Судья Галяутдинова Д.И. УИД 16RS0050-01-2022-005545-07
в суде первой инстанции дело № 2а-3411/2022
в суде апелляционной инстанции дело № 33а-12907/2022
Учет № 022а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 августа 2022 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Куляпина Д.Н.,
судей Нуриахметова И.Ф., Давлетшиной А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Разваловой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Давлетшиной А.Ф. административное дело по апелляционной жалобе представителя Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани – Мингуловой С.М. на решение Приволжского районного суда города Казани от 16 июня 2022 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Сабирзянова Л.Н. к Управлению градостроительных разрешений ИК МО г.Казани, заместителю начальника Управления градостроительных разрешений ИК МО г.Казани Хафизов И.М., ИК МО г.Казани об оспаривании уведомления и обязании повторно рассмотреть заявление удовлетворить.
Признать незаконным уведомление от 28.03.2022 № ИЖС1/0/4029 о невозможности рассмотрения уведомления Сабирзянова Л.Н. от 19.03.2022 № 170133 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ...., расположенном по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, СНТ «Татарстан», участок № 137.
Обязать Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани и ИК МО г.Казани в пределах полномочий, установленных административным регламентом, в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть Уведомление Сабирзянова Л.Н. от 19.03.2022 № 170133 о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером ...., расположенном по адресу: Республика Татарстан, г.Казань, СНТ «Татарстан», участок № 137.».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сабирзянова Л.Н. обратилась в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» (далее – МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани»), Исполнительному комитету муниципального образования (далее - ИК МО) г.Казани об оспаривании уведомления и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
В обоснование заявленных требований указано, что 19 марта 2022 года административным истцом в Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани было подано заявление-уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером ...., расположенного на территории . 28 марта 2022 года административным ответчиком в адрес административного истца было направлено уведомление № ИЖС1/0/4029, в соответствии с которым административному истцу сообщено о невозможности рассмотрения данного уведомления в виду того, что на данный земельный участок не установлена территориальная зона.
Ссылаясь на положения статей 30, 34, 35, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), статью 40 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, административный истец просил признать незаконным уведомление от 28 марта 2022 года № ИЖС1/0/4029 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером .... по адресу: и возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Сабирзяновой Л.Н. от 19 марта 2022 года № 170133 в целях принятия обоснованного решения и выдачи разрешения на строительство жилого дома по указанному адресу в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу.
16 июня 2022 года суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе представителем Мингуловой С.М. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и принятии по данному административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований. Указывается, что в отношении земельного участка административного истца территориальная зона не установлена, как следствие не установлен градостроительный регламент, ввиду чего определить разрешенные виды использования участка невозможно. Автор жалобы считает, что оспариваемое решение Управления соответствует требованиям закона, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Административные ответчики МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани, заместитель начальника МКУ «Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани» Хафизов И.М. представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, одновременно просили об отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела видно, что уведомлением от 28 марта 2022 года № ИЖС1/0/4029 за подписью заместителя начальника МКУ «Управления градостроительных разрешений ИК МО г.Казани» Хафизова И.М. административному истцу сообщено о невозможности рассмотрения данного уведомления в виду того, что на данный земельный участок территориальная зона не установлена (л.д. 9).
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 8 мая 2020 года административному истцу на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 678+/-19,52 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером ...., площадью 40,9 кв.м., расположенные по адресу: (л.д. 11-14), о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделаны соответствующие записи регистрации прав от 18 мая 2020 года. Земельный участок отнесён к категории земель – земли населённых пунктов, с разрешённым использованием – для садоводства (л.д. 20-22).
19 марта 2022 года Сабирзянова Л.Н. обратилась в Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке (л.д. 29-33).
Согласно информации, предоставленной Управлением архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани в Правилах землепользования и застройки г.Казани, утвержденных решением Казанской городской Думы от 16 августа 2021 года № 5-8, на принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером .... градостроительный регламент территориальной зоны не установлен (л.д. 34).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое уведомление не содержит ссылок на нормы законодательства, которые послужили основанием для невозможности рассмотрения уведомления Сабирзяновой Л.Н., что нарушает ее права и законные интересы.
Суд апелляционной инстанции полагает выводы суда первой инстанции правильными.
Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствие со статьёй 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ предусмотрены основания для возврата уведомления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения. Так, в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.
Как установлено пунктами 2-4 части 3 статьи 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве среди прочих прилагаются: документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо; описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Постановлением ИК МО г.Казани от 12 февраля 2019 года № 524 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче уведомления при планировании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в соответствии с пунктом 2.8 которого также перечислены основания для возврата уведомления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, а именно в случае, если заявителем представлены документы не в полном объеме либо в представленных уведомлении и (или) документах содержится неполная и (или) недостоверная информация; поступление ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления муниципальной услуги, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
В части 10 статьи 51.1 названного закона перечислены основания для направления уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Так, уведомление о несоответствии направляется застройщику если: указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Основания для возврата уведомления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения предусмотрены частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ. Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке приведены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
В силу статей 5, 6 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 года № 3-5 (далее – Устав муниципального образования города Казани), органом местного самоуправления является Исполнительный комитет.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 39 Устава муниципального образования города Казани, в структуру Исполнительного комитета входят территориальные и отраслевые (функциональные) органы.
Территориальные органы Исполнительного комитета обеспечивают реализацию вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий на территориях районов города Казани.
Согласно частей 1, 3 статьи 38 Устава муниципального образования города Казани, Исполнительный комитет является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.
Расходы на обеспечение деятельности Исполнительного комитета предусматриваются в бюджете города Казани отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 8, пунктом 15 части 1 статьи 40 Устава муниципального образования города Казани в полномочия Исполнительного комитета, среди прочего, в сферах управления муниципальной собственностью, планировки и застройки, входят: направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории города Казани.
На основании пунктов 1.1.2, 3.1.1.1, 3.1.1.2 Положения об Управлении градостроительных разрешений ИК МО г. Казани, утвержденном решением Казанской городской Думы от 29 декабря 2010 года № 26-3, Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани является органом ИК МО г. Казани. В полномочия Управления градостроительных разрешений ИК МО г. Казани входит рассмотрение уведомлений о строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории города Казани и выдача уведомлений о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов параметров объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории города Казани, установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; уведомлений о соответствии либо несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов, расположенных на территории города Казани, требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В силу пунктов 1.3 постановления ИК МО г. Казани от 12 февраля 2019 года № 518 «Об утверждении административного Регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома Исполнительным комитетом г. Казани» муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом г. Казани. Непосредственный исполнитель муниципальной услуги - Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ссылка в уведомлении административных ответчиков на отсутствие градостроительного регламента территориальной зоны (на земельный участок, где планируется строительство жилого дома территориальная зона не установлена), не свидетельствует о полноте оспариваемого уведомления и его мотивированности, поскольку основания для возврата уведомления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения и для направления застройщику уведомления о несоответствии чётко регламентированы частью 10 статьи 51.1 ГрК РФ, на которые административные ответчики не сослались и не обосновали обжалуемое уведомление.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности оспариваемого уведомления от 28 марта 2022 года № ИЖС1/0/4029, его несоответствии действующему законодательству, наличии нарушений прав административного истца, выразившихся в препятствии реализации права Сабирзяновой Л.Н. на получение мотивированного с точки зрения права уведомления; возложении на административных ответчиков - Управление градостроительных разрешений ИК МО г.Казани и ИК МО г.Казани в пределах полномочий, установленных административным регламентом, устранить нарушение прав Сабирзяновой Л.Н. путём повторного рассмотрения уведомления от 19 марта 2022 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое решение суда является законным и обоснованным, отвечающим приведенным положениям закона, и подлежит оставлению без изменения.
Ссылки апеллянта на то, что в отношении земельного участка административного истца территориальная зона не установлена, как следствие не установлен градостроительный регламент, ввиду чего определить разрешенные виды использования участка невозможно, не влекут отмену судебного постановления в силу следующего.
Основания для возврата уведомления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения предусмотрены частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ. Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке приведены в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
С учетом вышеуказанных норм права, административным ответчикам, при рассмотрении заявления Сабирзяновой Л.Н. следует исходить не из факта установления территориальной зоны, а руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым четко определен возможный перечень действий при определенных обстоятельствах.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о соответствии оспариваемого решения административного ответчика положениям законодательства, данное решение административного ответчика препятствует реализации права Сабирзяновой Л.Н. на получение мотивированного с точки зрения права уведомления.
Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают, сводятся к повторению доводов ответной стороны, изложенных при рассмотрении дела судом первой инстанции и получивших соответствующую оценку в решении суда, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает, и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 16 июня 2022 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заместителя начальника Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» Хафизова И.М., Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Мингуловой С.М. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 августа 2022 года.
Определение23.08.2022