ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3618/2021 от 03.02.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

УИД: 23RS0037-01-2021-006596-68

Судья – Бойкова А.И. Дело №33а-4971/22

(№2а-3618/21)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 февраля 2022 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей: Золотова Д.В., Булата А.В.,

при секретаре Поцепуновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к управлению архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск об оспаривании решения органа, осуществляющего публичные слушания,

апелляционной жалобе представителя управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск на основании доверенности ФИО2 на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 7 октября 2021 года,

заслушав доклад судьи Золотова Д.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 (далее - административный истец) обратилась в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - административный ответчик / Управление) о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск в удовлетворении заявления ООО «Специализированный застройщик «ЮФОИнвест» о внесении изменений в разрешение на строительство <№...> от 25 декабря 2019 года по объекту «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. I этап строительства. Корректировка», выраженный в письме <№...> от 27.04.2021 г.; обязании Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <Адрес...>, обязании внести изменения в разрешение на строительство <№...> от 25 декабря 2019 года по объекту «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. I этап строительства. Корректировка», в соответствии с заявлением ООО «Специализированный застройщик «ЮФОИнвест» на основании приложенных документов. В обоснование административного иска указано, что 02.08.2021 года между ФИО1 и ООО «СЗ «ЮФОИнвест» был заключен договор участия в долевом строительстве №<№...> в отношении квартиры строительный <№...>, расположенной на <...>, площадью 20,1 кв.м. в Жилом доме Литер 1 строящегося объекта «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. I этап строительства», возводимого на земельном участке по адресу: <Адрес...>. 03.08.2021 года административным истцом и представителем застройщика, указанный выше договор участия в долевом строительстве был сдан на государственную регистрацию в Управление Росреестра по Краснодарскому краю. Из содержания уведомления Управления Росреестра по Краснодарскому краю административному истцу стало известно о том, что государственная регистрация указанного договора участия в долевом строительстве приостановлена в связи с тем, что разрешение на строительство <№...> от 25.12.2019 года, выдано на строительство Объекта капитального строительства «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. 1 этап строительства. Корректировка» на земельном участке с кадастровым номером <№...>, в то время как, согласно сведениям ЕГРН, указанный земельный участок прекратил свое существование путем раздела на земельный участок с кадастровым номером <№...> и земельный участок с кадастровым номером <№...>. Отсутствие сведений о корректировке (внесении изменений в разрешение на строительство) явилось основанием для приостановки государственной регистрации. Полагая свои права нарушенными, административный истец обралась в суд.

Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска от 7 октября 2021 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе, направленной в Краснодарский краевой суд, представитель управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск на основании доверенности ФИО2 просит решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 7 октября 2021 года отменить, принять по делу новое решение об отказе удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указано, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, принято с нарушением норм материального и процессуального права и подлежит отмене.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили. Судом явка указанных лиц обязательной не признана. Суд, руководствуясь статьями 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствие со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 26 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела установлено, 02.08.2021 года между ФИО1 и ООО «СЗ «ЮФОИнвест» был заключен договор участия в долевом строительстве № <№...> в отношении квартиры строительный <№...>, расположенной на <...>, площадью 20,1 кв.м. в Жилом доме Литер 1 строящегося объекта «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. I этап строительства», возводимого на земельном участке по адресу: <Адрес...>.

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «ЮФОИнвест» является, застройщиком объекта капитального строительства - «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. I этап строительства. Корректировка», возводимого на земельном участке по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.

Строительство указанного объекта недвижимости осуществляется на земельном участке площадью 25 950 кв.метров, с кадастровым номером <№...>, вид разрешенного использования - для размещения многоэтажных жилых домов с размещением в нижних этажах (не более двух этажей) цокольном этаже и (или) подвале помещений общественного назначения и объектов культурно-бытового обслуживания, для многоэтажной застройки, расположенном по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>.

ООО СЗ «ЮФОИнвест» осуществляет правомочия арендатора указанного земельного участка на основании договора аренды земельного участка с правом выкупа, о чем в ЕГРН произведена запись регистрации <№...>, что подтверждается выпиской.

Строительство осуществляется на основании выданного 25.12.2019 года Управлением архитектуры и градостроительства муниципального образования город Новороссийск Разрешения на строительство <№...>, сроком действия до 25 мая 2027 года.

В период осуществления строительства, по решению правообладателей земельный участок с кадастровым номером <№...> был разделен на два самостоятельных земельных участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1196 кв.м. и <№...> площадью 24754 кв.м. Вновь образованные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования для размещения многоэтажных жилых домов с размещением в нижних этажах (не более двух этажей) цокольном этаже и (или) подвале помещений общественного назначения и объектов культурно-бытового обслуживания, для многоэтажной застройки, за истцом зарегистрировано право аренды.

В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером <№...> у третьего лица возникла необходимость внести изменения в ранее выданное Разрешение на строительство <№...> от 25 декабря 2019 года, для чего была изменена в части проектная документация на строительство объекта «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. I этап строительства. Корректировка», получено положительное заключение экспертизы указанной проектной документации и в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск было направлено соответствующее заявление.

Письмом <№...> от 27.04.2021 года Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Новороссийск ответило отказом на обращение ООО «СЗ «ЮФОИнвест» о внесении изменений в разрешение на строительство объекта.

Согласно статье 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство (внесение изменений в разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с перечнем части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению для выдачи разрешения на строительство прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории, реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 Кодекса

проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в, соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории;

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства;

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса;

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное при влеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом, специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории;

10) копия договора о развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о комплексном развитии территории.

При этом проектная документация должна отвечать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В соответствии с частью 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи.

Все документы, указанные в пункте 10 Раздела 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87, в том числе, Технические условия для присоединения к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» <№...>, Технические условия к системе теплоснабжения (Приложения № 1 к договору о подключении от 25.02.2021 <№...>), Технические условия для реконструкции сетей водоснабжения и канализации <№...> от 24.05.2019, содержащие обязательные реквизиты, приобщены застройщиком к «Пояснительной записке» проектной документации на объект «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. 1 этап строительства. Корректировка».

Таким образом, представленная проектная документация застройщиком в адрес Управления, соответствует законодательным требованиям.

Доводы Управления, что к заявке не приложены градостроительные планы, разработанные в отношении вновь образованных в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами <№...> и <№...>, правомерно признаны необоснованными.

В соответствии со статьей 57.3. Градостроительного кодекса РФ, градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического при соединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

В целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю.

Согласно части 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса). Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков (за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 57.3 настоящего Кодекса).

Частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ определено, что градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции. объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается (часть 10 статьи 57.3 ГрК РФ).

При этом в соответствии с частью 11 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ, в случае раздела земельного участка, в отношении которого правообладателем получены градостроительный план и разрешение на строительство, или образования из указанного земельного участка другого земельного участка (земельных участков) путем выдела получение градостроительных планов образованных и (или) измененных земельных участков не требуется. При прохождении в течение срока, установленного частью 10 настоящей статьи, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в указанном случае используется градостроительный план исходного земельного участка.

Принимая во внимание изложенное и учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что градостроительный план исходного земельного участка с кадастровым номером <№...>, предусматривающий возможность строительства объекта «Жилая застройка по адресу: <Адрес...>. 1 этап строительства. Корректировка», являлся актуальным на момент обращения застройщика в административный орган с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство. Требование Управления о предоставлении градостроительных планов, разработанных в отношении вновь образованных в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами <№...> и <№...>, правомерно признано незаконным.

Доводы апелляционной жалобы проверены, и не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы, изложенные в судебном решении.

Оснований для отмены судебного решения, вынесенного с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, не установлено.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции законно, обоснованно и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда города Новороссийска от 7 октября 2021 года оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.Новороссийск на основании доверенности ФИО2 - без изменений.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев.

Председательствующий:

Судьи: