Председательствующий: Дело №33а-1049/2020
судья Жгенти Л.А.
(1-я инст. №2а-337/2019)
УИД 75RS0016-01-2019-000501-92
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Чита 22 апреля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Каверина С.А.,
судей Бурака М.Н., Пичуева В.В.,
при секретаре судебного заседания Бянкиной Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Могочинский район», администрации городского поселения «Ключевское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации муниципального района «Могочинский район» - ФИО1,
на решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 06 сентября 2019 года (с учетом дополнительного решения этого же суда от 13 января 2020 года), которым постановлено:
«Исковые требования Могочинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать бездействие администрации городского поселения «Ключевское», администрации муниципального района «Могочинский район», выразившееся в непроведении в полном объеме мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г. для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей, предусмотренных Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «Могочинский район», администрацию городского поселения «Ключевское» провести в полном объеме мероприятия при подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г. для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»: - устранение выявленных нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок.
Решение обратить к немедленному исполнению».
Заслушав доклад судьи Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
15 августа 2019 года и.о. Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края Черенцов Р.Г., действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с данными административными исковыми заявлениями, в которых, указывая на результаты проведенной межрайонной прокуратурой проверки соблюдения действующего законодательства о теплоснабжении при подготовке к предстоящему отопительному периоду в сельском поселении «Семиозернинское» и в городском поселении «Ключевское» Могочинского района Забайкальского края, просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Могочинский район» и администрации городского поселения «Ключевское», выразившееся в непроведении в полном объеме мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г. для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»;
- обязать администрацию муниципального района «Могочинский район» и администрацию городского поселения «Ключевское» провести в полном объеме мероприятия при подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г. для обеспечения надежности теплоснабжения потребителей в соответствии с Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок».
Определением Могочинского районного суда Забайкальского края от 19 августа 2019 года административные дела по указанным выше административным искам Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края соединены в одно производство. (л.д.1-2)
Судом постановлено приведенное выше решение. (т.1, л.д.183-185, 241)
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации муниципального района «Могочинский район» - по доверенности ФИО1, выражает несогласие с решением районного суда, которое просит отменить, по делу принять новое решение. Ссылаясь на разъяснения пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», указывает, что администрацией муниципального района «Могочинский район» суду были предоставлены все доказательства о проведении в полном объеме мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г., однако, данные обстоятельства суд не принял во внимание, не оценил надлежащим образом показания опрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО2, работающей начальником отдела ЖКХ администрации муниципального района «Могочинский район». (л.д.202-203)
Относительно доводов апелляционной жалобы заместителем Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края Дукартом В.П. поданы письменные возражения. (л.д.211-212)
Могочинский межрайонный прокурор Забайкальского края, представители административных ответчиков - администрации муниципального района «Могочинский район», администрации городского поселения «Ключевское», а также заинтересованные лица – администрация сельского поселения «Семиозернинское», индивидуальный предприниматель ФИО3, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.
В соответствии с ч.2 ст.306, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Дьячкова Ж.В., указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав позицию участвующего в деле прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из представленных материалов и установлено судом первой инстанции, выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей подтверждается, что ФИО3 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с <Дата>, в её деятельность входит, в том числе, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, распределение пара и горячей воды (тепловой воды), обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей (л.д. 15-20).
Из акта проверки от 12 августа 2019 года следует, что котельная в п.Семиозерный ограждена с одной стороны, ограждение по периметру отсутствует, окна частично с нарушенным остеклением, в котельной 3 котла, 2 основных, 1 резервный, работы по косметическому ремонту не выполнялись; электрика в неудовлетворительном состоянии, запас угля не создан. В помещении насосной группы имеется разрушение пола; водяной насос на водоприемной станции в неисправном состоянии. (л.д. 21)
Актом проверки от 12 августа 2019 года также установлено, что в котельной «Центральная» в п.Ключевский имеется два котла, два резервных котла отсутствует, запас топлива не создан, здание котельной кирпичное, оконные рамы и остекление без повреждений; теплотрасса от котельной разобрана для последующей замены, которую планировалось провести до 17 августа 2019 года; кроме того, планировалось поступление двух котлов для резервного теплоснабжения; ограждение здания котельной отсутствует. (л.д. 50)
Между тем, ФИО3 представлен ответ на требование от 26 июня 2019 года № года Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края об устранении нарушений, согласно которому контрактов и актов приемки нет, так как не прошли аукционы, запасы твердого топлива в котельной п.Семиозерный отсутствуют, будут приобретены после погашения задолженности. (л.д. 33)
В письменном ответе и.о. главы муниципального района «Могочинский район» ФИО4 на требование Могочинского межрайонного прокурора Забайкальского края от 26 июня 2019 года за исх. № отражено, что из бюджета Забайкальского края выделено 5877,6 тыс. рублей, в бюджете муниципального района «Могочинский район» предусмотрено 2000 тыс. рублей для подготовки объектов теплоснабжения в п.Семиозерный, план-график не утвержден, в образовательном учреждении не произведена замена замков, жителями п.Семиозерный не выбран способ управления многоквартирных домов. (л.д. 35)
Министерством территориального развития Забайкальского края предоставлена информация в Могочинскую межрайонную прокуратуру о финансовых средствах и мероприятиях, предусмотренных по результатам проведенной в ноябре 2018 года проверки, в результате которой выделены и распределены денежные средства в размере <данные изъяты> млн. рублей на подготовку к осенне-зимнему периоду 2019-2020 г.г. (л.д. 37)
Согласно таблице распределения бюджетных инвестиций на проведение мероприятий по подготовке объектов ОЗП 2019-2020 г.г., в Могочинском районе, в том числе, в п.Семиозерный запланированы мероприятия по замене котла КВр-1,16 на котельной № 1 <...> и ремонт теплотрассы по ул.Советская, 147, ул.Энергетиков, д.1,2, ПО м.д.76. В с.п.Ключевское были запланированы замена двух котлов КВр-1,25 на котельной «Центральная». (л.д. 38-39)
Из письменного сообщения главы городского поселения «Ключевское» ФИО5 от 16 мая 2019 года, адресованного в Могочинскую межрайонную прокуратуру Забайкальского края, следует, что денежные средства в рамках подготовки к предстоящему отопительному сезону в бюджет поселения не поступали, муниципальные контракты не заключались, план подготовки к отопительному периоду в стадии разработки в связи с предстоящей концессией. (л.д. 44)
Письменным сообщением главы городского поселения «Ключевское» ФИО5 от 26 июня 2019 года в Могочинскую межрайонную прокуратуру Забайкальского края подтверждается, что в бюджете администрации заложены денежные средства на подготовку к отопительному периоду в размере <данные изъяты> рублей, денежную сумму планируется увеличить за счет поступления в местный бюджет отчислений; денежные средства из бюджета Забайкальского края не поступали, муниципальные контракты не заключались, план-график подготовки к отопительному сезону не утверждался, так как не подписано концессионное соглашение, в настоящее время ведется работа по подготовке; запасы твердого топлива составляют около 40 тонн, закупка планируется к началу отопительного сезона. (л.д. 45)
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, изучив действующее законодательство в области теплоснабжения, в том числе, Приказ Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», Приказ Минэнерго России от 10 августа 2012 года №377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельногорасхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топливана источниках тепловой энергии..», а также в сфере деятельности органов местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией городского поселения «Ключевское» и администрацией муниципального района «Могочинский район» не в полной мере проводятся мероприятия при подготовке к отопительному периоду 2019-2020 г.г., в связи с этим существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц - потребителей коммунальных услуг, проживающих в жилом фонде поселения, нарушения права поселения на защиту территории от возникновения чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, удовлетворил заявленные прокурором требования административного иска.
Судебная коллегия находит верным данный вывод суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном толковании и применении норм материального права.
Так, в силу положений ч.5 ст.20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающие организации обязаны, в том числе, организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
На основании п.1 ч.1 ст.6 этого же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в частности, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы о неверном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены правильного по существу судебного решения в апелляционном порядке не являются.
Указание стороны административного ответчика на то обстоятельство, что в решении отсутствует ссылка на показания допрошенного судом первой инстанции свидетеля ФИО2, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении административного иска прокурора, так как не освобождает административных ответчиков от исполнения возложенных на них законом обязанностей в области теплоснабжения потребителей на территории указанных выше поселений.
Другие доводы жалобы не являются основанием отмены состоявшегося по делу судебного акта и отказа в удовлетворении требований административного иска.
В целом, позиция представителя административного ответчика не может быть принята во внимание, поскольку направлена на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлась предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержит в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст.84 КАС РФ. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Могочинского районного суда Забайкальского края от 06 сентября 2019 года (с учетом дополнительного решения этого же суда от 13 января 2020 года) оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации муниципального района «Могочинский район» - ФИО1, без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: