ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3630/2021 от 28.10.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Дело № 33а – 32768/2021

(№ 2а-3630/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Кривцова А.С., Золотова Д.В.,

по докладу судьи Иваненко Е.С.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Вартанян Л.А.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации МО г. Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене предписания по апелляционной жалобе представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО1 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.05.2021г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация МО г. Краснодар обратилась в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене предписания.

В обоснование своих требований ссылается на то, что Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края по результатам проведенной проверки администрации МО образования г. Краснодар выдано предписание от 19.08.2019г. № 2584. Из содержания предписания следует, что администрацией допущены нарушения при принятии решений о переводе жилого помещения - квартиры № 2 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартиры № 2 <Адрес...> в Карасунском внутригородском округе города Краснодара в нежилые помещения, а также о переводе жилых помещений - квартир № 1, 2 в нежилые помещения и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартир № 1, 2 в доме по проспекту им. <Адрес...> в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара в нежилые помещения.

В свою очередь, администрация МО г. Краснодар полагает, что предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 19.08.2019г. № 2584 вынесено незаконно, в связи с чем, обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.05.2021г. в удовлетворении административных исковых требований администрации МО г. Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене предписания отказано.

Отменены меры предварительной защиты, принятые определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 30.09.2019г.

Суд снял приостановление действия предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края № 2584 от 19.08.2019г.

С указанным решением суда не согласился представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО1 и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным.

В обоснование доводов представления ссылается на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права. Также в жалобе указано о том, что проверка, проведенная Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должна быть согласована с органами прокуратуры.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 полагает обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО4 поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ФИО2 по доверенности ФИО3 возражал против доводов апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом посредством почтовой связи, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции на официальном сайте Краснодарского суда.

В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 23.07.2019г. № 2861 в отношении администрации МО г. Краснодар была проведена внеплановая проверка по вопросу соблюдения обязательных требований ст. ст. 36, 40 ЖК РФ при осуществлении согласования перевода жилых помещений в нежилые и согласования перепланировки и переустройства этих помещений (кв. № 2 в многоквартирном доме № 51 по ул. им. Игнатова в г. Краснодаре и кв. № 1, 2 в многоквартирном доме № 6 корпус 3 по просп. им. К. Образцова в г. Краснодаре).

По результатам проверки составлен акт проверки от 19.08.2019г. № 3257, согласно которому в деятельности администрации МО г. Краснодар выявлены нарушения при принятии решений о переводе указанных жилых помещений в нежилые и издании постановлений от 06.05.2019г. № 1851 и от 07.06.2019г. №2475.

Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края выдано предписание администрации МО г. Краснодар от 19.08.2019г. № 2584, в котором указано, что администрацией МО г. Краснодар допущены нарушения при принятии решений:

о переводе жилого помещения - квартиры № 2 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартиры № 2 в доме по ул. им. Игнатова, 51 в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара в нежилые помещения, так как постановление администрации от 06.05.2019г. № 1851 «О переводе жилого помещения - квартиры № 2 в нежилое помещение и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартиры № 2 в <Адрес...> в Карасунском внутригородском округе города Краснодара» издано в отсутствие согласия всех собственников помещений в данном доме;

о переводе жилых помещений - квартир № 1, 2 в нежилые помещения и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартир № 1, 2 в доме по проспекту им. <Адрес...> корпус № 3 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара в нежилые помещения, так как постановление администрации от 07.06.2019г. № 2475 «О переводе жилых помещений квартир № 1, 2 в нежилые помещения и согласовании переустройства и перепланировки помещений квартир № 1, 2 в доме по проспекту им. <Адрес...> корпус № 3 в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара» издано в отсутствие согласия всех собственников помещений в данном доме.

Администрацией МО г. Краснодар предписано прекратить нарушения в срок до 04.10.2019г.

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Положениями п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.

В силу ч. 2 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что. собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, из приведенных положений Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обязательным условием перевода жилого помещения в нежилое помещение является наличие согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме либо передачи при этом части общего земельного участка.

Согласно ч. 1 ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта жапитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства.

Согласно пп. «в» п. 2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 4 раздела 2 приложения № 1 к постановлению администрации МО г. Краснодар от 12.08.2010г. № 6099 для рассмотрения комиссией вопроса о переводе жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет, в том числе копию решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме либо выписку из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку жилого (нежилого) помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка помещения невозможны без присоединения к переводимому помещению части общего имущества в многоквартирном доме); в случае если переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения затрагивает размер общего имущества в многоквартирном доме, а также требует использования земельного участка, согласие собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку, полученное в порядке, определенном ст. ст. 44-48 ЖК РФ.

Так, п. 13 Административного регламента предоставления администрацией МО г. Краснодар муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденный постановлением администрации МО г. Краснодар от 28.06.2012г. № 5387, установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которым относятся, в том числе копия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме либо выписка из протокола решения общего собрания (подлинник 1 экземпляр) об использовании земельного участка, если для обеспечения использования переводимого помещения требуется использование земельного участка, заверенные уд уполномоченным представителем собственников и представителей управляющей организации либо председателем товарищества собственников жилья; копия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме либо выписка из протокола решения общего собрания о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку помещения или согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, на переустройство и (или) перепланировку, в случае если такое переустройство и (или) перепланировка переводимого помещения затрагивает размер общего имущества, за исключением земельного участка, в многоквартирном доме и изменяет доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (копия 1 экземпляр).

Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с проектами входных групп в отношении кв. № 2 в многоквартирном доме № 51 по ул. им. Игнатова в г. Краснодаре и кв. № 1,2 в многоквартирном доме № 6 корпус 3 по просп. им. К. Образцова в г. Краснодаре собственниками указанных помещений оборудованы независимые выходы из квартир непосредственно на придомовую территорию многоквартирных домов, а также крыльцо за земельном участке многоквартирных домов.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что указанные мероприятия по переводу квартир в нежилые помещения влекут внесение конструктивных изменений в общее имущество многоквартирного дома путем частичного использования внешней стены дома, являющейся ограждающей несущей конструкцией, изменение ненесущей стены дома и передачу собственнику квартир части придомовой территории для оборудования отдельных входов в нежилые помещения, на которые распространяются права собственников помещений многоквартирного дома, то есть уменьшение размера общего имущества.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе удовлетворении требований администрации МО г. Краснодар к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края о признании незаконным и отмене предписания.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение районного суда об отказе в удовлетворении требований администрации МО г. Краснодар следует признать законным и обоснованным.

Изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства повторяют доводы, которые являлись предметом проверки суда первой инстанции, основаны на несогласии заявителя с выводами суда, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка.

Несогласие с данной судом оценкой, установленными обстоятельствами по делу, иная интерпретация, а также неправильное толкование лицами, участвующими в деле, норм закона, не означают судебной ошибки.

Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания, поскольку иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.

Ссылка в апелляционной жалобе представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО1 о том, что проверка, проведенная Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, должна быть согласована с органами прокуратуры, направлена на иное, неправильное толкование норм действующего законодательства.

Так в соответствии с ч. 2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.

В силу ч. 2.2 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.

Положениями ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.

Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.

Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.

Основанием для проведения Инспекцией внеплановой проверки в отношении органов местного самоуправления по указанным фактам наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), является поступление в орган государственного жилищного надзора обращений и заявлений граждан.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением, государственного жилищного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

Положениями ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ предусматривается проведение внеплановых проверок по указанным в названной норме основаниям без согласования с органами прокуратуры.

Ввиду изложенного, поскольку требования части 4.2 статьи 20 ЖК РФ являются специальными по отношению к части 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131- ФЗ) согласование проведения Инспекцией внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления по вопросам правомерности осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме с органами прокуратуры не требуется.

Согласно письму Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.08.2014г. № 76/2-331-2014 «О порядке проведения внеплановых проверок соблюдения антимонопольного законодательства в отношении органов местного самоуправления» указано, что «нормы Федерального закона от 26.06.2006г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» не предусматривающие согласование с прокурором проведения проверки антимонопольным органом, являются специальными по отношению к установленным Законом № 131-Ф3 требованиям и поэтому подлежат применению при осуществлении контроля за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления антимонопольного законодательства».

Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судом первой инстанции определены верно.

Согласно ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.

Вывод суда об отмене мер предварительной защиты в соответствии со ст. 89 КАС РФ является правильным.

С учетом изложенного, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 13.05.2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано через суд первой инстанции в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий Е.С. Иваненко

Судья А.С. Кривцов

Судья Д.В. Золотов