ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3579/2022 от 13.09.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Атяшев М.С. 1-ая инстанция дело № 2а-3579/2022

2-ая инстанция дело № 33а-5220/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2022 года

г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Симоновича В.Г.,

судей Волкова А.Е., Назарука М.В.,

при секретаре Быковой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сторожко (ФИО)11, Сторожко (ФИО)12, Сторожко (ФИО)13 к администрации города Нижневартовска (далее – Администрация), Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Департамент) о признании незаконным решения и возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты,

по апелляционной жалобе административных истцов Сторожко А.И., Сторожко В.В., Сторожко Д.А. на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.05.2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Назарука М.В., судебная коллегия

установила:

Сторожко А.И., Сторожко В.В., Сторожко Д.А., в лице законного представителя Сторожко В.В., обратились в суд с вышеуказанным иском, согласно которому, с учетом уточнения исковых требований, просили: признать незаконным решение Администрации от 01.03.2022 года № 14-исх.-1092 об отмене решения от 29.05.2018 года № 929; возложить на ответчиков обязанность признать Сторожко А.И. и Сторожко В.В. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства (при администрации города) на момент заключения кредитного договора № 632/2715-0000009 от 27.01.2015 года; возложить на ответчиков обязанность выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору № 3190 от 25.01.2018 года, для предъявления в банк. В обоснование требований указано, что 03.05.2018 года Сторожко В.В. обратилась в Управление по жилищной политике Администрации с заявлением о признании участником мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». 29.05.2018 года ответчиком вынесено решение № 929 о признании их участником мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», в связи с чем они были уведомлены о необходимости предоставить в Управление по жилищной политике документы, указанные в уведомлении № 14-исх-627 от 07.02.2022 года. Решением Управления по жилищной политике Администрации от 01.03.2022 года № 14-исх.-1092 вышеуказанное решение от 29.05.2018 года № 929 отменено. Считают такое решение незаконным, поскольку нуждаемость в жилых помещениях не ставится в зависимость от постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а зависит от признания нуждающимся в жилых помещениях органом местного самоуправления по месту их постоянного жительства. Суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами их семьи по договорам социального найма, составляет 73,5 кв.м., что с учетом количества членов семьи 7 человек составляет 10.5 кв.м на человека, т.е. менее учетной нормы (12 кв.м). Полагают, что 29.05.2018 года администрация г. Нижневартовска своим решением, на основании предоставленных им документов, фактически признала их нуждаемость в жилых помещениях. Отмена ранее принятого решения о признании участником мероприятия не предусмотрена.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административные истцы Сторожко А.И., Сторожко В.В., Сторожко Д.А., в лице законного представителя Сторожко В.В., в т.ч. повторяя доводы административного искового заявления, просят отменить решение суда полностью и принять новое решение. Указывают, что обращаясь в Управление по жилищной политике с соответствующим заявлением, представили все необходимые документы, действовали добросовестно, в заблуждение ответчика не вводили, недостоверных сведений о себе не сообщали. Приняв их семью на учет, уполномоченный орган взял на себя определенные публично-правовые обязательства по ее социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от ее предоставления.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (до реорганизации - Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.

В силу ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на основании п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ решение суда подлежит отмене полностью с принятием нового решения.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, в соответствии с кредитным договором № 632/2715-0000009 от 27.01.2015 года Банк ВТБ 24 (ПАО) (кредитор) предоставил Сторожко В.В. (заемщик) кредит для приобретения квартиры.

В соответствии с кредитным договором № 3190 от 25.01.2018 года ПАО «Сбербанк России» (кредитор) предоставил Сторожко В.В., Сторожко А.И. (созаемщики) кредит для погашения рефинансируемого вышеуказанного жилищного кредита.

03.05.2018 года Сторожко В.В. обратилась в Управление по жилищной политике Администрации с заявлением о признании ее семьи (в составе: она, супруг Сторожко А.И., дочь Сторожко Д.А.) участником мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», с целью получения социальной выплаты из средств бюджета.

29.05.2018 года Управлением по жилищной политике Администрации принято решение № 929 о признании семьи в составе: Сторожко В.В., Сторожко А.И., Сторожко Д.А. участником мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

14.04.2021 года Сторожко А.И. обратился в Управление по жилищной политике Администрации с заявлением о включении его семьи в составе 3 человек в список участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году по муниципальному образованию города Нижневартовск на 2022 год.

28.10.2021 года Сторожко В.В. обратилась в Управление по жилищной политике Администрации с заявлением об изменении состава семьи в списка участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2020 года № 643-п, в связи с рождением дочери (ФИО)14

Согласно уведомлению от 17.01.2022 года Управление по жилищной политике Администрации уведомило Сторожко В.В. о том, что ее семья включена в сводный список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2022 году в рамках Порядка обеспечения жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2020 года № 643-п).

Согласно уведомлению от 07.02.2022 года Управление по жилищной политике Администрации уведомило Сторожко В.В. о документах, которые необходимо предоставить для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Согласно решению Управления по жилищной политике Администрации от 01.03.2022 года № 14-исх.-1092 вышеуказанное решение от 29.05.2018 года № 929 было отменено, в связи с отсутствием оснований для признания семьи участником мероприятия в соответствии с абз.2 п.24 Порядка реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей»… (утв. Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года № 408-п), а также в связи с отсутствием документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства (при администрации города) в соответствии с абз.2 п.6 Порядка на момент заключения кредитного договора (25.01.2018 года) (п.п.16.10. п.16 Порядка).

Решением Управления по жилищной политике Администрации от 23.03.2022 года № 14-исх.-1557 постановлено в вышеуказанное решение от 01.03.2022 года № 14-исх.-1092 внести изменение: в последнем абзаце слова «(25.01.2018 года)» заменить словами (27.01.2015)».

Не согласившись с вынесенным решением, истцы обратились в суд с настоящим административным иском.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска обосновано выводом о том, что семья Сторожко не обращалась в Управление по жилищной политике Администрации для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий; при принятии решения № 929 от 29.05.2018 года не имелось документа, подтверждающего, что молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении на момент заключения кредитного договора.

Судебная коллегия находит такой вывод ошибочным, поскольку он постановлен при неправильном применении норм материального права.

Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Для целей реализации вышеуказанных конституционных положений, субъектами Российской Федерации с учетом финансовых возможностей и региональных особенностей разрабатываются и реализуются программы социальной поддержки семей, имеющих детей.

На дату возникновения спорных правоотношений действовало Постановление Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 года № 408-п, которым, руководствуясь государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», была утверждена прилагаемая государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года», приложением 7 к которой являлся Порядок реализации мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Порядок).

Данный Порядок устанавливает правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа молодых семей - участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (п.1). Для целей настоящего порядка используются следующие основные понятия: уполномоченный орган - орган местного самоуправления муниципального образования автономного округа (городской округ, муниципальный район), осуществляющий отдельные функции по предоставлению государственной поддержки в соответствии с настоящим Порядком; заявитель - гражданин Российской Федерации, подавший заявление на участие в мероприятии; участник мероприятия - молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет на день принятия Департаментом строительства автономного округа решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, при наличии у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, нуждающаяся в улучшении жилищных условий; социальная выплата - мера государственной поддержки, предоставляемая в виде субсидии участникам мероприятия; свидетельство - документ на имя участника для предъявления в банк, с целью получения социальной выплаты в виде субсидии на улучшение жилищных условий в текущем году (п.2).

Государственная поддержка участников мероприятия осуществляется, в частности, в виде социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (п.4.2).

Согласно п.6 Порядка в целях настоящего порядка нуждающимся в улучшении жилищных условий признается заявитель: состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанный органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (абз.2). При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (абз.3). Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма признаются проживающие совместно с ним его супруг, а также их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство (абз.4). Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки (абз.5).

Решение о признании заявителя в качестве участника мероприятия принимается, в частности, на основании документа, подтверждающего, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с абзацем вторым пункта 6 настоящего порядка на момент заключения кредитного договора (договора займа) (п.п.16.10 п.16).

Согласно п.17 Порядка документы и сведения, указанные в подпунктах 16.1, 16.2, 16.8, 16.9, 16.12 - 16.14 пункта 16 настоящего порядка, представляет заявитель. Остальные документы представляют в уполномоченную организацию исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по запросам. Гражданин вправе представить указанные в подпунктах 16.3 - 16.7, 16.10, 16.11 пункта 16 настоящего порядка документы и сведения в уполномоченный орган по собственной инициативе.

Решение о признании заявителя участником мероприятия принимает уполномоченный орган, по месту жительства заявителя (п.19).

Согласно абз.2 п.24 Порядка уполномоченный орган принимает решение об отказе в признании заявителя участником мероприятия в случае несоответствия заявителя требованиям, предусмотренным абзацем четвертым пункта 2 и пункта 7 настоящего Порядка.

Уполномоченным органом ежегодно в срок с 1 января по 1 июня формируется список участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, в пределах срока действия основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Список формируется исходя из регистрационных номеров в книге регистрации и учета заявлений, в том числе в отношении молодых семей, имеющих первоочередное право на включение в него (п.25).

В п.26 Порядка указаны случаи, когда уполномоченный орган принимает решение об исключении молодой семьи из списка участников мероприятия, изъявивших желание на получение социальной выплаты в планируемом году, и из числа участников мероприятия, среди которых несоответствие требованиям, предусмотренным абзацем четвертым пункта 2 настоящего Порядка, за исключением утраты нуждаемости участниками мероприятия в связи с приобретением жилого помещения с целью получения социальной выплаты в соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 настоящего Порядка (абз.2).

По существу аналогичные положения предусмотрены Порядком обеспечения жильем молодых семей государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Приложение 2 к Постановлению Правительства ХМАО – Югры от 29 декабря 2020 года № 643-п «О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы»), действовавшим на день принятия оспариваемого решения.

В силу ч.2 ст.62 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемого решения возложена на соответствующий орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями. Указанный орган обязан также подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих возражений.

В силу ч.9, 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания того, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения и основания для его принятия, соответствия содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявшим оспариваемое решение.

Согласно материалам дела, Управление по жилищной политике администрации города Нижневартовска является уполномоченным органом, осуществляющим функции по предоставлению рассматриваемых мер государственной поддержки в соответствии с Порядком.

Из содержания оспариваемого решения ответчика следует, что единственным основанием для отмены ранее вынесенного уполномоченной организацией решения о признании семьи Сторожко участником мероприятия явилось отсутствие документа, подтверждающего, что данная молодая семья была признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по месту жительства (при администрации города) на момент заключения кредитного договора. Фактическое соответствие семьи Сторожко критериям нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ответчиком не оспаривалось.

Между тем, из содержания п.16, 17 Порядка следует, что у истцов отсутствовала обязанность по предоставлению в уполномоченную организацию соответствующего документа. Такой документ должен предоставляться в уполномоченную организацию соответствующим органом местного самоуправления муниципального образования по запросу.

Из материалов дела следует, признано Администрацией в письменных возражениях на исковое заявление, что такой документ также составляется Управлением по жилищной политике Администрации. Как указывает ответчик в письменных возражениях, он запрашивает такой документ у себя же, а не в иных органах.

Таким образом, фактически в качестве основания для вынесения оспариваемого решения, повлекшего лишение семьи Сторожко социальной выплаты, право на получение которой ранее в установленном порядке было признано уполномоченной организацией, явилось неправомерное бездействие самого ответчика - уполномоченной организации.

Как следует из материалов дела, признано в ответе Управления по жилищной политике Администрации на запрос суда апелляционной инстанции, уровень обеспеченности молодой семьи Сторожко общей площадью жилого помещения для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий на дату заключения кредитного договора составлял менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека.

Следовательно, решение Администрации от 01.03.2022 года № 14-исх.-1092 (с учетом внесенных в него решением от 23.03.2022 года № 14-исх.-1557 изменений) по изложенным в нем основаниям является незаконным и нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.

Согласно положениям ст.227 КАС РФ в данном случае на ответчика следует возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов – восстановить их семью в составе: Сторожко В.В., Сторожко А.И., Сторожко Д.А. в качестве участника мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по состоянию на дату 29.05.2018 года; сообщить об исполнении решения в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Учитывая, что суд не вправе в своей деятельности подменять органы местного самоуправления, и поскольку в выдаче истцам свидетельства о праве на получение социальной выплаты ответчик не отказывал, иные требования истцов следует признать заявленными в суд преждевременно, поэтому в настоящее время не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.05.2022 года отменить полностью и принять новое решение.

Признать незаконным решение Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска от 01.03.2022 года № 14-исх.-1092 об отмене решения от 29.05.2018 года № 929 (с учетом изменений, внесенных решением Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска от 23.03.2022 года № 14-исх.-1557).

Возложить на администрацию города Нижневартовска обязанность восстановить семью Сторожко в составе: Сторожко (ФИО)15, Сторожко (ФИО)16, Сторожко (ФИО)17 в качестве участника мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» по состоянию на дату 29.05.2018 года; сообщить об исполнении решения в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

В удовлетворении иной части иска – отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий Симонович В.Г.

Судьи коллегии: Волков А.Е.

Назарук М.В.