ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-357/2022 от 30.08.2022 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Кизлярский районный суд РД № дела 2а-357/22 судья ФИО1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 августа 2022 года, по делу а-6621/22, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи ФИО7-Н.К., судей ФИО2, ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное делопо административному иску Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» к администрации МО СП «сельсовет Черняевский» <адрес> Республики Дагестан о признании решения и.о. главы администрации МО СП «сельсовет Черняевский» об отказе в заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером общей площадью 0,4 га, незаконным, нарушающим действующее законодательство Российской Федерации и права коренного малочисленного народа и обязать устранить допущенные нарушения путем обязания заключения договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером , общей площадью 0,4 га.

по апелляционной жалобе административного истца Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» на решение Кизлярского районного суда Республики Дагестан от <дата>, которым постановлено:

В удовлетворении административного искового заявления территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» к администрации МО СП «сельсовет Черняевский» <адрес> РД о признании отказа и.о. главы администрации МО СП «сельсовет Черняевский» в заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым , общей площадью 0,4 га незаконным и обязать заключить договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым отказать.

Заслушав доклад судьи ФИО7-Н.К., судебная коллегия

установила:

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» обратилась в суд с приведенным выше административным иском, мотивируя требования тем, что правление указанной территориально-соседской общины для заключения направила в адрес администрации МО СП «сельсовет Черняевский» договор безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 05:02:000025:677 общей площадью 0,4 га. Данный земельный участок является исконной землей общины «Дослык», где коренной малочисленный народ ногайцев ведет традиционный образ жизни и занимается традиционными видами деятельности и промыслами.

На основании ст. 8 Федерального закона от <дата> № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право: 1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

<дата> общиной получено письмо и.о. главы администрации МО СП «сельсовет Черняевский» от <дата> об отказе в заключении договора безвозмездного пользования земельным участком. Основание отказа: предоставление земельных участков в безвозмездное пользование осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ, который не предусматривает их передачу только на том основании, что заявитель является представителем или объединением малочисленных народов. Для принятия решения рекомендуется предоставить документы – основания возникновения прав общины на испрашиваемый земельный участок.

Данный отказ административный истец считает незаконным и необоснованным.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с судебным решением, административным истцом Территориально-соседской общиной коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта, приводя доводы о его незаконности, ввиду несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права.

Письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поданы.

В суде апелляционной инстанции законный представитель административного истца председатель Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» ФИО5 поддержал доводы апелляционной жалобы и просил их удовлетворить. В свою очередь, представитель административного ответчика МО СП «сельсовет Черняевский» ФИО6 возражал относительно доводов апелляционной жалобы, указывая о законности судебного акта (ст. ст. 150, 307 КАС РФ).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с доказательствами по делу, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела, представленными сторонами по делу доказательствами, не подтверждаются доводы Территориально-соседской общиной коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» о нарушении её прав и законных интересов оспариваемым отказом ответчика. У административного ответчика имелись правовые основания для оспариваемого отказа.

Между тем судебная коллегия согласиться с выводами суда первой инстанции о законности решения административного ответчика и не нарушения тем самым прав и свобод административного истца, согласиться не может ввиду следующего.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (п. 2 той же статьи).

В силу части 1 статьи 218, пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).

В силу статьи 1 Федерального закона от <дата> N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" к коренным малочисленным народам Российской Федерации относятся народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по предложению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной национальной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере государственной национальной политики (далее - уполномоченный орган), на основании представлений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), на территориях которых проживают эти народы.

В соответствии со статьей 7 названного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе принимать участие в реализации федеральных и региональных программ социально-экономического и культурного развития малочисленных народов и в осуществлении контроля за использованием материальных и финансовых средств, выделяемых в соответствии с указанными программами, а также за использованием и охраной земель в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов; осуществлять контроль за предоставлением, использованием и охраной лицами, относящимися к малочисленным народам, земель, необходимых для ведения традиционного образа жизни и занятия традиционными промыслами малочисленных народов.

На основании частей 1 и 2 статьи 8 того же Федерального закона малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право: безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов, Государственный Совет Республики Дагестан определяет количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов, а также устанавливает перечень этих народов с последующим включением его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> N 191 "О коренных малочисленных народах Республики Дагестан" установлен перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, которыми признаны, в том числе ногайцы. Указанным постановлением в Правительство Российской Федерации представлен перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан для включения его в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 236 постановлено считать указанный перечень частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 255 "О едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации".

Законом Республики Дагестан от <дата> N 3 "О территории компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан" территория Республики Дагестан признана территорией компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Дагестан.

Ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" (далее - постановление Госсовета N 191), который считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от <дата> N 236).

Согласно статье 2 Закона N 82-ФЗ законодательство Российской Федерации о гарантиях прав малочисленных народов основывается на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 6.Закона N 82-ФЗорганы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право в том числе: - регулировать порядок передачи собственности субъектов Российской Федерации общинам малочисленных народов и лицам, относящимся к малочисленным народам; - наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями по защите исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов с передачей указанным органам необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии со ст. 7Закона N 82-ФЗорганы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и в пределах своих полномочий вправе в том числе: - устанавливать общие принципы организации и деятельности территориального общественного самоуправления малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности; - создавать на общественных началах при главах муниципальных образований в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов советы представителей малочисленных народов для защиты прав и законных интересов указанных народов.

Согласно ст. 8Закона N 82-ФЗмалочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право в том числе: - безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации; - получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов;

Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов имеют право безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12Закона N 82-ФЗ лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе создавать на добровольной основе общины малочисленных народов и иные объединения малочисленных народов в соответствии со своими национальными, историческими и культурными традициями в целях социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ Территориально-соседская община коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» зарегистрирована в качестве юридического лица <дата> с присвоением ОГРН 1190571014204.

В силу статьи 1 Федерального закона от <дата> N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 24 Земельного кодекса предусмотрено, что в безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела; 2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ и настоящим Кодексом (п. 1.1. ст. 24 ЗК РФ).

В силу ч. 1 ст. 39.10 ЗК РФ договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном пп. 2 п. 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пп. 13 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, на срок не более чем десять лет.

Как выше было указано, ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от <дата> N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" (далее - постановление Госсовета N 191), который считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от <дата> N 236).

В соответствии со ст. 8Закона N 82-ФЗмалочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов имеют право в том числе безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционной хозяйственной деятельности и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что в соответствии со ст. 12Закона N 82-ФЗ коренной малочисленный народ ногайцы создали на добровольной основе Территориально-соседскую общину «Дослык», зарегистрированную в качестве юридического лица <дата> с присвоением ОГРН 1190571014204.

Также судебная коллегия учитывает и пояснения суду апелляционной инстанции законного представителя административного истца - председателя Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» ФИО5, согласно которым испрашиваемый ими земельный участок ранее относился к колхозным землям и соответственно относятся к земельным паям бывшим колхозников,к которым относятся и члены Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык». Относительно данного утверждения представитель административного ответчика МО СП «сельсовет Черняевский» ФИО6 не возражал.

С учетом установленных обстоятельств по делу, учитывая нормы вышеуказанных законов, судебная коллегия приходит к выводу о незаконности отказа административного ответчика о невозможности заключения спорного договора на основании пп. 13 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ и ст. 8Закона № 82-ФЗ.

Доводы административного ответчика в оспариваемом административным истцом отказе и выводы суда первой инстанции об этом в обжалуемом решении суда, а также ссылка на численность ногайцев в России, превышающая, установленный федеральным законом предел, подлежат отклонению, поскольку ногайцы входят в перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, установленный постановлением Государственного Совета РД от <дата> N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан", который считается частью Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации (постановление Правительства РФ от <дата>), а также основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм материального права.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от <дата> "О судебном решении", судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствует.

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах оспариваемый заявителем отказ административного ответчика не соответствует положениям действующего законодательства, соответственно является незаконным, а требования истца в этой части подлежат удовлетворению.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что суд по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судебная коллегия приходит к выводу, что допущенное нарушение прав и свобод административного истца подлежит устранению путем возложения обязанности на ответчика повторно рассмотреть его заявление о возможности заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, поскольку при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих. Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе. В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В ином случае суд подменил бы полномочия муниципальных органов, что было недопустимо.

Руководствуясь ст. ст. 309-310, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кизлярского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменить. Принять по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» к администрации МО СП «сельсовет Черняевский» <адрес> Республики Дагестан удовлетворить частично.

Признать решение и.о. главы администрации МО СП «сельсовет Черняевский» от <дата> об отказе в заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером , общей площадью 0,4 га незаконным, нарушающим действующее законодательство Российской Федерации и права коренного малочисленного народа.

Обязать администрацию МО СП «сельсовет Черняевский» <адрес> Республики Дагестан повторно рассмотреть обращение Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа ногайцев «Дослык» о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером общей площадью 0,4 га.

В остальной части административного искового заявления отказать.

Апелляционное определение может быть обжаловано в шестимесячный срок в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Кизлярский районный суд Республики Дагестан.

Председательствующий

Судьи