ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3573/2022 от 06.10.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Советский районный суд г. Махачкалы № дела 2а-3573/22 судья ФИО1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 октября 2022 года, по делу а-7232/22, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи ФИО6, судей ФИО7-Н.К., Гончарова И.А., при секретаре ФИО3, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жилищно-строительного кооператива «ФИО8» (далее – ЖСК «ФИО8») к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы выдать разрешение на строительство в отношении комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: г. Махачкала, <адрес> (Животноводов МКР) 1,

по апелляционной жалобе МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «город Махачкала» на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>, которым постановлено:

Административные исковые требования ЖСК «ФИО8» удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкала от <дата>.07/4062/22 в выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: г. Махачкала, <адрес> (Животноводов) мкр 1.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы выдать ЖСК «ФИО8» разрешение на строительство в отношении комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: г. Махачкала, <адрес> (Животноводов) мкр 1.

Заслушав доклад судьи ФИО7-Н.К., судебная коллегия

установила:

ЖСК «ФИО8» обратился в суд с приведенным выше административным иском. Требования мотивированы тем, что согласно выписке из ЕГРН от <дата> на праве собственности ЖСК «ФИО8» принадлежит земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:3147, по адресу: г. Махачкала, <адрес> (Животновод) мкр 1

ЖСК «ФИО8» обратился в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы с заявлением о выдаче разрешения на строительство блоков: 2Б, 3, 4 многоквартирных жилых домов, на земельном участке, с приложением необходимых документов.

Письмом от <дата>.07/4062/22 в выдаче разрешения на строительство отказано со ссылкой на отсутствие документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ); - земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ), установленная согласно Приказу Росавиации -п от <дата>; - согласно выписке из ЕГРН на указанный земельный участок зарегистрировано обременение объекта недвижимости - ипотека в силу закона; - в отношении ЖСК «ФИО8» ранее управлением было выдано разрешение на строительство 13-этажного многоквартирного жилья, которое в настоящее время на стадии строительства и разрешение на ввод в эксплуатацию не выдано, что согласно ст. 110 Жилищного кодекса РФ препятствует ЖСК осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.

Со ссылкой на положения Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ и Правил землепользования и застройки городского округа «город Махачкала», оспариваемый отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы административный истец считает незаконным.

В частности, при подготовке Правил землепользования и застройки городского округа «город Махачкала» органом местного самоуправления не учтены нормы закона, вследствие чего зона с особыми условиями использования территории Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ) установлена без учета сложившейся планировки территории. Согласно выписке из ЕГРН от <дата> в графе «виды разрешенного использования» указано, что земельный участок ЖСК предназначен для многоэтажной застройки. Указанное свидетельствует о сложившейся планировки территории до принятия Правил землепользования и застройки ГО «город Махачкала».

Согласно ч. 8 ст. 36 Земельного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Из приведенного положения закона следует, что если в отношении земельного участка вид разрешенного использования установлен до введения ограничений, вызванных новым градостроительным зонированием, то собственник может продолжать использовать земельный участок в соответствии с прежним видом разрешенного использования.

Пунктом 13 статьи 4 Федерального закона от <дата>-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» устанавливает, что ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории.

Указание в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство непредставление перечня необходимой документации согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ незаконно, так как ответчик приводит разделы, которые входят в утвержденную проектную документацию, которая ЖСК была представлена ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Также незаконна ссылка ответчика в обоснование отказа в выдаче разрешения на строительство на наличие обременения объекта недвижимости - ипотека в силу закона.

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости указано ООО «Агростройсервис». Согласно ответу директора ООО «Агростройсервис», последнее не возражает о получении разрешения на строительство и последующего строительства многоквартирных жилых домов на земельном участке.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение:

Не согласившись с судебным решением, полагая его незаконным, административный ответчик МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «город Махачкала» подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного решения, приводя доводы о его незаконности, ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поданы.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО4 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить. В свою очередь, представитель административного истца по доверенности ФИО5 возражал против данного, указывая о законности судебного акта.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Проверяя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из того, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 79 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"), а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела, представленными сторонами по делу доказательствами, подтверждаются доводы ЖСК «ФИО8» о нарушении их прав и законных интересов оспариваемым решением административного ответчика.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2 той же статьи).

В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с п. 1 ст.263Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос,разрешатьстроительствона своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных истроительныхнорм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Пунктом 2 ч. 1 статьи40 Земельного кодексаРФ закреплено право собственника земельного участка возводитьжилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешеннымиспользованием с соблюдением требований градостроительных регламентов,строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Данное право собственника земельного участка ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно выписке из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, <адрес> (Животноводов) мкр 1, общей площадью 32277 +/- 63 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для многоэтажной застройки, является ЖСК «ФИО8». Право собственности зарегистрировано <дата>.

Из представленных материалов усматривается, что ЖСК «ФИО8» обратилось в Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы с заявлением о выдаче разрешения на строительство комплекса многоквартирных жилых домов (блоки 2Б, 3, 4) на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000077:3147, расположенном по адресу: г.Махачкала, <адрес> (Животноводов) мкр 1.

Уведомлением от <дата>.07/4062/22 в выдаче разрешения на строительство отказано.

В качестве одного из оснований указано, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:3147 расположен в зоне с особыми условиями использования территории - в седьмой подзоне при аэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), установленной согласно Приказу Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) -п от <дата> В границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях: размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения дачного хозяйства и садоводства. Приведены ссылки на Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон от <дата> № 135-ФЗ, Постановление Правительства РФ от <дата> и Постановление Правительства РФот <дата>.

Согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 указанной статьи и другими федеральными законами (ч.4 ст.51 ГрК РФ).

Выдача разрешения на строительство на территории ГОсВД «Город Махачкала» осуществляется в порядке оказания муниципальной услуги на основании соответствующего Административного регламента, утвержденного Постановлением Администрации г. Махачкалы от <дата> N 1399 (далее Регламент).

Пунктом 2.8 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые заявитель должен предоставить самостоятельно. Для выдачи разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) заявление о выдаче разрешения на строительство; 2) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; 3) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в подпункте 4 случаев реконструкции многоквартирного дома; 4) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством, в случае реконструкции многоквартирного дома или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В уведомлении Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» ссылается на расположение земельного участка с кадастровым номером 05:40:000077:3147 в зоне с особыми условиями использования территории приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ). В границах седьмой подзоны не допускается использование земельных участков в целях размещение жилой застройки.

Согласно пункту 2 статьи 47 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий, которая, согласно пункту 1 статьи 47 ВК РФ, устанавливается решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с ВК РФ, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с ВК РФ (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

На приаэродромной территории могут выделяться 7 подзон (пункт 3 статьи 47 ВК РФ), в том числе подпунктом 7 пункта 3 статьи 47 ВК РФ определяется седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно пункту 2 Правил установления приаэродромной территории, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 1460 решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны РФ; в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли РФ; в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.

В силу части 8 статьи 4 Федерального закона от <дата> N 135-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" (далее Федерального закона N 135-ФЗ) в случае, если до <дата> седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до <дата> в соответствии с требованиями статьи 47 ВК РФ.

Пунктом 13 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ в случае, предусмотренном частью 8 настоящей статьи, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны, или в случаях, если для строительства, реконструкции указанных объектов недвижимости не требуется выдача разрешения на строительство в отношении объектов недвижимости, строительство которых начато до установления этой подзоны. В случаях, предусмотренных настоящей частью, возмещение убытков указанным лицам в связи с установлением седьмой подзоны приаэродромной территории не осуществляется.

Однако административным ответчиком также не представлены доказательства того, что право на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000077:3147 у его собственника возникло после установления седьмой подзоны приаэродромной территории.

Отказывая в выдаче разрешения на строительство Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы ссылается также на то, согласно выписке из ЕГРН на земельный участок зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости - ипотека в силу закона, со сроком действия с <дата> до исполнения обязательств.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от <дата> N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", на земельном участке, заложенном по договору об ипотеке, залогодатель вправе без согласия залогодержателя возводить в установленном порядке здания или сооружения, если иное не предусмотрено договором об ипотеке. Если иное не предусмотрено договором об ипотеке, ипотека распространяется на эти здания и сооружения.

Согласно выписке из ЕГРН на земельный участок ЖСК «ФИО8» установлено ограничение права и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона, где лицом, в пользу которого установлено ограничение прав и обременение объекта недвижимости указано ООО «Агростройсервис».

В указанных правоотношениях ЖСК «ФИО8» является залогодателем, следовательно, вправе на основании приведенных выше положений закона без согласия залогодержателя ООО «Агростройсервис» возводить на земельном участке в установленном порядке здания или сооружения.

При этом имеется письмо директора ООО «Агростройсервис», в соответствии с которым Общество не возражает против получения разрешения на строительство и последующего строительства многоквартирных жилых домов на земельном участке с к/н 05:40:000077:3147.

Также в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на строительство административным ответчиком указано на непредставление необходимой документации согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти, приобщив к заявлению соответствующие документы, предусмотренные данной статьей, в том числе исходя из вида, предназначения и характеристик объекта капитального строительства.

В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

По настоящему делу уполномоченный орган рассмотрел заявление административного истца о выдаче разрешения на строительство в установленные сроки, отказав в выдаче разрешения, указав одной из причин отказа отсутствие документов, указанный в ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, а именно: 1. пояснительной записки; 2. схемы планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории); 3. разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); 4. проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства); 5. разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ); 6.положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса).

Перечень документов с 1 - 4, указанный в обжалуемом отказе, в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ являются материалами, содержащимися в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 ГрК РФ проектной документации, которая была представлена административным истцом в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением о выдаче разрешения на строительство.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы (ч. 1 ст. 49 ГрК РФ).

Из выводов заключения ООО «КОИН-С» от <дата> следует, что результаты инженерных изысканий по объекту «комплекс 13-этажных многоквартирных жилых домов» соответствуют требованиям технических регламентов. Сама проектная документация по указанному объекту соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для её подготовки; соответствует заданию на проектирование и требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям.

Утверждение ответчика о необходимости представления в пакете документов также разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является несостоятельным. Данное разрешение в силу пункта 5 части 7 статьи 71 ГрК РФ должно предоставляться только в случае его выдачи застройщику в соответствии со ст. 40 данного Кодекса.

В материалах дела отсутствуют доказательства отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, в связи с чем требование к ЖСК «ФИО8» о предоставлении такого разрешения не основано на законе.

Следовательно, указанное выше административным ответчиком основание для отказа в предоставлении разрешения на строительство документации является необоснованным.

Объект не создает угрозу жизни и здоровью людей и не нарушает права третьих лиц. Каких-либо доказательств несоответствия проектной документации требованиям законодательства, в отказе административного ответчика не нет.

Также несостоятельным является довод о наличии основания для отказа ЖСК «ФИО8» в выдаче разрешения на строительство, то обстоятельство, что ранее Управлением было выдано разрешение на строительство 13-этажного многоквартирного дома, которое на сегодняшний день на стадии строительства и разрешение на ввод в эксплуатацию не выдано, согласно ст. 110 ЖК РФ ЖСК не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей не более чем три.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных кодексом.

Таким образом, при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) необходимо установить: соответствие проектной документации, во-первых, правилам землепользования и застройки, которые содержат градостро­ительные регламенты (последние, в свою очередь, определяют правовой режим зе­мельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков применительно к каждой территориальной зоне (пункт 3 части 2 статьи 30, часть 1 статьи 36, статья 37 ГрК РФ); во-вторых, проекту планировки территории и проекту межевания территории, которые разрабатываются в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (части 1, 4 статьи 41 ГрК РФ). Наконец, устанавливается допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограни­чениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ.

Пунктом 2.12 Регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, которыми являются: отсутствие документов, указанных в пунктах 2.8, 2.9 Регламента; несоответствие представленных документов требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 51 ГрК РФ), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка; несоответствие представленных документов разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ; обращение заявителя за предоставлением муниципальной услуги в отношении объектов капитального строительства многоквартирных домов в границах земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, до образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; в случае если заявление о выдаче разрешения на строительство подано не всеми лицами, в чьей долевой собственности находится объект недвижимого имущества.

Указанный перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является исчерпывающим.

В оспариваемом отказе административным ответчиком не указаны, какие из предусмотренных указанным выше административным регламентом требований к предоставлению муниципальной услуги административным истцом не были соблюдены.

Таким образом, оспариваемое уведомление от <дата>.07/4062/22 не содержит оснований, предусмотренных законом, при которых застройщику отказано в выдаче разрешения на строительство.

Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об обязании выдать разрешение на строительство, суд апелляционной инстанции исходит из того, что в материалах дела имеются сведения о соответствии документов, представленных административным истцом учреждению, в том числе об отсутствии которых последний настаивал, а также при наличии данных их проверки и наличия положительного заключения экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Выводы суда первой инстанции об этом основаны на правильном толковании норм действующего законодательства. Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены обжалуемого судебного акта, материалы дела не содержат и административным истцом не представлены. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств, содержащихся в материалах дела и выводов суда, оснований к которой у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку правила оценки доказательств, установленные ст. 84 КАС РФ судом первой инстанции соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены либо изменения решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 308-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» Администрации ГОсВД «город Махачкала» – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы РД.

Председательствующий

Судьи