ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3497/20 от 07.10.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий: Дело № 33а-3295/2020

судья Епифанцева С.Ю.

(1-я инст. №2а-3497/2020)

УИД 75RS0001-02-2020-003907-44

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита 07 октября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Толстоброва А.А.,

судей Каверина С.А., Жилинского А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назарчук О.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о признании права нарушенным, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1,

на решение Центрального районного суда г.Читы от 14 июля 2020 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о признании действий по отказу в предоставлении места в детском дошкольном образовательном учреждении незаконными, обязании предоставить место в детском дошкольном образовательном учреждении на закрепленной территории г.Читы, отказать».

Заслушав доклад судьи краевого суда Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

02 июня 2020 года ФИО1 обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором указала, что ее дочь ФИО2, <Дата> года рождения, зарегистрирована в региональной системе «Е-услуги. Образование» <Дата> на получение места в МБДОУ - №№ 85,99,53, которые расположены на территории, соответствующей месту жительства ребенка. При распределении автоматизированной системой мест в детские образовательные учреждения в апреле 2019 года и в апреле 2020 года место в образовательное учреждение ее ребенку не предоставлено. Полагает, что отказ в предоставлении общедоступного и бесплатного образования в дошкольном учреждении нарушает права ее ребенка, закрепленные ст.ст.7, 43 Конституции Российской Федерации.

Подробно мотивируя свою позицию, просила суд:

- признать незаконными действия председателя Комитета образованиягородского округа «Город Чита» ФИО3 по отказу в предоставленииместа в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной заместом жительства территории, несовершеннолетней ФИО2 на 2020-2021 учебный год;

- обязать Комитет образования городского округа «Город Чита» предоставить место в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной за местом жительства территории, несовершеннолетней ФИО2 на 2020-2021 учебный год.

Судом постановлено приведенное выше решение. (л.д.84-89)

В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 выражает несогласие с решением районного суда, которое считает незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Подробно мотивируя свою позицию, приводит доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того, оспаривая выводы суда об отсутствии свободных мест в МДОУ, льгот у заявителя, а также ссылки административного ответчика о превышении количества детей в дошкольных учреждениях города, полагает, что орган местного самоуправления обязан своевременно принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений; обязанностью ответчика является обеспечение общедоступным бесплатным дошкольным образованием каждого ребенка. Обращает внимание, что семья ее является малоимущей, по причине отказа в предоставлении места в детском саду она (административный истец) была вынуждена уволиться с работы, что повлекло дополнительную финансовую нагрузку на семейный бюджет. Полагает, что не предоставление несовершеннолетней ФИО2, <Дата> года рождения, бесплатного дошкольного образования повлекло нарушение прав ребенка. Просит решение Центрального районного суда г.Читы от 14 июля 2020 года отменить, по делу принять новый судебный акт об удовлетворении требований административного иска. (л.д. 93-102, 146-149)

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного ответчика Комитета образования администрации городского округа «Город Чита» - по доверенности ФИО4, указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, оценив доказательства, выслушав пояснения сторон, проверив законность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а также должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их осуществлению или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО2, <Дата> года рождения, зарегистрирована в региональной автоматизированной системе «Е-услуги. Образование» 06 декабря 2016 года, номер обращения , в МБДОУ №85, 99, имеет статус «очередник». (л.д.49) Наличия льготных оснований для предоставления места в МБДОУ административным истцом не заявлено; по возрасту ФИО2, <Дата> года рождения, относится ко второй младшей группе с 3-х до 4-х лет.

14 ноября 2019 года ФИО5 обратился с заявлением на имя председателя Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», в котором просил рассмотреть неправомерное бездействие комиссии по комплектованию государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования. (л.д.43-44)

Письмом от 09 декабря 2019 года Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» сообщил ФИО1, что позиция ФИО2, <Дата> года рождения, среди категории граждан, не имеющих льготных оснований для предоставления места в МБДОУ, в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» колеблется от 34 до 119, свободных вакансий нет, в связи с чем, отсутствует возможность в предоставлении места в МБДОУ; с целью решения вопроса по обеспечению услугами по дошкольному образованию администрацией городского округа «Город Чита» принимаются меры по реконструкции, строительству, капитальному ремонту дошкольных образовательных учреждений в 2019 году; на декабрь 2019 года планируется ввести в эксплуатацию пристройки к детским садам №№35,45,66,28,87,86. (л.д.18-21, 26-28)

Письмом от 28 января 2020 года Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» сообщил ФИО1, что позиция ФИО2, <Дата> года рождения, среди категории граждан, не имеющих льготных оснований для предоставления места в МБДОУ, в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» колеблется от 34 до 119, свободных вакансий нет, в связи с чем, отсутствует возможность в предоставлении места в МБДОУ. (л.д.20-21)

Из материалов дела также усматривается, что административный истец ФИО1 за защитой своих прав обращалась в органы прокуратуры, по результатам прокурорских проверок по ее обращениям нарушений порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Комитетом образования администрации городского округа «Город Чита» не выявлено. (л.д.22-25, 29-30)

В письменном ответе администрации городского округа «Город Чита» от 22 мая 2020 года отражено, что при комплектовании второй младшей группы детей с 3-х до 4-х лет в МБДОУ №№85, 89 направлены дети, имеющие внеочередное и первоочередное право на зачисление; позиция ФИО2, <Дата> года рождения, среди категории граждан, не имеющих льготных оснований для предоставления места по заявленным МБДОУ №№85,99, в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование» колеблется от 1 до 6, свободных вакансий нет, в связи с чем, отсутствует возможность в предоставлении места в МБДОУ. (л.д.31-33)

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в письменном ответе от 17 февраля 2020 года на обращение административного истца сообщает, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус «очередник»; позиция очередности в предпочитаемых детских садах от 38 (детский сад №99) до 111 (детский сад №86) не дает возможности предоставить место, поскольку нарушает право детей, стоящих в очереди ранее; предоставление места сверх установленной нормы невозможно, поскольку это ухудшает условия пребывания воспитанников, приводит к нарушению норм «Санитарно-эпедимиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» СанПиН 2.4.1.3049-13; дополнительно сообщено, что ФИО1 вправе воспользоваться услугами негосударственного сектора дошкольного образования; с целью поддержки негосударственного сектора дошкольного образования и снижения родительской платы в Забайкальском крае действуют конкретные региональные нормативно-правовые акты. (л.д.34-36)

Административный истец, не согласившись с указанными ответами, и, полагая, что бездействие административного ответчика нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право её ребенка на образование, обратилась в суд с настоящим административным иском за защитой нарушенного права.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком незаконного бездействия не допущено, право несовершеннолетней ФИО2 на доступное и бесплатное дошкольное образование не нарушено, непредоставление места в заявленных административным истцом дошкольных образовательных учреждениях обусловлено отсутствием в них свободных мест и наличием очередности; кроме того, предпринимаются меры по увеличению количества групп в дошкольных образовательных учреждениях; до супруга административного истца была доведена информация о наличии свободных мест в МБДОУ №№97, 106, 61, НОШИ №4 для детей возрастной категории от 3-х до 4-х лет.

Судебная коллегия позицию суда считает ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

В соответствии с частью 5 статьи 63 названного Федерального закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 указанного Федерального закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из анализа приведенных выше законоположений следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность, в том числе, муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Таким образом, перечисленные выше действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению несовершеннолетней дочери административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции не применил положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года №5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Согласно решению Думы городского округа «Город Чита» от 27 ноября 2008 года №209 «Об утверждении Положения о Комитете образования администрации городского округа «Город Чита», Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» (далее по тексту Комитет образования) является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа по осуществлению полномочий в сфере образования.

На основании пункта 3.1 указанного Положения, основным предметом и целями деятельности Комитета образования являются: - реализация полномочий в сфере образования и защиты прав и интересов несовершеннолетних; - координация деятельности муниципальных и общественных образовательных организаций в интересах личности, общества и государства; - осуществление управления муниципальными образовательными организациями в пределах своей компетенции; - обеспечение устойчивого развития образования (в интересах городского округа); - обеспечение соблюдения муниципальными образовательными организациями действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.2 Положения, именно к ведению Комитета образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Постановлением администрации городского округа «Город Чита» от 12 марта 2018 года №65 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования (детские сады) на территории городского округа «Город Чита», который устанавливает стандарт, порядок, сроки последовательность действий (административных процедур) при предоставлении муниципальной услуги, касающейся приема заявлений, постановки на соответствующий учет, а также зачисления в муниципальные образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады), на территории городского округа «Город Чита» (далее- Регламент).

Согласно рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 августа 2013 года №08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребенка. Информация направляется родителем (законным представителям), предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия (отказа) от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Информация об изменении желаемой даты поступления ребенка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребенка из списка поставленных на учет с 01 сентября текущего года, они до предоставления такому ребенку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; вне государственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания: в иных формах и учреждениях. При этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 01 сентября следующего года. (пункт 21)

Материалами дела подтверждено, что у ФИО1 имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ее ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).

Таким образом, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребенку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней ФИО2 на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Доводы стороны административного ответчика о нарушении прав лиц, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, об отсутствии свободных мест, превышении предельных норм комплектования, нарушении прав других детей, о невозможности осуществления органом местного самоуправления мероприятий по расширению муниципальной сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, отклоняются как несостоятельные, поскольку в случае соблюдения родителем ребенка всех необходимых условий для получения места в детском саду, уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, а в случае отсутствия свободных мест в выбранном дошкольном образовательном учреждении обязан предложить свободные места в других учреждениях, прежде всего, в доступной близости от места проживания ребенка, а при невозможности обустройства принять меры с целью обеспечить ребенку возможность получения дошкольного образования в иных формах с сохранением учета ребенка в соответствующем списке. Кроме того, данные обстоятельства не могут послужить основанием для нарушения права ребенка на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.

При этом следует отметить, что орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

При таком положении состоявшийся по делу судебный акт является незаконным.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможны восстановление и защита прав и законных интересов ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, <Дата> года рождения, приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований административного искового заявления, с установлением в соответствии с предписаниями п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ срока исполнения требований с учетом принципов разумности и достаточности для исполнения.

Руководствуясь положениями ст.ст.308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Читы от 14 июля 2020 года отменить, по делу принять новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Комитету образования администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконными действий по отказу в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной за местом жительства территории, обязании предоставить место в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной за местом жительства территории, удовлетворить.

Признать незаконным действие Комитета образованияадминистрации городского округа «Город Чита», выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной за местом жительства территории, несовершеннолетней ФИО2, <Дата> года рождения, на 2020-2021 учебный год.

Возложить на Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить несовершеннолетней ФИО2, <Дата> года рождения, место в дошкольном образовательном учреждении, на закрепленной за местом жительства территории, на 2020-2021 учебный год.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: