судья 1 инстанции: Володарец Н.М. №33а-7967/2021
дело 1 инстанции: №2а-347/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 сентября 2021 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей при секретаре | Мостовенко Н.Р., ФИО1, ФИО2, |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым, ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым, заинтересованное лицо ФИО4, о признании незаконным решения от 16 ноября 2020 года и возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 января 2021 года, которым административный иск удовлетворён.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В.,
объяснения представителя административного истца Яцкого М.Д., представителя административных ответчиков ФИО5, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО3 обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным иском к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым, в котором просил: признать незаконным и отменить решение отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории от 16 ноября 2020 года, оформленное письмом №52/48138 от 17 ноября 2020 года, об отказе в регистрации по месту жительства ФИО3 в жилом помещении по адресу: <адрес>; возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать ФИО3 по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что письмом административного ответчика №52/48138 от 17.11.2020 возвращён пакет документов, поданных административным истцом через МФЦ, о регистрации по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес> Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги послужило непредставление заявителем документов, поименованных в пункте 49.4 Приказа МВД России от 31.12.2017 №984 «об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по мету жительства в пределах Российской Федерации», согласно которому: «одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет в том числе письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости)». Фактически, как указывает административный истец, административным ответчиком принято 16.11.2020 решение об отказе в регистрации заявителя по избранному им месту жительства. Данный отказ, по мнению административного истца, является незаконным и необоснованным, поскольку, ФИО3 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> с согласия собственника ФИО4, иных фактически проживающих в указанном жилом помещении лиц не имеется, как и зарегистрированных лиц по указанному адресу по месту жительства либо месту пребывания. Действительно, согласно правоустанавливающим документам на жилое помещение, ФИО4 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, на основании договоров дарения от 14.09.1994 и от 11.06.1997, что составляет 12/100 долей домовладения по <адрес>: по документам это отдельные квартиры, но фактически объединены в одну квартиру. Однако, как следует из представленных на регистрацию по месту жительства правоустанавливающих документов, указанные объекты недвижимого имущества документарно являются квартирами с соответствующими адресами, то есть самостоятельными объектами жилищных прав. Следовательно, при принятии решения об отказе в регистрации заявителя по мету жительства, административный ответчик формально подошёл к рассмотрению представленных правоустанавливающих документов на жилое помещение и не принял во внимание, что жилое помещение, на регистрацию по месту жительства в котором претендует заявитель, является самостоятельным объектом жилищных прав – квартирой в многоквартирном доме. Принятое административным ответчиком решение об отказе в регистрации по месту жительства заявителя в избранном им месте жительства, нарушает права заявителя на пользование жилым помещением, предоставленным ему во владение и пользование собственником указанного помещения, а также ставит заявителя в положение, когда последнему могут быть применены меры административного принуждения в виде штрафа предусмотренного соответствующей статьёй КоАП РФ. Указывает, что не все собственники иных долей в доме известны, а те, что известны, не проживают в принадлежащих им квартирам по разным причинам. Таким образом, предоставить согласие всех участников долевой собственности для регистрации заявителя в жилом помещении не предоставляется возможным.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 29 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО4 (л.д. 52-53).
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 января 2021 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе административного ответчика ОМВД России по г. Евпатории ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, решение Евпаторийского городского суда Республики Крым является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам административного дела. Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года №373, приказом МВД России от 31.12.2017 №984 утверждён Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Уполномоченные должностные лица отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории, участвующие в оказании государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, обеспечивают выполнение его требований. Письмом отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории от 17.11.2020 №52/48138 в ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» возвращены документы ФИО3, ранее сданные им для регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, ввиду отсутствия письменного согласия о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности,предусмотренного пунктом 49.4 Административного регламента. Согласно предоставленным гражданином ФИО3 документам, 7/100 и 5/100 доли дома по <адрес> находятся в собственности ФИО4, из чего следует, что 88/100 долей принадлежат иным собственникам. Доли ФИО4 в общей долевой собственности в виде квартиры с адресом по <адрес>, жилой площадью - 47,8 кв.м. в установленном законом порядке не выделены, на кадастровом учете указанное помещение не состоит, права в ЕГРН не зарегистрированы. Согласно правоустанавливающим документам: договорам дарения доли дома от 14.09.1994 и от 11.06.1997 на принадлежащие ФИО4 доли домовладения №38 по ул. ФИО6 в г. Евпатории в конкретном пользовании ФИО4 поступили в лит. Б <адрес> пом. № 1, 2, 3 жилой пл. 8,1 кв.м., а также в лит. Б пом. №1, 2, 3 жилой площадью 15,7 кв.м. При этом, <адрес> документах не значится. В то время, как договором найма жилого помещения от 10.11.2020, заключённым между ФИО4 и ФИО3, предусмотрено временное владение и пользование квартирой, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью 96, 8 кв. м., жилой - 47,8 кв.м. Пунктом 58 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в приеме заявления о регистрации и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является: нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению; отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом. Так как, согласно документам ФИО4, она является собственником 12/100 долей домовладения по адресу ФИО6, 38, иные собственники долевой собственности могут возражать против предоставления права на постоянную регистрацию административного истца. Каких-либо документов, подтверждающих зарегистрированное право на индивидуально определённый объект жилищных прав - <адрес>, жилой площадью 47,8 кв.м., расположенную в доме по адресу: <адрес>, как самостоятельный объект недвижимости, заявителем не было предоставлено, соответствующих сведений в ЕГРН не содержится. Технический паспорт на квартиру документом, удостоверяющим право собственности на жилое помещение, в силу закона не является. Таким образом, заявление возвращено административному истцу, а предоставить государственную услугу административный ответчик с учетом приведенных выше обстоятельств не имел возможности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым, ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым - ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме, просила удовлетворить.
Представитель административного истца по ордеру – адвокат Яцкий М.Д. возражал против апелляционной жалобы, считая изложенные в ней доводы несостоятельными.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13 ноября 2020 года административный истец ФИО3 через ГБУ Республики Крым «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» обратился в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу:<адрес>
К заявлению приложены, в том числе: договор дарения 5/100 долей домовладения №<адрес> от 14 сентября 1994 года, заключенный междуМалыгиной С.А. (даритель) и ФИО4 (одаряемая), договор дарения 7/100 доли домовладения <адрес> от11 июня 1997 года, заключенный между ФИО7 (даритель) и ФИО4 (одаряемая); договор найма жилого помещения от 10 ноября 2020 года- <адрес>, заключенный между ФИО4 (наймодатель) и ФИО3 (наниматель); заявление ФИО4 о согласии и регистрации по месту жительства по адресу:<адрес>, ФИО3, нотариально удостоверенное 17 июля 2020 года; технический паспорт жилого помещения (квартиры) <адрес><адрес> (л.д. 7-19).
16 ноября 2020 года решением Отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории представленные документы ФИО3 возвращены (л.д. 57).
В качестве причины возврата документов указано на отсутствие в соответствии с Приказом МВД России от 31.12.2017 №984 «Об утверждении и Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению Государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по мету пребывания и по месту жительства в пределах РФ» письменного согласия о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости). Одновременно указано, что согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством РФ о нотариате.
Удовлетворяя административный иск ФИО8, суд первой инстанции исходил из незаконности решения Отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым от 16.11.2020.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции не соглашается, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, регулируются Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1).
В соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1, регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно частям 1-5 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1, гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Приказом МВД России от 31 декабря 2017 года №984 утверждён административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок их взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, при предоставлении государственной услуги по регистрации и снятию граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ (пункт 23 Административного регламента).
Согласно пункту 48 Административного регламента, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по форме №6 (приложение №5 к Административному регламенту) и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства оформляется в одном экземпляре на бланке установленной формы и заполняется с помощью средств электронно-вычислительной техники или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Бланк заявления о регистрации по месту жительства заявитель может получить в органе регистрационного учета или заполнить и распечатать на сайте МВД России.
Заявление о регистрации по месту жительства представляется лично лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, за исключением случая подачи заявления в форме электронного документа с использованием Единого портала, а также при регистрации гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущему кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, в котором он постоянно или преимущественно проживает.
Согласно подпунктам 49.1 - 49.4 пункта 49 Административного регламента, одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет:
-паспорт;
-документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
-акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства);
-письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).
Согласие на вселение гражданина в жилое помещение удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, либо в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
Вопрос о наличии такой необходимости должен решаться с учетом положений пункта 57.1 Административного регламента, которыми запрещается требовать от гражданина представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Исходя из приведенных положений Административного регламента, одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель должен представлять письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от всех участников долевой собственности только в том случае, если такая необходимость предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждан, являющихся собственниками жилых помещений, в том числе на праве общей долевой собственности, регулируются нормами жилищного и гражданского законодательства о вселении в жилое помещение, о владении и пользовании им
В соответствии со статьёй 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Как указывает ФИО3 в своём административном иске, обращаясь в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по г. Евпатории с заявлением о регистрации его по месту жительства в городе Евпатория по <адрес>
При этом, как следует из пунктов 1.1, 1.2 договора найма, административному истцу во временное владение и пользование предоставлены квартиры, то есть, два жилых помещения.
В установленной же форме заявления - форме №6 (приложение №5 к Административному регламенту), подлежит указанию одно жилое помещение для осуществления регистрационных действий, поскольку действующее законодательство допускает лишь одновременное наличие постоянной регистрации по месту жительства и временной регистрации, а не двух постоянных или двух временных.
Кроме того, как следует из пункта 1.1 договора найма, жилая площадь предоставленных административному истцу во временное владение и пользование квартир составляет 47,8 кв.м..
Как следует из приложенных правоустанавливающих документов на жилое помещение, по договору дарения от 14 сентября 1994 года ФИО4 приобрела 5/100 доли домовладения в <адрес>, и в её в конкретное пользование поступило: в лит. Б <адрес> пом. №1, 2, 3, жилой площадью 8,1 кв.м. и 1/2 часть сарая лит. «И».
По договору дарения от11 июня 1997 года, ФИО4 приобрела 7/100 доли этого же домовладения, в её конкретное пользование поступило: в лит. Б помещения №№1, 2, 3 - жилой площадью 15,7 кв.м., 1/2 доля сарая лит. И.
Из вышеперечисленных правоустанавливающих документов правоустанавливающего документа на <адрес> данном домовладении - не усматривается. Надлежащего и достоверного документа о том, что приобретённые ФИО4 жилые помещения по договору дарения от11 июня 1997 года составляют <адрес> – заявителем административному ответчику не было представлено.
Сведения же предоставленного к заявлению технического паспорта жилого помещения по состоянию на 21.11.2011 года не соответствовали самому договору найма, подписанному заявителем, по которому во временное владение и пользование он получил две квартиры, а не одно жилое помещение.
Таким образом, учитывая предоставление заявителем к заявлению в качестве правоустанавливающего документа на жилое помещение договора дарения от11 июня 1997 года о приобретении ФИО4 доли жилого дома, что в заявлении содержалась просьба о регистрации фактически в двух квартирах, в том числе, в квартире за №, и что предоставленная жилая площадь переданного ФИО3 жилого помещения превышала указанную в правоустанавливающих документах, административный ответчик правомерно возвратил административному истцу заявление с приложением к нему со ссылкой на выявленное несоответствие требованиям пункта 49.4 Административного регламента.
Так, в силу части 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех её участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в инвентарном деле на объект недвижимости по адресу: <адрес>, имеется информация о регистрации права собственности как на квартиры, так и на доли домовладения (л.д. 66).
В апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 июня 2020 года по делу №33-847/2020 указано на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 21 сентября 2017 года, которым по иску ФИО9 на ФИО10 возложена обязанность демонтировать второй этаж квартир №<адрес>.
Таким образом, при вышеизложенных обстоятельствах правовые основания для признания незаконным оспариваемого решения отсутствуют.
При этом, доводы административного истца о том, что оспариваемым решением ему отказано в регистрации по избранному месту жительства не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку оспариваемым решением осуществлён возврат административному истцу поданных документов ввиду не соответствия их требованиям вышеприведенного Административного регламента.
Решение о возврате заявления с приложением к нему не препятствовало административному истцу повторно обратиться с аналогичным заявлением и необходимым для этого соответствующим пакетом документов.
Одновременно, суд апелляционной инстанции, исходя из установленных по настоящему административному делу обстоятельств, считает необходимым отметить, что при обращении к административному ответчику с заявлением об осуществлении регистрационных действий административный истец, будучи ознакомленным с содержанием предоставляемых документов, также имел возможность действовать при подаче такого заявления с должной степенью осмотрительности и добросовестности.
Исковое требование ФИО3 о возложении на административного ответчика обязанности совершить определённые действия удовлетворению не подлежит как дополнительное к главному.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административный иск, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, что привело к неправильному выводу о наличии оснований для удовлетворения в части заявленных исковых требований, и что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является основанием для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
В связи с чем, решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 января 2021 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ФИО3 в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26 января 2021 года по административному делу №2а-347/2021 отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Отделу по вопросам миграции ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым, ОМВД России по городу Евпатории Республики Крым о признании незаконным решения от 16 ноября 2020 года и возложении обязанности совершить определённые действия - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко
Судьи: Н.Р. Мостовенко
ФИО1