УИД 34RS0002-01-2021-005440-72 Административное дело № 2а-3596/2021
Судья Серухина А.В. Дело № 33а-13446/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 2 декабря 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Тертышной В.В., Камышниковой Н.М.
при ведении протокола помощником судьи Козиной М.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокурору Волгоградской области Костенко Д.А. о признании незаконным решения об отказе в принятии мер прокурорского реагирования, возложении обязанности
по апелляционной жалобе административного истца ФИО1
на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 13 сентября 2021г.,
которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Тертышной В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском, в обоснование требований указал, что он является ветераном-участником Великой Отечественной Войны, принимавшим участие в боевых действиях на территории Венгрии в 1956 году. На основании Указа Президента РФ от 24 апреля 2019 г. №186 ему подлежала выплата в размере 10 000 рублей. ГУ УПФ РФ в Дзержинском районе города Волгограда ему отказано в указанной выплате. Для отмены указанного решения он обращался в Дзержинскую районную прокуратуру города Волгограда, в прокуратуру Волгоградской области. 24 ноября 2020 г. первым заместителем прокурора Волгоградской области вынесено решение по итогам обращения об отказе в принятии мер прокурорского реагирования. По итогам рассмотрения жалобы от 11 января 2021 г. и 26 января 2021 г. по вопросу осуществления единовременной ежегодной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы», прокурором Волгоградской области Костенко Д.А. 9 февраля 2021 г. вынесено решение об отказе в принятии мер прокурорского реагирования в отношении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Волгограда. Считает данный отказ незаконным.
Просил признать отказ прокурора Волгоградской области от 9 февраля 2021 г. в непринятии мер прокурорского реагирования по рассмотрению обращений от 11 января 2021 г. и 26 января 2021 г. по вопросу осуществления единовременной ежегодной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан в Дню Победы», незаконным; возложить обязанность на прокурора Волгоградской области применить меры прокурорского реагирования в отношении Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе города Волгограда по осуществлению единовременной ежегодной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан в Дню Победы», восстановить срок для обращения с указанными требованиями.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 оспаривает законность и обоснованность решения суда ввиду нарушения судом норм материального права. Просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель прокурора Волгоградской обалсти прокурор отдела по обеспечению участия в гражданском и арбитражном процессе ФИО2 указывает на законность принятого судом решения. Просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, выслушав административного истца ФИО1, его представителя ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Пунктом 3 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является участником боевых действий по защите Отечества в Венгрии в 1956 г.,
7 августа 2000 г. ему выдано удостоверение, согласно которому он является ветераном-участником Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к дню победы» ФИО1, полагавший, что имеет право на данную выплату, обратился в Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в Дзержинском районе г. Волгограда с заявлением по вопросу назначения ему денежной суммы, установленной названным Указом Президента Российской Федерации.
Письмом Управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в Дзержинском районе г. Волгограда от 2 сентября 2019 г. ФИО1 сообщено об отсутствии у него права на получение единовременной выплаты по Указу Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 г. № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к дню победы» со ссылкой на то, что боевые действия по защите Отечества в Венгрии в 1956 году не относятся к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.
Не согласившись с отказом пенсионного органа, ФИО1 обратился с жалобой в прокуратуру Волгоградской области.
24 ноября 2020 г. первым заместителем прокурора области рассмотрено обращение ФИО1 по вопросу осуществления единовременной выплаты в связи с празднованием годовщины Победы в Великой Отечественной войне, зарегистрированное 28 октября 2020 г. Согласно представленному ответу оснований для принятии мер прокурорского реагирования не имеется.
Не согласившись с ответом первого заместителя прокурора области, 11 января 2021 г. и 26 января 2021 г. ФИО1 вновь обратился в прокуратуру Волгоградской области по вопросу осуществления выплаты с связи с празднованием годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Согласно ответу прокурора Волгоградской области от 9 февраля 2021 г. ФИО1 является лицом, приравненным в участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем ему выдано удостоверение ветерана – участника Великой Отечественной войны и на него распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем круг лиц, на которых распространяется действие Указа № 186, четко определен, приравненные по социальным льготам к участникам Великой Отечественной войны граждане в данный круг лиц не входят. В этой связи 2 сентября 2019 г. Управлением Пенсионного фонда в Российской Федерации в Дзержинском районе города Волгограда отказано в ежегодной выплате ФИО1, оснований для применения мер прокурорского реагирования не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из того, что оспариваемый ответ прокурора Волгоградской области от 9 февраля 2021 г. соответствует требованиям Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 г. №45. Оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имелось.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом по следующим основаниям.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также установление порядка рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5, частями 3 и 6 статьи 8, частью 1 статьи 9 и пунктами 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией; запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется; гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №2202-1) в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов; решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (пункт 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (пункт 2); ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным; если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (пункт 3); запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются (пункт 5).
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от
30 января 2013 г. № 45 (далее - Инструкция).
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Согласно статье 2 Федерального закона № 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона
№ 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Президентом Российской Федерации 24 апреля 2019 г. издан Указ № 186 "О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы", в соответствии с которым гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995г. № 5-ФЗ "О ветеранах", производится ежегодная денежная выплата в размере 10 тыс. рублей.
Используемая в Указе № 186 формулировка "из числа лиц" означает, что указанный в нем круг лиц включает в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны из категорий, поименованных в пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ, которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа № 186 понимается период 1941 - 1945 год.
Вопреки доводам жалобы, круг лиц, на которых распространяет свое действие Указ № 186, определен четко и включает в себя граждан, которые непосредственно имели отношение к событиям Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., то есть являлись непосредственными ее участниками и инвалидами.
Учитывая изложенное, в рамках реализации Указа № 186, к категории участников и инвалидов Великой Отечественной войны не относятся граждане, принимавшие участие в боевых действиях и иных государствах (на иных территориях), которые происходили после окончания Великой Отечественной войны, в том числе в боевых действиях в Венгрии в 1956 году. Единовременная выплата, предусмотренная Указом № 186, таким гражданам не осуществляется.
Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта статьи 2 Федерального закона № 5-ФЗ), меры социальной поддержки которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона и различаются по объему.
Таким образом, установление законодателем различных мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 24 октября 2000г. № 13-П, от 3 июня 2004 г. № 11-П, определение от 27 июня 2005 г. № 231-О, от 1 декабря 2005 г. № 428-О). Такие различия не могут рассматриваться как направленные на противопоставление друг другу отдельных категорий участников войны, ущемление прав или умаление достоинства личности.
При этом, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 5-ФЗ перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 5-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. № 427 "О перечнях воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" предписано руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введенными в действие директивами Генерального штаба вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесенными Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Таким образом, законодательством закреплено, что к категории "ветеран Великой Отечественной войны" относятся лица, проходившие службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии именно в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, а не иного временного периода.
Поскольку период участия ФИО1 в боевых действиях в Венгрии в 1956 году не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации названного выше Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, право административного истца на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом от №5-ФЗ, не может быть реализовано в соответствии с положениями данного Указа Президента Российской Федерации.
Указанные положения отражены в ответе УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда, с которым не согласился ФИО1, обратившись с жалобой в прокуратуру Волгоградской области для применения мер прокурорского реагирования в отношении УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда.
В соответствии со статьей 1 Федерального Закона № 2202-1 прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 10 Федерального Закона № 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального Закона № 2202-1 установлено, что письменное обращение граждан, должностных и иных лиц рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - 15 дней.
Пунктом 5 Приказа установлено, что каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.
В силу пункта 1.7 Инструкции ответственность за объективное, всестороннее и своевременное разрешение обращений возлагается на руководителей органов прокуратуры Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, обращения, в том числе взятые на контроль (особый контроль), считаются разрешенными если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты в соответствии с действующим законодательством необходимые меры и даны исчерпывающие ответы заявителю. Заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Анализ приведенных норм права и обстоятельств дела позволяет сделать вывод о том, что ответ на обращение административного истца дан уполномоченным лицом в пределах его компетенции, основания для принятия мер прокурорского реагирования отсутствовали, несогласие заявителя с ответом не свидетельствует о его незаконности.
Довод апелляционной жалобы о наличии у административного истца статуса ветерана-участника Великой Отечественной войны, который подтвержден соответствующим удостоверением, основанием к отмене решения не является, поскольку сам по себе факт наличия у истца удостоверения ветерана Великой Отечественной войны не свидетельствует о том, что на него в полном объеме распространяется право, предоставляемое лишь непосредственным участникам Великой Отечественной войны, перечень которых изложен в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 5-ФЗ, который является закрытым и в него не входит период, в течение которого истец принимал участие в боевых действиях в Венгрии.
Иные доводы жалобы повторяют правовую позицию административного истца, изложенную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, основаны на ошибочном толковании норм материального закона, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 13 сентября 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи