ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3492/2023 от 21.12.2023 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Плотников А.И. Дело № 33а-2204/2023

Дело № 2а-3492/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

судей Горна В.Ф. и Венина А.Н.,

при секретаре Тадиной К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 21 декабря 2023 года административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Чугаевой Е.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 августа 2023 года, которым постановлено:

«Административный иск заместителя прокурора город Петропавловска-Камчатского к Камчатскому краю в лице Правительства Камчатского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об оспаривании бездействия, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в непринятии в течение разумного срока мер, направленных на обеспечение земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , необходимыми объектами теплоснабжения, электроснабжения, дорожной инфраструктуры.

Возложить на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность по принятию в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу мер, направленных на обеспечение земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , , необходимыми объектами теплоснабжения, электроснабжения, дорожной инфраструктуры.

Признать незаконным бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию водоснабжения и водоотведения земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , .

Возложить на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанность по принятию в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу мер, направленных на организацию водоснабжения и водоотведения земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , .

В остальной части в удовлетворении заявленного административного иска отказать».

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административных ответчиков Правительства Камчатского края и Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Чугаевой Е.Н. и представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Шишковой И.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопковой Е.И., представителя заинтересованного лица Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края Наумик Е.В., также поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Федорук И.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» Гизатуллина Р.Н., представителя административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Ненецкого М.А., представителя заинтересованного лица Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Яковенко Д.О., представителя заинтересованного лица Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Болтенко Н.А., представителя заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Пляскина В.В., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском о признании незаконным бездействия Камчатского края в лице Правительства Камчатского края, Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в непринятии в течение разумного срока мер по обеспечению земельных участков с кадастровыми номерами , , , предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, необходимыми объектами инженерной инфраструктуры, возложении на Правительство Камчатского края обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить указанные земельные участки объектами водоснабжения и водоотведения, возложении на администрацию Петропавловск-Камчатского городского круга обязанности в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить спорные земельные участки сетями теплоснабжения, электроснабжения, объектами дорожной инфраструктуры.

В обоснование иска административным истцом указано, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа реализуется в жилом районе «<адрес> в районе <адрес>, в районе <адрес>. Земельные участки для многодетных семей образованы в границах земельных участков с кадастровыми номерами , . Документацией по планировке территории предусмотрено обеспечение участков инженерной инфраструктурой. Вместе с тем, земельные участки инженерной инфраструктурой не обеспечены, отсутствуют сети электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а также объекты дорожной инфраструктуры. Отсутствие объектов инфраструктуры свидетельствует о непринятии в течение разумного срока уполномоченными органами должных мер.

Определениями Петропавловск-Камчатского городского суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края, Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, Управление архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, КГУП «Камчатский водоканал», ПАО «Камчатскэнерго», АО «Газпром газораспределение Дальний Восток».

В ходе рассмотрения дела представителем административного истца Королевой Д.Ю. были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми административный истец просил признать незаконным бездействие Камчатского края в лице Правительства Камчатского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Петропавловск-Камчатского городского округа в лице администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в непринятии в течение разумного срока мер по обеспечению спорных земельных участков необходимыми объектами инженерной инфраструктуры.

Также просил возложить на Правительство Камчатского края, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанность обеспечить земельные участки с кадастровыми номерами , объектами водоснабжения и водоотведения, а на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа – обязанность обеспечить указанные земельные участки сетями теплоснабжения, электроснабжения, объектами дорожной инфраструктуры в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского Королева Д.Ю. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители административного ответчика Правительства Камчатского края Панихина М.И., Лопкова Е.И., Хамьянов В.В., Чугаева Е.Н., Уяган Л.В., представители административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Панихина М.И., Чугаева Е.Н., Шишкова И.Н., представитель административного ответчика администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Смирнова А.В., представители заинтересованного лица Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края Бзырин С.С., Штернер Е.В., представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Шалагинова М.Ю., представитель заинтересованного лица КГУП «Камчатский водоканал» Харчинкова Э.В. возражали против удовлетворения исковых требований.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Камчатскэнерго» Гизатуллин Р.Н. полагал административный иск подлежащим удовлетворению в части возложения на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности по обеспечению спорных земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой.

Заинтересованные лица Управление архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» участия в судебном заседании не принимали.

Рассмотрев дело, суд принял указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края (далее – Министерство ЖКХ) Чугаева Е.Н. просит решение суда отменить, как принятое с нарушение норм материального права. Указывает, что расходные обязательства, возникающие в связи с реализацией Закона Камчатского края от 3 марта 2021 года № 562 «О предоставлении земельных участков в собственность граждан Российской Федерации, имеющих трех и более детей, в Камчатском крае», а также ранее действовавшего закона, относятся к расходам краевого и местных бюджетов, с учетом полномочий органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления. В рамках подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» Государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем Камчатского края», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 22 ноября 2013 года № 520-П, предусмотрен механизм реализации отдельных мероприятий по разработке проектов планировки и межевания территорий, по строительству линейных, коммунальных и энергетических объектов, по строительству инженерной инфраструктуры до границ земельных участков, предоставленных для строительства стандартного жилья. Ответственным исполнителем Подпрограммы 1 Государственной программы является Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края.

Кроме того, Закон Камчатского края № 562 не содержит требований по обеспечению земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, сетями водоснабжения и водоотведения.

Также указывает, что подключение объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения носит заявительный характер и Министерство ЖКХ произвольно провести указанные работы не может. Непосредственное подключение объектов капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения на территории Петропавловск-Камчатского городского округа осуществляет гарантирующая организация КГУП «Камчатский водоканал».

Полагает, что Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края является ненадлежащим ответчиком по административному делу, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность по принятию в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу мер, направленных на организацию водоснабжения и водоотведения земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , .

Кроме того, Министерство ЖКХ не участвует в реализации Закона Камчатского края и не является главным распорядителем бюджетных средств при реализации мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой спорных земельных участков.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Королева Д.Ю. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищной политики Камчатского края Наумик Е.В. указывает, что Министерство является ответственным исполнителем Подпрограммы 1 Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем Камчатского края», что в свою очередь подразумевает предоставление субсидий из краевого бюджета местному бюджету за счет средств, поступивших в краевой бюджет в случае софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства Камчатского края по предоставлению субсидии местному бюджету в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Предоставление субсидий носит исключительно заявительный характер и напрямую связано с волеизъявлением органов местного самоуправления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 39, частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» в целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 25 февраля 2021 года № 1038 принят Закон Камчатского края от 3 сентября 2021 года № 562 «О предоставлении земельных участков в собственность граждан Российской Федерации, имеющих трех и более детей, в Камчатском крае» (далее – Закон Камчатского края № 562).

Согласно статье 3 Закона Камчатского края № 562 многодетным семьям предоставляются земельные участки, включенные в перечни земельных участков, предоставляемых бесплатно в собственность многодетных семей на территории муниципальных образований в Камчатском крае, которые формируются и ведутся соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, указанными в части 2 настоящей статьи.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372 утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

В соответствии с пунктом 17 указанных методических рекомендаций при установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.

В целях отбора земельных участков рекомендуется оценивать существующую обеспеченность земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребность в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В силу пунктов 4, 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлениями администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 9 октября 2014 года , от 29 декабря 2015 года , от 29 декабря 2015 года утверждены проекты планировки территорий и проекты межевания территорий «Малоэтажная жилая застройка (микрорайон) в жилом районе <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> в целях предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей.

Земельные участки образованы в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , .

В сентябре 2022 года прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского проведена проверка исполнения законодательства при реализации прав многодетных семей на получение земельных участков, в ходе которой установлено, что по состоянию на 23 сентября 2022 года 296 многодетных семей поставлены на учет в качестве имеющих право на получение земельных участков. В 2021 году образовано 32 земельных участка, из которых в 2021 году предоставлено 15, в 2022 – 14 земельных участков. В 2022 году заключен муниципальный контракт на образование 44 земельных участков. При это соответствующие земельные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой, запланированное строительство объектов приостановлено.

27 сентября 2022 года заместителем прокурора г. Петропавловска-Камчатского внесено представление Главе Петропавловск-Камчатского городского округа об устранении нарушений земельного законодательства.

По результатам рассмотрения представления Главой Петропавловск-Камчатского городского округа дан ответ от 28 октября 2022 года, согласно которому Закон Камчатского края № 562 не содержит условий о необходимости предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков с инженерной инфраструктурой. Подключение к системам теплоснабжения невозможно ввиду их отсутствия, рекомендовано использовать автономный источник теплоснабжения. Подключение земельных участков к системе водоснабжения и канализации невозможно, в связи с отсутствием свободных технических коридоров для строительства сетей. Для осуществления технологического присоединения земельных участков к объекту электросетевого хозяйства необходимо выполнить строительство трансформаторной подстанции.

По состоянию на 1 мая 2023 года в Петропавловск-Камчатском городском округе 423 многодетные семьи изъявили желание получить земельный участок и были поставлены на учет. В 2023 году земельные участки запланировано выдать 72 семьям. Всего по состоянию на 1 мая 2023 года выделено 194 участка, из которых 32 обеспечены электроэнергией, централизованным водоснабжением и водоотведением, 61 участок обеспечен дорожной сетью. 185 земельных участка не используются.

Установив указанные обстоятельства, приняв во внимание, что в течение длительного периода времени земельные участки, предоставляемые многодетным семьям, в границах земельных участков с кадастровыми номерами , , , не обеспечены необходимыми объектами водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, дорожной инфраструктуры, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и возложении на администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности по принятию мер направленных на обеспечение спорных земельных участков необходимыми объектами теплоснабжения, электроснабжения, дорожной инфраструктуры, а на Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края обязанности по организацию водоснабжения и водоотведения земельных участков.

Данное судебное решение должным образом мотивировано, соответствует обстоятельствам административного дела и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем не вызывает у судебной коллегии сомнений в своей правильности.

Судом первой инстанции обоснованно принята во внимание правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная в Определении от 9 ноября 2017 года № 2516-О, в соответствии с которой, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

В соответствии с положениями статьи 3 Закона Камчатского края от 30 июля 2015 года № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края» (в редакции на дату возникновения спорных отношений) между органами местного самоуправления и органами государственной власти Камчатского края перераспределены полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пункту 15 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря № 426-П (далее – Положение № 426-П), в задачи Министерства входит обеспечение условий устойчивого функционирования систем коммунальной инфраструктуры, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, используемых в сфере жизнеобеспечения населения Камчатского края.

Министерство несет ответственность за осуществление функций государственного управления, в том числе, за управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 18.2 Положения № 426-П).

В полномочия Министерства в сфере водоснабжения и водоотведения входит осуществление мониторинга разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, осуществление отдельных полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом Камчатского края от 30 июля 2015 года № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края» (пункты 24.2, 24.3 Положения № 426-П).

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности возложения на Министерство обязанности организовать водоснабжения и водоотведения земельных участков основанием для отмены принятого по делу решения являться не могут, поскольку, с учетом указанных выше положений Закона Камчатского края от 30 июля 2015 года № 660 «О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и органами государственной власти Камчатского края», Положения № 426-П, указанные вопросы находятся в компетенции Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.

То обстоятельство, что Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края является ответственным исполнителем подпрограммы 1 «Стимулирование развития жилищного строительства» Государственной программы Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем Камчатского края», не может служить основанием для освобождения Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от возложенной на него обязанности, поскольку предоставление Министерством строительства субсидий на реализацию основных мероприятий подпрограммы 1, в том числе, для обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим 3-х и более детей, осуществляется на основании заключенного соглашения о предоставлении субсидий и носит заявительный характер.

Вопреки доводам представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Шишковой И.Н., решение принято судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 178 КАС РФ, за пределы заявленных исковых требований, уточненных представителем административного истца в судебном заседании 3 августа 2023 года, суд первой инстанции не вышел, признав незаконным бездействие Министерства ЖКХ, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию водоснабжения и водоотведения земельных участков, и возложив на административного ответчика соответствующую обязанность. При этом в соответствующей части заявленных исковых требований к Правительству Камчатского края судом первой инстанции отказано с учетом перераспределения полномочий по организации водоснабжения и водоотведения.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности судебного решения направлены на переоценку обстоятельств, верно установленных судом первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат объективных данных, которые могли бы поставить под сомнение правильность выводов суда, в связи с чем не могут послужить основанием к отмене принятого решения.

Учитывая, что нормы материального права применены судом правильно, каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 3 августа 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края Чугаевой Е.Н. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи