ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3553 от 14.01.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Лебедева Е.А. № 33А-129

Докладчик: Тройнина С.С. (№ 2а-3553//2020)

(42RS0009-01-2020-006948-05)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«14» января 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Тройниной С.С.,

судей Пронченко И.Е., Рюминой О.С.,

при секретаре Темниковой Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тройниной С.С. административное дело по иску Александрова Андрея Георгиевича к Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области о признании незаконным решения от 09.01.2019 № 6 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего лица – Кемеровская региональная благотворительная общественная организация инвалидов «Единение», действий УФНС по Кемеровской области, выразившихся в исключении Кемеровской региональной благотворительной общественной организации инвалидов «Единение» из ЕГРЮЛ путем внесения записи от 08.05.2019 за государственным регистрационным номером о прекращении деятельности юридического лица, возложении обязанности устранить нарушение,

по апелляционной жалобе Александрова А.Г. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 01 октября 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

Александров А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФНС по Кемеровской области, указав в обоснование требований, что 22 апреля 2020 год на основании договора купли-продажи доли уставного капитала им была приобретена 100% доля ООО «Комплекс-Торг».

22 апреля 2020 года нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской области Мызниковой С.Ф., от имени ООО «Комплекс-Торг» были поданы документы в ИФНС по г.Кемерово с целью внесение изменений в ЕГРЮЛ.

29 апреля 2020 года ИФНС г. Кемерово принято решение об отказе в государственной регистрации на основании под. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Из указанного решения ему стало известно, что некоммерческая организация КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» ИНН на основании решения УФНС по Кемеровской области от 09 января 2019 года № 6 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ прекратило свою деятельность 08.05.2019 года ГРН , в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-Ф3 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с задолженностью перед бюджетом, признанной безнадежной к взысканию, в связи наличием признаков недействующего юридического лица.

03 июня 2020 года на основании положений статей 21.1, 22, 26 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» решение УФНС по Кемеровской области от 09 января 2019 года № 6 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ было обжаловано в вышестоящем налоговом органе.

Решением № КЧ-4-9/10947@ от 07.07.2020 года жалоба оставлена без удовлетворения.

Считает исключение КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» из ЕГРЮЛ незаконным и необоснованным, поскольку: КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» создана 29.10.1998 года в соответствии с ГК РФ, Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О социальной защите инвалидов в РФ» и Уставом. Является некоммерческой организацией, созданной в целях объединения инвалидов и граждан, представляющих интересы, для защиты прав и интересов инвалидов.

КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» в связи со спецификой своей деятельности на протяжении 2018 - 2019 года до момента принятия решения об исключении и исключении КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» из ЕГРЮЛ осуществляло свою деятельность, что подтверждается сданной и принятой 27-28 марта 2019 года в Управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области установленной законом отчетностью, а также квитанцией № 00187 от 07.06.2019 года о внесении на счет КРБООИ ЕДИНЕНИЕ» денежных средств.

Отсутствие операций по счету у некоммерческой организации не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица.

Считает, что у налогового органа имелась возможность провести выездную налоговую проверку организации по месту ее нахождения, однако он не воспользовался своим правом.

Считает, что признаки недействующего юридического лица, указанные в качестве основания, предусмотренного для исключения юридического лица из реестра, в отношении КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» отсутствуют. КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» является действующей организацией.

Оспариваемые действия налогового органа не соответствуют требованиям п. 1 и 2 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иным нормативно-правовым актам.

Прекращение правоспособности организации в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ нарушает права и законные интересы организации, ее учредителей, а также инвалидов и других маломобильных групп населения, для защиты прав и интересов которых создана организация.

Просил признать недействительным решение Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области от 09 января 2019 года № 6 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица - КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» (ОГРН ); признать незаконными действия УФНС по Кемеровской области, выразившиеся в исключении КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» (ОГРН ) из ЕГРЮЛ путем внесения в КРБООИ от 08 мая 2019 года за государственным регистрационным номером о прекращении деятельности юридического лица в связи с исключением его из КРБООИ как недействующего юридического лица; обязать УФНС по Кемеровской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» (ОГРН ) путем совершения действий по восстановлению КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» (ОГРН ) в едином государственном реестре юридических лиц в качестве действующего юридического лица.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 01 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований Александрова А.Г. отказано.

В апелляционной жалобе Александров А.Г. просит решение суда отменить.

В обоснование указывает, что КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» в связи со спецификой своей деятельности на протяжении 2018 - 2019 года в период и до момента принятия решения об исключении и исключении КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» из ЕГРЮЛ осуществляло свою деятельность, что подтверждается сданной и принятой 27-28 марта 2019 года в Управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области установленной законом отчетностью, а также квитанцией № 00187 от 07.06.2019 года о внесении на счет КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ» денежных средств. Указанным документам суд не дал надлежащей оценки, что не позволило установить правомерность решения административного ответчика в исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ, а также соблюдение административным ответчиком положений установленных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Внося в ЕГРЮЛ оспариваемую запись, регистрирующий орган не учел, что открытие банковского счета является правом, а не обязанностью юридического лица, и не указал в решении, какую именно отчетность в соответствии с законодательством о налогах и сборах должно сдавать КРБООИ «ЕДИНЕНИЕ», являющееся некоммерческой организацией.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Александров А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика УФНС России по Кемеровской области Савина Р.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив дополнительно представленные письменные доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как следует из материалов дела, Кемеровская региональная благотворительная общественная организация инвалидов «ЕДИНЕНИЕ» создана 29.10.1998, зарегистрирована Управлением Министерства Юстиции по Кемеровской области. 17.02.2003 сведения об общественной организации включены в Единый государственный реестр юридических лиц, присвоен ЕГРН .

Александров А.Г. являлся учредителем КРБООИ «Единение» и президентом правления указанной общественной организации.

Согласно Уставу, организация создана с целью объединения инвалидов и граждан, представляющих их интересы, для защиты прав и интересов инвалидов.

На основании поступивших из Инспекции ФНС России по г.Кемерово сведений, из которых усматривалось, что КРБООИ «Единение» имеет признаки недействующего юридического лица (юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих дате принятия настоящего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, не осуществляло операций не по одному банковскому счету), Управлением ФНС России по Кемеровской области принято Решение № 6 о предстоящем исключении недействующего юридического лица, на основании которого 09.01.2019 в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись за государственным регистрационным номером .

Сообщение о принятом Управлением решении в соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 №1 (717) от 09.01.2019/29, в том числе размещено в сети «Интернет» на официальном сайте www.vestnik-gosreg.ru и на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.

Поскольку заявлений и возражений об исключении КРБООИ «Единение» от кредиторов и иных заинтересованных лиц в срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в Управление не поступало, 08.05.2019 Управлением в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2194200035203 о прекращении деятельности КРБООИ «Единение» (исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица).

Полагая, что решение налогового органа о предстоящем исключении общественной организации из ЕРГЮЛ и последующее исключение из ЕГРЮЛ является незаконным и нарушающим права административного истца, Александров А.Г. обратился в суд с указанным административным иском.

Суд первой инстанции, разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, пришел к выводу, что налоговым органом процедура исключения недействующего юридического лица соблюдена в полном объеме, основания для отмены решений налогового органа отсутствуют.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о законности оспариваемого решения по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 64.2 Гражданского кодекса РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Условия, порядок и сроки проведения процедуры исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц, регламентированы статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона о государственной регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (пункт 2).

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. В срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении юридическим лицом, в отношении которого принято это решение, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, в регистрирующий орган могут быть направлены соответствующие заявления.

Если в течение трехмесячного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из реестра путем внесения в него соответствующей записи (пункт 7 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ).

Суд первой инстанции, признавая законным оспариваемое решение, руководствуясь положениями статьи 21.1 Закона о государственной регистрации исходил из формально необходимой совокупности всех перечисленных выше признаков недействующего юридического лица в отношении общественной организации на момент принятия оспариваемого решения налогового органа и соблюдении предусмотренного законом порядка его исключения из ЕГРЮЛ.

Действительно, обязательными и достаточными условиями для принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра согласно пунктам 1, 2 указанной нормы являются: непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществление в течение указанного периода операций хотя бы по одному банковскому счету.

Регулируя упрощенный - внесудебный порядок исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанностей регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом не осуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организацией.

Такое правовое регулирование, как указал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 6 декабря 2011 года N 26-П, определения от 17 января 2012 года N 143-О-О, от 17 июня 2013 года N 994-О, от 26 апреля 2016 года N 807-О), направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота.

Вместе с тем, положения пункта 1 статьи 21.1 данного закона должны применяться с учетом предусмотренных законом гарантий, предоставленных лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Указанные гарантии направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2015 года N 10-П).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 26-П, установленный статьей 21.1 Закона о государственной регистрации признак фактически прекратившего свою деятельность юридического лица - неосуществление операций по банковским счетам не имеет определяющего значения для некоммерческих организаций, которые осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.

Кроме того, в силу пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, непредставление налоговой отчетности и не осуществление операций по банковскому счету само по себе не является бесспорным основанием для исключения юридического лица из реестра при наличии иных признаков, свидетельствующих о том, что юридическое лицо является действующим. Установленный статьей 21.1 Закона о государственной регистрации упрощенный (внесудебный) порядок исключения организации из ЕГРЮЛ подлежит применению только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность.

Вместе с тем, из представленных сторонами доказательств, в том числе новых доказательств, которые были приняты судебной коллегией и исследованы в судебном заседании, следует, что в течение 2018 года (в течение 12 месяцев до дня принятия административным ответчиком решения о предстоящем исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.01.2019 № 6) КРБООИ «Единение» фактически продолжало осуществлять свою деятельность, предусмотренную Уставом организации.

Данные обстоятельства подтверждаются перепиской с органами власти Кемеровской области и г.Кемерово по поводу строительства культурно-оздоровительного комплекса в г.Кемерово; предусмотренной статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ежегодной отчетностью за 2018 год, предоставленной КРБООИ «Единение» в Управление Министерства Юстиции по Кемеровской области в установленные законодательством сроки (Информацией о продолжении деятельности общественной организации, Информацией о продолжении деятельности благотворительной организации, Сообщением о продолжении деятельности, Отчетом об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении КРБООИ «Единение», из которой следует, что 18.04.2018 в указанный реестр вносились записи об учредителе организации Александрове А.Г. в связи с предоставлением сведений о выдаче или замене документов, удостоверяющих личность.

С учетом изложенного, неосуществление организацией в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, операций по банковскому счету и непредставление документов налоговой отчетности не может быть в данном конкретном случае признано достаточным для вывода о прекращении им деятельности.

Учитывая, что решение налоговым органом на основании статьи 21.1 Закона о государственной регистрации может быть принято только в отношении тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований административного иска.

При таком положении решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием нового решения о признании незаконным оспариваемого решения Управления ФНС России по Кемеровской области от 09.01.2019 N 6 о предстоящем исключении Кемеровской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Единение" из Единого государственного реестра юридических лиц, о признании недействительной произведенную на основании указанного решения записи в Едином государственном реестре юридических лиц от 08.05.2019 об исключении из него КРБООИ "Единение" как недействующего юридического лица. С целью восстановления прав административного истца на Управление ФНС России по Кемеровской области следует возложить обязанность восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения (запись) о Кемеровской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Единение".

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 01 октября 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области от 9 января 2019 года N 6 о предстоящем исключении Кемеровской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Единение" из Единого государственного реестра юридических лиц.

Признать недействительной произведенную на основании указанного решения запись в Едином государственном реестре юридических лиц от 8 мая 2019 года об исключении из него Кемеровской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Единение" как недействующего юридического лица.

Возложить на Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области обязанность восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц сведения (запись) о Кемеровской региональной благотворительной общественной организации инвалидов "Единение".

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 21 января 2021 года.

Председательствующий:

Судьи: