ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3458/2022 от 17.01.2024 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

УИД 03RS0007-01-2022-007210-41

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-305/2024 (33а-22215/2023;) (2а-3458/2022)

17 января 2024 года г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего

Портновой Л.В.

судей

Зиновой У.В.

Толмачевой И.И.

при секретаре

Мирсаеве А.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия в сфере организации предоставления государственных услуг в электронной форме по апелляционной жалобе адрес на решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Толмачевой И.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к адрес о признании незаконным бездействия в сфере организации предоставления государственных услуг в электронной форме.

Заявленные прокурором требования мотивированы тем, что адрес не обеспечено предоставление в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» через официальный сайт следующих государственных услуг:

- подача проекта освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов;

- организация и проведение аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

- выдача согласия на сделку с арендованными лесными участками или арендными правами;

- организация и проведение торгов на право заключения договора аренды лесного участка;

- выдача разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установлению сервитута, публичного сервитута;

- установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных к границах земель лесного фонда.

Данные нарушения создают препятствия для реализации прав неопределенного круга лиц на получение государственных услуг в электронной форме, обязанность предоставления которых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возложена на органы государственной власти и местного самоуправления.

С целью устранения нарушений законодательства в сфере предоставления государственных услуг дата прокурором министру лесного хозяйства Республики Башкортостан вносилось представление, однако, по результатам его рассмотрения мер по устранению допущенных нарушений законодательства предпринято не было. Из ответа адрес от дата№... следует, что для полного устранения нарушений необходимо дополнительное время.

Административный истец просил суд признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; возложить на Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обязанность в срок не позднее дата принять меры по организации предоставления государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Решением Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата административные исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан удовлетворены в полном объеме.

С решением суда не согласился представитель Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, подал апелляционную жалобу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан от дата решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменено, административное дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Определением Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от датаг. принят отказ прокурора от административного иска в части административных исковых требований о признании незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по государственной услуге «подача проекта освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов», производство по делу в указанной части прекращено.

Решением Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата административные исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворены частично, судом постановлено признать незаконным бездействие Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по государственным услугам:

- «выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда»,

- «установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных к границах земель лесного фонда».

Обязать Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации предоставления государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Не согласившись с решением суда, представитель Министерства лесного хозяйства Республики ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части признания незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер, направленных на предоставление следующих государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»:

- «выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда»,

- «установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных к границах земель лесного фонда», а также в части возложения на Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации предоставления государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»,

и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.

В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указал, что Минцифры РФ является оператором федерального реестра единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), осуществляет разработку программного обеспечения ЕПГУ, определяет порядок доступа заявителей с использованием ЕПГУ к сведениям и информации, а также техническое консультационное обеспечение его функционирования. Минэк РФ является уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра, включая согласование технических заданий на выполнение соответствующих работ, а также функциональным заказчиком создания, эксплуатации и развития федерального реестра. В связи с чем процесс организации предоставления государственных услуг посредством ЕПГУ – это сложный, включающий в себя, в том числе разработку интерактивных форм, внесение сведений в федеральный реестр, многоэтапный процесс, требующий больших затрат временных и технических ресурсов и реализуемый лишь при наличии такой возможности, который обеспечивают названные федеральные органы.

адрес не имеет возможности самостоятельно исполнить решение суда без участия федеральных органов исполнительной власти. Этим доводам судом не была дана оценка.

Также податель апелляционной жалобы ссылается на то, что при рассмотрении апелляционной жалобы, поданной на решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в апелляционном определении от дата указано, что судом первой инстанции не устанавливался факт, обеспечена ли федеральными органами исполнительной власти возможность предоставления указанных в решении услуг с использованием ЕПГУ. Однако в решении суда от дата данный вопрос не рассмотрен. Судом в решении не предписано для Минцифры РФ выполнение каких-либо действий во исполнение решения суда.

Согласно пункту 5 Постановления №2280 от 13 декабря 2021 года «О размещении сведений об отдельных государственных и муниципальных услугах в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством цифрового развития РФ самостоятельно обеспечивают анализ государственных и муниципальных услуг, включенных в Перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено через ЕПГУ, в связи с отсутствием возможности их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг. Следовательно, представление отдельных государственных и муниципальных услуг должно быть обеспечено через ЕПГУ только при отсутствии возможности предоставления данных услуг через региональный портал государственных и муниципальных услуг (далее - РПГУ).

Согласно абзацу третьему пункта 3 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной услуги в сфере переданных полномочий, который утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

Вместе с тем административный регламент услуги «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда», утвержденный Указом Главы Республики Башкортостан от дата№... судом не признан недействительным или принятым с нарушениями норм действующего законодательства. Данным административным регламентом предоставление услуги через ЕПГУ не предусмотрено, предусмотрено предоставление услуги посредством РПГУ, что соответствует требованиям Закона 210-ФЗ от дата «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Соответственно нарушений действующего законодательства Министерством не допущено.

Согласно Лесному кодексу Российской Федераций оказание услуги установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда» является переданным полномочием от РФ. Утверждение административных регламентов предоставления услуг в сфере переданных полномочий относится к компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

В связи с тем, что административный регламент уполномоченным федеральным органом исполнительной власти еще не принят (его проект размещен Федеральном портале нормативных правовых актов по адресу:адрес), обязанность предоставления данной услуги посредством ЕПГУ также отсутствует.

Судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан – ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснившего о том, что на сегодняшний день государственная услуга «Установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных к границах земель лесного фонда» через сайт Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан не оказывается; представителя административного истца ФИО4, полагавшую решение суда законным. ФИО5, начальника отдела развития, связи и массовых коммуникаций РФ, опрошенного в качестве специалиста, пояснившего, что Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обращалось в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросу разработки предоставления государственной услуги «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда» через РГПУ, вопрос был решен об этом в №... году. Административный регламент предоставления услуги «Выдача разрешения на использование земель лесного фонда без предоставления земельных участков и установлению сервитута, публичного сервитута» еще не принят, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствий к их осуществлению либо препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как установлено статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту Закон о государственных услугах), под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Под предоставлением государственных и муниципальных услуг в электронной форме понимается предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Частями 1-2 статьи 21 Закона о государственных услугах установлено, что единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Через региональные порталы государственных и муниципальных услуг указанные органы государственной власти вправе в установленном Правительством Российской Федерации порядке и по определенному Правительством Российской Федерации перечню обеспечить возможность предоставления государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов. Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иные требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, порядку его функционирования и размещения на нем сведений, а также к перечню указанных сведений в отношении отдельных видов услуг не установлены федеральными законами. В случае, если государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или муниципальная услуга, предоставляемые через региональный портал государственных и муниципальных услуг, включена в установленный Правительством Российской Федерации перечень государственных и муниципальных услуг, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение об обеспечении возможности предоставления такой государственной или муниципальной услуги через единый портал государственных и муниципальных услуг. При предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, должна обеспечиваться в установленном Правительством Российской Федерации порядке равноценная возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг. В случае, если при предоставлении отдельных государственных и муниципальных услуг по определенному Правительством Российской Федерации перечню не обеспечена возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, должна обеспечиваться возможность предоставления таких государственных и муниципальных услуг в электронной форме посредством обращения заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг.

Статьей 4 Закона о государственных услугах определены основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, к которым, помимо прочего, отнесены открытость деятельности органов, предоставляющих услуги, возможность получения услуг в электронной форме.

Как следует из материалов дела, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в сфере исполнения законодательства об оказании государственных услуг в электронной форме.

По результатам указанной проверки выявлены нарушения в деятельности Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в части непринятия мер по переходу на предоставление государственных услуг в электронном виде в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В связи с необходимостью устранения выявленных прокурором нарушений дата в адрес Министра лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО6 вынесено представление об устранении нарушений законодательства об организации предоставления государственных услуг (л.д. 9-13).

В ответ на представление прокурора заместителем министра лесного хозяйства Республики Башкортостан ФИО7 направлено письмо от дата№... о том, что в перечне первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, утвержденном распоряжением Правительства РФ от дата№...-р, отсутствуют услуги в сфере лесных отношений. В то же время по итогу служебной проверки был выявлен факт нарушения сотрудниками министерства требований Постановления Правительства Российской Федерации от дата№... «О размещении сведений об отдельных государственных и муниципальных услугах в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обеспечения возможности их предоставления с использованием информационной системы». В связи с чем были приняты меры дисциплинарного и организационного характера (л.д.18-20).

Письмом от дата Башкирский природоохранный межрайонный прокурор запросил у министра лесного хозяйства Республики Башкортостан сведения о конкретных мерах и их сроках в целях устранения нарушений в сфере организации предоставления государственных услуг (л.д.23-25).

Из материалов дела также следует, что Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан дата обращалось в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с просьбой реализовать возможность подачи проектов освоения лесов или дополнений к проекту освоения лесов посредством ЕГПУ (л.д. 22). Позднее Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан также обращалось в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с просьбой реализовать возможность оказания следующих услуг в электронном виде:

- организация и проведение аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

- выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

- выдача согласия на сделку с арендованными лесными участками или арендными правами;

- организация и проведение торгов на право заключения договора аренды лесного участка;

- утверждение проектной документации лесного участка в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда (л.д. 21).

Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан в возражениях от дата представлена информация о том, что в настоящее время государственная услуга «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда» реализована на региональном портале государственных услуг (адрес/№...), административный регламент предоставления которой утвержден Указом Главы Республики Башкортостан от дата №УГ-188 «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан» (л.д. 4 том3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... утвержден Перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме посредством обращения заявителей через официальные сайты органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в отношении которых должна быть обеспечена равноценная возможность их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

В Перечень включены, в том числе такие услуги, как «выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда», «установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных к границах земель лесного фонда». Наименование органа, предоставляющего данные услуги, указаны исполнительные органы субъектов Российской Федерации.

Также указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2021 №2280 утвержден Перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в связи с отсутствием возможности их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, в который включена услуга «установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных к границах земель лесного фонда».

Разрешая спор, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2021 №2280, исходил из того, что в настоящее время предоставление государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» через официальный сайт министерством при наличии обязательных требований к размещению 2 услуг: «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда»; «Установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда», не реализованы, при этом Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан не доказано, что предпринимались надлежащие и достаточные меры для организации предоставления данных услуг через информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в связи с чем, заявленные административные требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в связи со следующим.

Предметом настоящего административного спора стало выявленное административным истцом отсутствие мер по организации оказания государственных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Как следует из статьи 2 Закона о государственных услугах, под электронной формой предоставления государственных услуг понимается их предоставление с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Из материалов дела установлено, что государственная услуга «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда» реализована на региональном портале государственных услуг (адрес/№...). В связи с чем электронная форма организации предоставления названной государственной услуги соблюдена и соответствует требованиям Закона о государственных услугах.

Следовательно, оснований для признания бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан в части непринятия мер, направленных на предоставление государственной услуги «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда» в электронной форме не имеется. В указанной части решение суда не соответствует обстоятельствам дела, поэтому подлежит отмене (часть 2 статьи 310 КАС РФ).

Однако доказательств предоставления государственной услуги «Установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда» в электронной форме, административным ответчиком не представлено.

Представитель административного ответчика в судебном заседании сообщил, что в настоящее время данная услуга не предоставляется ни через официальный сайт Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, ни через региональный портал государственных услуг.

Учитывая, что данная услуга включена в Перечень отдельных государственных и муниципальных услуг, предоставление которых должно быть обеспечено через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в связи с отсутствием возможности их предоставления в электронной форме посредством обращения заявителей через региональные порталы государственных и муниципальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№..., а также в связи с отсутствием доказательств невозможности ее оказания указанным способом, судом верно признано бездействие Министерства лесного хозяйства в указанной части.

В целях определения срока, необходимого Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан для принятия мер по организации предоставления государственной услуги в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», судебная коллегия учитывает Положение о размещении сведений об отдельных государственных и муниципальных услугах в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и обеспечении возможности их предоставления с использованием указанной информационной системы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от дата№... (далее Положение).

Пунктом 2 Положения определен порядок организации предоставления услуг, включенных, в том числе в обязательный перечень.

Для обеспечения размещения на едином портале сведений о государственных и муниципальных услугах, включенных в добровольный перечень и обязательный перечень, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о предоставлении государственных и муниципальных услуг, включенных в добровольный перечень и обязательный перечень и предоставляемых на территории субъекта Российской Федерации, с использованием единого портала. В указанном решении, в том числе перечисляются предусмотренные добровольным перечнем и обязательным перечнем государственные и муниципальные услуги, предоставление которых планируется обеспечить с использованием единого портала, указываются сроки обеспечения начала предоставления указанных услуг, а также определяется исполнительный орган субъекта Российской Федерации, ответственный за такое обеспечение (далее - уполномоченный орган).

3. Уполномоченный орган:

а) информирует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о решении, принятом в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения;

б) организует размещение и (или) актуализацию сведений о государственных и муниципальных услугах, указанных в решении, принятом в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения, в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр), а также организует на основании информации, имеющейся в федеральном реестре, актуализацию соответствующих сведений на региональном портале государственных и муниципальных услуг (далее - региональный портал) в случае предоставления указанных государственных и муниципальных услуг с использованием регионального портала;

в) обеспечивает возможность предоставления государственной или муниципальной услуги, указанной в решении, принятом в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения, с использованием единой интерактивной формы, позволяющей с использованием единого портала подать заявление на предоставление государственной или муниципальной услуги, указанной в добровольном перечне или обязательном перечне, с применением единых подходов и технологий в любой взаимодействующий с единым порталом исполнительный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее - единая интерактивная форма), в случае если единый портал содержит единую интерактивную форму, а также организует приведение в соответствие процессов предоставления такой услуги с использованием регионального портала процессам ее предоставления с использованием единого портала в случае предоставления указанной государственной или муниципальной услуги с использованием регионального портала;

г) направляет письмо в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации о возможности разработки единой интерактивной формы для предоставления с использованием единого портала государственных или муниципальных услуг, включенных в добровольный перечень или обязательный перечень, с указанием наименований таких услуг и их уникальных реестровых номеров в федеральном реестре, в случае если на едином портале отсутствует единая интерактивная форма;

д) обеспечивает разработку и согласование с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации технического описания интерактивной формы заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги, указанной в решении, принятом в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения, с использованием единого портала, а по итогам согласования обеспечивает разработку соответствующей интерактивной формы и размещение ее на едином портале в соответствии с порядком, утвержденным оператором единого портала в соответствии с пунктом 12 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" (далее - Положение о едином портале), в случае отсутствия возможности разработки единой интерактивной формы для предоставления с использованием единого портала указанной государственной или муниципальной услуги, а также организует актуализацию интерактивной формы заявления о предоставлении государственной или муниципальной услуги, размещенной на региональном портале, в случае предоставления указанной государственной или муниципальной услуги с использованием регионального портала.

Судебная коллегия, принимая во внимание указанный порядок, приходит к выводу об изменении установленного судом срока для исполнения возложенной обязанности до дата.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не решен вопрос об обеспечении возможности предоставления названной государственной услуги федеральными органами исполнительной власти, судебной коллегией признаются несостоятельными, как противоречащие названным положениям законодательства об организации предоставления государственных услуг.

Положением предусмотрен порядок взаимодействия названных органов в части организации предоставления услуг в электронной форме. Учитывая заявленные прокурором требования к административному ответчику, оснований для возложения обязанности на иные органы государственной власти не имеется.

Иные доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции нарушениях, а направлены на иную оценку обстоятельств рассмотренного дела.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить в части признания незаконным бездействия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии мер, направленных на предоставление государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по государственным услугам:

- «выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда».

Принять в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении данной части административных требований.

Решение Советского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата изменить в части установления срока для принятия мер по организации предоставления государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», установив срок до дата.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Л.В. Портнова

Судьи У.В. Зинова

И.И. Толмачева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.

Справка: судья ФИО9