ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3574/20 от 05.02.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2а-3574/2020

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-913/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.

судей Карбовского С.Р., Савченко Е.А.

при секретаре Цой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 05 февраля 2021 года дело по административному иску Бахридинова Х. И. к администрации г.Комсомольска-на-Амуре, Межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и многокрватирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», о признании незаконным постановления администрации города №2654-па от 28 ноября 2019 года о признании жилого дома непригодным для проживания, признании незаконным заключения №119-НП от 12 ноября 2019 года, возложении обязанности провести оценку и обследование жилого дома,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре Шор А.А. на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бахридинов Х.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование требований истец указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> В связи с выпадением обильных осадков и подъёмом уровней воды на реках Хабаровского края Распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 года №623-рп с 29 июля 2019 года был введен режим чрезвычайной ситуации, в том числе в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре». Жилой дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации. Межведомственной комиссией по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» дано заключение №119-НП от 12.11.2019, в соответствии с которым принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания. Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28 ноября 2019 года №2654-па жилой дом признан непригодным для проживания. На основании его (Бахридинова Х.И.) обращения от 18 декабря 2019 года 04 марта 2020 года был организован повторный комиссионный визуальный осмотр жилого дома, о чем составлен акт обследования №51 от 04 марта 2020 года. В соответствии с указанным актом внутри помещения сырость по потолку и стенам, местами плесень и грибок, по стенам растрескивание ГВЛ, подпол закрыт, осмотр фундаментов невозможен, снаружи отходит стена в районе оконного блока. При этом как следует из акта от 04 марта 2020 года №51, фундамент жилого дома не был осмотрен, следовательно, его работоспособность и несущая способность не была проверена. Просил суд признать незаконным заключение от 12 ноября 2019 года №119-НП межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»; признать незаконным постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28 ноября 2019 года №2654-па о признании непригодным для проживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на межведомственную комиссию по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку и обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на предмет его соответствия требованиям, установленным положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47.

Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 октября 2020 года требования Бахридинова Х.И. удовлетворены.

Признано незаконным постановление администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края №2654-па от 28 ноября 2019 года о признании непригодным для проживания жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Признано незаконным заключение Межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» №119-НП от 12 ноября 2019 года о выявлении оснований для признания жилого дома непригодным для проживания.

На межведомственную комиссию, действующую при администрации города Комсомольска-на-Амуре возложена обязаннгсть провести оценку и обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет его соответствия требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, и повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> пригодным (непригодным) для проживания, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре Шор А.А. с постановленным по делу решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что принятое решение межведомственной комиссии о признании жилого дома <адрес> непригодным для проживания является обоснованным и законным. Процедура оценки жилого дома, и оспариваемое заключение об оценке соответствия помещения требованиям, принято в соответствии с Положением, с соблюдением всех норм и правил, процедур оценки. При принятии решения имелось достаточно оснований для признании жилого дома непригодным для проживания. У суда не имелось основания для восстановления срока для подачи настоящего административного иска, поскольку административный истец лично принимал участие при заседании 05.03.2020 межведомственной комиссии и принятия решения о непригодности жилого помещения. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Бахридинова Х.И. – Дрига А.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного истца Бахридинова Х.И. – Дрига А.В., с доводами апелляционной жалобы не согласившегося, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанци, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Бахридинову Х.И. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН, о чем 19 ноября 2012 года выдано свидетельство о государственной регистрации права.

01 октября 2019 года в администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края зарегистрировано заявление Бахридинова Х.И. о проведении оценки соответствия индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2019 году на соответствие требованиям действующего законодательства и признать пригодным (непригодным) для проживания.

На основании акта №340 от 07 ноября 2019 года визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в 2019 году (<адрес>) ООО «ПМ «Графика» степень повреждения основных конструктивных элементов установлена в размере 68,2%.

На основании акта №340 от 07 ноября 2019 года, технической документации на жилой дом 12 ноября 2019 года межведомственной комиссией администрации города Комсомольска-на-Амуре по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по <адрес>, непригодным для проживания, в результате чего, приняла заключение №119-НП от 12 ноября 2019 года о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

На основании заключения межведомственной комиссии №119-нп от 12 ноября 2019 года, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан непригодным для проживания. Осмотр проведен в отсутствии собственника.

28 ноября 2019 года постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 2654-па постановлено: признать непригодным для проживания жилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

На основании заявления от 18 декабря 2019 года № 1-1-37/26590 организован повторный комиссионный визуальный осмотр жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

04 марта 2020 года межведомственной комиссией администрации города Комсомольска-на-Амуре по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальной жилой застройке на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком 2019 года был проведен осмотр жилого дома в присутствии собственника (Бахридинова Х.И.), о чем составлен акт за №51.

На основании вышеуказанного акта №51 комиссией в ходе обследования установлено: внутри помещений сырость, по потолку и стана местами плесень и грибок, по стенам растрескивание ГВЛ. Подпол закрыт, осмотр фундаментов невозможен. Снаружи отходит стена в районе оконного блока.

Решением городской межведомственной комиссии по проведению процедуры оценки индивидуальных жилых домов и многоквартирных жилых домов с количеством квартир не более четырех в индивидуальном жилой застройке на территории города Комсомольска-на-Амуре, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в 2019 году, от 05 марта 2020 года (протокол №13), принято решение о выявлении оснований для признания жилого помещения по <адрес>, непригодным для проживания, ранее принятое решение оставить без изменения.

Ответом администрации г.Комсомольска-на-Амуре № 1-1-37/3074 от 16 марта 2020 года Бахридиноу Х.И. сообщено о вынесении решения о выявлении оснований для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания, и оставлении ранее принятое решение без изменения.

10 июня 2020 года в адрес Бахридинова Х.И. направлен ответ (исх.№1-1-37/6488), в котором указано о проведении по его заявлению 30 сентября 2020 года, визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации, а также о подготовке заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания или подлежащим капитальному ремонту, по результатам рассмотрения которых Комиссией принято решение о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

02 июля 2020 года Бахридинов Х.И. обратился в администрацию города Комсомольска-на-Амуре с заявлением о пересмотре решения о признании дома, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания.

07 июля 2020 года в адрес Бахридинова Х.И. направлен ответ (исх. №1-1-37/7721), в котором, ссылаясь на акт обследования помещения №51 от 04 марта 2020 года, решение Межведомственной комиссии от 05 марта 2020 года о выявлении оснований для признания жилого дома непригодным для проживания, указано об оставлении ранее принятого решения без изменения.

Удовлетворяя административные исковые требования Бахридинова Х.И., суд первой инстанции на основании исследования представленных в дело доказательств и их оценки по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу, что заключение межведомственной комиссии, было основано лишь на визуальном осмотре жилого помещения и дома в целом без применения необходимых приборов и инструментов, привлечения специалистов, что при подготовке оспариваемых заключения комиссии и постановления органа местного самоуправления привело к существенным нарушениям требований пунктов 7, 43, 44, 47, 49 Положения, и как следствие к принятию комиссией преждевременного заключения, не основанного на детальной и всесторонней оценке технического состояния многоквартирного дома.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.

Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46).

Судом установлено, что процедура оценки занимаемого административным истцом жилого помещения и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют приведенным выше требованиям Положения, поскольку заключение принято по результатам рассмотрения документов, в частности, на основании акта №340 от 07 ноября 2019 года визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации в 2019 году и технического паспорта на домовладение, комиссия пришла к выводу о достаточности документов для принятия решения по существу вопроса и отсутствии необходимости комиссионного обследования объекта, приняла решение о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по <адрес>, непригодным для проживания.

Представленное собственником помещения заключение, подготовленное ООО ИКФ «Альтернатива», установлено, что объект обследования - одноэтажный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, является индивидуальным жилым домом для проживания одной семьи, фактическая прочность бетона монолитного ленточного фундамента, определенная неразрушающим методом контроля, соответствует классам тяжелого бетона, отвечает требованиям норм для данного типа конструкций. Прочностные характеристики бетона фундамента обеспечивают его достаточную несущую способность и надежность. Фактические прочностные характеристики каменной кладки отвечают требованиям, предъявляемых в к кладке 1-й категории. Жилое здание не имеет дефектов и повреждений, свидетельствующих о недопустимых деформациях основания фундамента и ухудшения их свойств. Основные конструктивные элементы объект обследования соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, находятся в хорошее (исправном) и удовлетворительном (работоспособном) состоянии и способны выполнять заданные функции. Соединительные элементы и узлы сопряжений конструкций находятся в хорошее (исправном) состоянии и обеспечивают пространственную жесткость и устойчивость объекта в целом. Существующие системы отопления, водоснабжения, вентиляции и электроснабжения находятся в хорошем (исправном) состоянии. Фактический износ индивидуального жилого дома по состоянию на 10.08.2020 составляет 26%. Угроза причинения вреда и здоровья людей, проживающих в помещениях объекта обследования и граничащих с ним, а также угрозы повреждения целостности жилого дома в целом и (или) его конструкций – отсутствует.

Выводы о том, что указанный жилой дом подлежит сносу, данный отчет не содержит.

На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии оспариваемых постановления и заключения межведомственной комиссии нарушен порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, установленный действующим жилищным законодательством Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и фактических обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене по существу законного судебного решения.

Доводы административного ответчика о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд были проверены в судебном заседании судом первой инстанции, который пришел к обоснованному выводу о том, что Бахридиновым Х.И. срок пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

Выводы суда о восстановлении пропущенного срока подробно изложены в мотивировочной части решения суда, с которыми судебная коллегия соглашается.

В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу частей 5, 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации причины пропуска срока обращения в суд выясняются в судебном заседании. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

При разрешении вопроса о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением суд первой инстанции установил, что административный истец обращался к специалисту для предоставления доказательств и проведения повторного обследования жилого помещения. Указанное обстоятельство правильно было признано судом уважительной причиной пропуска Бахридиновым Х.И. срока обращения в суд, который в данном случае также является незначительным.

Безусловные основания для отмены решения, предусмотренные частью 1 статьи 310 КАС РФ, судебной коллегией не установлены.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 19 октября 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г.Комсомольска-на-Амуре Шор А.А., без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий О.В. Казарикова

Судьи С.Р. Карбовский

Е.А. Савченко