-01-2022-000397-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Карбовского С.Р.

судей: Хасановой Н.В., Зыковой М.В.

при секретаре Пациора Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2022 года в городе Хабаровске административное дело по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах публично-правового образования-Комсомольского муниципального района Хабаровского края и неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края о понуждении к совершению действий,

по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 07 июля 2022 года,

Заслушав доклад судьи Зыковой М.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Комсомольского района обратился в суд в интересах публично-правового образования – Комсомольского муниципального района Хабаровского края и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Комсомольского муниципального района с административным исковым заявлением, в котором просил обязать административного ответчика обеспечить передачу прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом Комсомольского муниципального района Хабаровского края, на территории Верхнетамбовского, Гайтерского, Селихинского, Кенайского, Нижнехалбинского, Уктурского, Ягодненского сельских поселений, сельских поселений «Село Новый Мир», «Село Пивань», «Поселок Молодежный», «Село Хурба», и перечисленных в постановлениях администрации Комсомольского муниципального района 04.06.2021 года № 427; от 20.07.2021 года № 544; от 19.10.2021 года № 876, от 15.10.2021 года № 849, от 15.10.2021 года № 850, от 15.10.2021 года № 851, путем заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в срок до 01.03.2023 года.

В обоснование требований прокурор указал, что административный ответчик, являясь собственником объектов систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, в нарушение Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», передал указанное муниципальное имущество ресурсоснабжающим организациям до принятия данного имущества в пользование лицами, определёнными в соответствии с проведёнными конкурентными процедурами. При этом указанное имущество передано юридическим лицам не в порядке концессии. В связи с выявленными нарушениями прокурором района 11.02.2022 года внесено представление 2-25-2022/14 об устранении нарушений закона, из ответа администрации района от 15.03.2022 года на представление прокурора следует, что администрация района полагает меры, направленные на заключение концессионных соглашений, достаточными, однако, действующих концессионных соглашений с 01.01.2015 года до настоящего времени не заключено. Обстоятельства, объективно препятствующие административному ответчику с 2016 года, осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям не установлены.

Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 07 июля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.

Решением суда постановлено: «Обязать администрацию Комсомольского муниципального района Хабаровского края обеспечить передачу прав владения и пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, являющихся муниципальным имуществом Комсомольского муниципального района Хабаровского края, на территории Верхнетамбовского, Гайтерского, Селихинского, Кенайского, Нижнехалбинского, Уктурского, Ягодненского сельских поселений, сельских поселений «Село Новый Мир», «Село Пивань», «Поселок Молодежный», «Село Хурба», и перечисленных в постановлениях администрации Комсомольского муниципального района от 04.06.2021 № 427; от 20.07.2021 № 544; от 19.10.2021 № 876, от 15.10.2021 № 849, от 15.10.2021 № 850, от 15.10.2021 № 851, путем заключения концессионного соглашения в порядке, установленном Федеральным законом Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в срок до 01.03.2023 года.»

В апелляционной жалобе административный ответчик с решением суда не согласен, ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения, как основанного на неверном применении норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца прокурор Коноватникова К.А. поддержала доводы поданных возражений.

Административный ответчик в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащем образом, об отложении слушания дела не просил, своего представителя не направил. Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав прокурора Коноватникову К.А., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что в собственности муниципального образования Комсомольский муниципальный район находятся объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, перечисленные в постановлениях администрации Комсомольского муниципального района от 04.06.2021 года № 427; от 20.07.2021года № 544; от 19.10.2021 года № 876, от 15.10.2021 года № 849, от 15.10.2021 года № 850, от 15.10.2021 года № 851, которые переданы в пользование хозяйствующим субъектам в целях оказания населению услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на основании соглашений о передаче имущества, не являющихся концессионными соглашениями.

Администрацией муниципального района за период 2019 - 2022 на официальном сайте http://torgi/gov.ru объявлялись следующие конкурсные процедуры на право заключения концессионных соглашений (извещение № 080920/0053649/01 от 08.09.2020 года, извещение № 181120/00536449/01 от 18.11.2020 года, извещение № 271120/00536449/03 от 27.11.2020 года, извещение № 150221/00536449/01 от 15.02.2021 года). Указанные конкурсные процедуры признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе.

Постановлениями администрации Комсомольского муниципального района от 04.06.2021 года № 427; от 12.07.2021 года № 529; от 20.07.2021 года № 544; от 06.08.2021 года № 619; от 06.08.2021 года № 620; от 19.10.2021 года № 876; от 15.10.2021 года № 849; от 15.10.2021 года № 850; от 15.10.2021 года № 851 000 «Шелеховский теплоэнергетический комплекс», ООО «ЖилТЭК», ООО «Тепловик+», ООО «Управляющая компания», ООО «Жилищно-коммунальный участок № 2», являющимся ресурсоснабжающими организациями, передано муниципальное имущество, составляющее централизованные системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, находящееся в муниципальной собственности района, до принятия данного имущества в пользование лицами, определёнными в соответствии с проведёнными конкурентными процедурами. Указанное имущество передано юридическим лицам без заключения каких-либо договоров, без указания вида права, на котором оно передается, срока передачи, правовых оснований, не в порядке концессии.

В ходе анализа состояния законности в сфере использования объектов жилищно-коммунального хозяйства на территории Комсомольского муниципального района по фактам выявленных нарушений 11.02.2022 года прокурором района Главе Комсомольского муниципального района внесено представление № 2-25-2022/14 об устранении выявленных нарушений закона, в котором потребовано принять меры к организации надлежащей передачи объектов муниципальной собственности муниципального образования в соответствие с вышеприведенными положениями федерального законодательства.

Согласно имеющемуся в материалах дела ответу на представление прокурора от 15 марта 2022 года № 1-23/1764 администрация района полагает меры, направленные на заключение концессионных соглашений, достаточными.

Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора Комсомольского района Хабаровского края суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ « О защите конкуренции» исходил из того, что муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения на территории Верхнетамбовского, Гайтерского, Селихинского, Кенайского, Нижнехалбинского, Уктурского, Ягодненского сельских поселений, сельских поседений «Село Новый Мир», «Село Пивань», «Поселок Молодежный», «Село Хурба» передано в пользование хозяйствующим субъектам необоснованно вне процедуры конкурентного отбора и по иному договору, чем это предусмотрено действующим законодательством, тогда как указанные объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующим субъектам путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, однако административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из комплексов спорных объектов не решен, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что имеющееся со стороны административного ответчика бездействие создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и угрозу срыва отопительного сезона, нарушает права неопределенного круга лиц - населения указанных муниципальных образований на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания, с чем соглашается суд апелляционной инстанции.

Такие выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении судом норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. В частности, согласно части 4.1 статьи 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 данной статьи.

Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который дополнен статьей 41.1.

В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов централизованных систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.

Административным ответчиком не оспаривалось, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования Комсомольский муниципальный район концессионные соглашения не заключены.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация Комсомольского муниципального района обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.

Из материалов дела следует, что действия, направленные на проведение конкурсных процедур по передаче муниципального имущества последний раз совершались администрацией в феврале 2021 года. В соответствии с постановлением администрации муниципального района от 26.01.2021 № 54 «Об утверждении перечня объектов на 2022 год, находящихся в собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений» в указанный перечень включено только 7 объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности Комсомольского муниципального района, расположенные в двух сельских поселениях Комсомольского района, при том, что имущество, которое может быть передано в концессию, состоит из 61 объекта водоснабжения и водоотведения, 70 объектов теплоснабжения. Доказательств проведения конкурсных процедур для заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, административным ответчиком не представлено. Обстоятельств, объективно препятствующих административному ответчику с 2016 года осуществить мероприятия по передаче вышеуказанного имущества по концессионным соглашениям, не установлены.

Поскольку со стороны административного ответчика в нарушение требований части 2 статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ не было представлено доказательств проведения организационно-властных мероприятий, направленных на реализацию указанных выше полномочий, соответствующее бездействие административного ответчика обоснованно признано незаконным судом первой инстанции, с возложением в порядке пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ обязанности совершения до 01.03.2023 года конкретных действия (принятия решений) в целях устранения нарушений прав и законных интересов публично-правового образования и неопределенного круга лиц.

Установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным; обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон и в полной мере отвечает требованиям статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Доводы жалобы относительно того, что ведется постоянная работа в целях обеспечения передачи права пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, ответчик прилагает все возможные усилия к передаче указанных объектов, сроки не зависят от воли администрации, судебной коллегией отклоняются, по указанным выше основаниям. Вопреки доводам апелляционной жалобы, из решения суда первой инстанции не усматривается наличие обстоятельств, делающих исполнение решения суда невозможным.

В целом доводы жалобы следует признать несостоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Данные доводы являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении, выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 07 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: