ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-352/2021 от 23.12.2021 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Сат А.К. № 2а-352/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 23 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

судей Железняковой С.А., Кочергиной Е.Ю.,

при секретаре Донгак О.Ч.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Республики Тыва к Хуралу представителей муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» об установлении факта, имеющего юридическое значение, и признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 7 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Железняковой С.А., объяснения представителя административного ответчика Щегонина А.М., Шыырапа Б.В., поддержавших апелляционную жалобу, возражения прокурора Каркавиной В.В.,

УСТАНОВИЛА:

заместитель прокурора Кызылской межрайонной прокуратуры Республики Тыва Монгуш А.Д. обратилась в суд с заявлением об установлении факта непроведения правомочным составом Хурала представителей муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» правомочного заседания в течение трёх месяцев подряд и признании незаконным бездействия Хурала представителей муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва», указав в обоснование, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки установлено, что Хуралом представителей муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» за текущий период 2021 года очередные сессии (заседания) Хурала представителей ни разу не проводились, нормативно-правовые акты не принимались. Последнее правомочное заседание Хурала представителей Тере-Хольского района РТ, на котором разрешались вопросы, отнесённые к его компетенции, состоялось 25 декабря 2020 года. Указанное бездействие административного ответчика затрагивает права и законные интересы неопределённого круга лиц, а также интересы муниципального образования, поскольку обязанности представительного органа местного самоуправления должны исполняться в интересах всех жителей соответствующей территории.

Решением Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 7 октября 2021 года административное исковое заявление заместителя Кызылского межрайонного прокурора удовлетворено.

В апелляционной жалобе председатель Хурала представителей Тере-Хольского района Шыырап Б.В. просит отменить решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указано, что правомочные заседания Хурала представителей состоялись 25 июня 2021 года, 1 октября 2021 года и 2 ноября 2021 года. На заседании 25 июня 2021 года все депутаты проголосовали за перенос сессии и повестки дня в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой до её стабилизации, а также в связи с отсутствием председателя администрации района. На заседании 1 октября 2021 года были рассмотрены поправки в Устав Тере-Хольского района, протесты прокурора, отчёт об исполнении бюджета Тере-Хольского района за 1 полугодие 2021 года и другие вопросы. Кроме этого, судом первой инстанции был изучен недействующий Регламент от 10 августа 2012 года. Действующий регламент утверждён на первой организационной сессии 5 октября 2019 года. Административное исковое заявление и приложенные к нему документы не были направлены административному ответчику, из-за чего административный ответчик был лишён возможности представить суду свои возражения и выразить свою правовую позицию по делу.

В возражении на апелляционную жалобу заместитель Кызылского межрайонного прокурора Монгуш А.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители административного ответчика - Хурала представителей муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» Щегонин А.М., Шыырап Б.В., апелляционную жалобу поддержали по доводам, указанным в ней.

Прокурор Каркавина В.В. в судебном заседании просила решение суда оставить без изменения.

Представители заинтересованных лиц – администрации муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва», Территориальной избирательной комиссии Тере-Хольского района Республики Тыва не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы административного дела и доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия приходит к следующему.

Положениями части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано частью 1 статьи 39 КАС РФ.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя, либо лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление.

Частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституции Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Согласно частям 1, 1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Устава муниципального района «Тере-Хольский кожуун Республики Тыва» (далее - Устав), утверждённого решением Хурала представителей Тере-Хольского района от 20 марта 2019 года, Хурал представителей Тере-Хольского района является представительным органом местного самоуправления муниципального образования.

Численность депутатов Хурала представителей составляет 16 человек. Хурал представителей может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 депутатов от установленной численности (пункты 2 и 3 статьи 20 Устава).

Заседание Хурала представителей не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Хурала представителей проводятся не реже одного раза в три месяца (пункт 5 статьи 20 Устава).

Из решения Хурала представителей Тере-Хольского района от 11 июня 2019 года № 15, решения ТИК Тере-Хольского района от 9 сентября 2019 года № 54-5/9, заявлений Дупуп Ч.М., Дудупа А.М., Сурунгур Д.К. видно, что выборы депутатов Хурала представителей Тере-Хольского района состоялись 8 сентября 2019 года, в Хурал представителей избрано 16 депутатов, из которых 3 депутатов сложили полномочия в 2019 и 2020 годах.

Таким образом, действующий состав Хурала представителей Тере-Хольского района представлен 13 депутатами.

На основании частей 2, 2.1 статьи 73 Федерального закона № 131-ФЗ в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трёх месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске. Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Согласно пункту 27 раздела 8 Регламента Хурала представителей (далее – Регламент), утверждённого решением Хурала представителей от 7 августа 2019 года № 7, очередные сессии Хурала представителей созываются Главой- Председателем Хурала представителей в соответствии с планом работы Хурала представителей, но не реже одного раза в три месяца, если иное решение не принято депутатами Хурала Представителей.

Из материалов административного дела следует, что сессия, назначенная на 25 марта 2021 года, не состоялась из-за отсутствия кворума, явилось 5 депутатов. Никаких уважительных причин для неявки на сессию у других депутатов не было, документов, подтверждающих уважительность их неявки ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.

Справки о том, что депутаты М. и В. находились на самоизоляции в связи с новой коронавирусной инфекцией с 12 июня по 30 июня 2021 года, не подтверждают факт уважительности их неявки на сессию, назначенную на 25 марта 2021 года.

Доводы представителей административного ответчика о том, что двое депутатов С. и К., как достигшие возраста 60 лет, должны были находиться на самоизоляции, несостоятельны, поскольку депутат К. родился 22 октября 1966 года, поэтому он не относится к вышеуказанной категории лиц. Согласно пункту 2 Обязательных для исполнения гражданами правилам поведения при введении режима повышенной готовности, утверждённых Указом главы Республики Тыва от 6 апреля 2020 года № 76а в редакции, действовавшей на 25 марта 2021 года, самоизоляции подлежали граждане старше 65 лет, а депутат С., 27 ноября 1957 года рождения, не достиг указанного возраста.

Первое правомочное заседание Хурала представителей Тере-Хольского района состоялось 25 июня 2021 года, что подтверждается протоколом заседания, приложенным к апелляционной жалобе.

Таким образом, избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трёх месяцев подряд (с 1 января 2021 года по 30 марта 2021 года, а если считать от последнего заседания с 26 декабря 2020 года по 25 марта 2021 года) не проводил правомочного заседания, в течение более трёх месяцев незаконно бездействовал (с 26 декабря 2020 года по 24 июня 2021 года), что повлекло нарушение прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, привело к созданию препятствий в осуществлении ими права на участие в решении вопросов местного значения посредством проведения представительным органом правомочных заседаний.

Доводы представителей административного ответчика, что административным ответчиком до вынесения решения проведено два правомочных заседания (25 июня 2021 года и 1 октября 2021 года), а также 1 ноября 2021 года (после вынесения решения) не имеют правового значения, поскольку факт незаконного бездействия Хурала представителей Тере-Хольского района в течение трёх месяцев подряд установлен.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

То обстоятельство, что в решении суда судья сослался на недействующий Регламент Хурала представителей Тере-Хольского района, утверждённый решением от 10 августа 2012 года № 54, не имеет правового значения и не может являться основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как пояснил в судебном заседании председатель Хурала представителей Тере-Хольского района Шыырап Б.В. копию административного иска он получил в прокуратуре, копию определения суда им получена, что подтверждается распиской (л.д. 94), в судебных заседаниях 6 и 7 октября он лично участвовал, поэтому ссылки в апелляционной жалобе, что он не имел возможности представить в суд возражения по иску и выразить свою правовую позицию, несостоятельны.

Довод жалобы о необходимости учесть ограничительные меры, введённые в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), необоснован, в Республике Тыва распоряжением Правительства Республики Тыва от 16 марта 2020 года № 88-р «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Тыва по предотвращению завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» введён режим повышенной готовности, который действует до настоящего времени, но с 26 декабря 2020 года до 7 октября 2021 года никаких ограничений, связанных с коронавирусом, в отношении деятельности органов местного самоуправления не вводилось. Пункт 11 Указа Главы Республики Тыва от 6 апреля 2020 года № 76а, на который имеется ссылка в апелляционной жалобе, утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Тыва от 21.08.2020 года № 207.

По другим доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тере-Хольского районного суда Республики Тыва от 7 октября 2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Тере-Хольский районный суд Республики Тыва в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи