В суде первой инстанции дело № 2а-363/2021
УИД 27RS0009-01-2021-000546-08
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-6871/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Казариковой О.В.
судей Карбовского С.Р., Федоренко Н.В.
при секретаре Джиба С.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 29 сентября 2021 года дело по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе и.о. главы администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края – ФИО1 на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Комсомольского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Комсомольского района был проведен мониторинг официальных сайтов – порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района закона о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности. В ходе проверки установлено, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края. На Портале государственных и муниципальных услуг Хабаровского края также отсутствуют сведения о муниципальных услугах администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края. 08.09.2020 главе Галичного сельского поселения внесено представление № 2-25-2020/236. Указанные нарушения создают административные барьеры для реализации прав неопределенного круга лиц, в том числе создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, включая инвестиционную деятельность, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы по повышению их качества и доступности муниципальных услуг.
Просит признать незаконным бездействие администрации Галичного сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края, выразившиеся в необеспечении доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Галичного сельского поселения; в необеспечении возможности для заявителей получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, официального сайта администрации Галичного сельского поселения. Обязать в срок до 30.12.2021 года обеспечить:
- доступ к сведениям о муниципальных услугах для заявителей посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», Государственную информационную систему Хабаровского края «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Хабаровского края», а также официальный сайт администрации Галичного сельского поселения;
- возможность получения муниципальных услуг в электронной форме с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде, регионального портала государственных и муниципальных услуг в электронном виде путем: - размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации об услуге (функции) и форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; - обеспечения возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием порталов; обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции); - обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2021 года требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе и.о. главы администрации Галичного сельского поселения с вынесенным по делу решением не согласен. Указывает, что в решении суда отсутствует указание на нормы закона, устанавливающие обязанность органа местного самоуправления по размещению на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в электронном виде информации о муниципальных услугах (функциях) по размещению форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, обеспечения доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности предоставить документы в электронном виде с использованием порталов, обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах. Считает, что возложенная Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» обязанность органов, предоставляющих муниципальные услуги, обеспечить возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме (п. 2 ч. 1 ст. 6) исполнена администрацией Галичного сельского поселения путем обеспечения возможности предоставления муниципальных услуг с использованием официального сайта органов местного самоуправления. Административными регламентами предоставления муниципальных услуг, которые утверждены администрацией Галичного сельского поселения, предоставление муниципальных услуг посредством порталов услуг не предусмотрено. Указывает на отсутствие технического доступа к федеральному и региональному порталам. Просит решения суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора Комсомольского района.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Комсомольского района Хабаровского края считает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению. Ссылаясь на положения Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года, распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 № 236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг" указывает на обязанность органа местного самоуправления обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронной форме. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения прокурора Бахаревой Ю.В., с доводами апелляционной жалобы не согласившейся, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Постановлением Администрации Галичного сельского поселения от 20.08.2014г. № 50 утвержден реестр муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Галичного сельского поселения.
Прокуратурой Комсомольского района был проведен мониторинг официальных сайтов – порталов предоставления государственных и муниципальных услуг на предмет соблюдения органами местного самоуправления Комсомольского района законодательства о предоставлении муниципальных услуг, связанных с осуществлением предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности, в результате которой были выявлены нарушения ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде.
Как следует из ответа администрации Галичного сельского поселения Комсомольского района на представление прокурора, отсутствие в административных регламентах указания на предоставление муниципальной услуги в электронном виде освобождает администрацию от необходимости обеспечения доступа к сведениям о муниципальных услугах для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг, а также от обязанности обеспечить гражданам возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).Руководствуясь п. 1, 2 ст. 5, п. 2 ст. 6, ч. 1, 6, 7 ст. 11, п. 1 ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.03.2016 № 236, распоряжением Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р, суд первой инстанции удовлетворил требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ) при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ). Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2014 N 138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" гражданам и иным установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 6 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 ФЗ от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Распоряжением Правительства № 1993-р от 17.12.2009 г. утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложение N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.
Так, первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 01 декабря 2010. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 01 января 2011. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 01 января 2013. Пятый этап с предельным сроком реализации до 01 января 2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и применены нормы законодательства, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления обеспечить для заявителей возможность получения муниципальных услуг в электронной форме.
Доказательств, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение предоставленные суду первой инстанции доказательства, административным ответчиком судебной коллегии не предоставлены.
Отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Доводы апелляционной жалобы на отсутствие в решении суда нормы закона, устанавливающей обязанность органа местного самоуправления по размещению в электронном виде информации о муниципальных услугах (функциях), по размещению форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечения возможности предоставлять документы в электронном виде с использованием порталов, обеспечения возможности для заявителей осуществлять с использованием порталов мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на порталах, не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов суда первой инстанции по установленным им обстоятельствам административного дела и на иное субъективное толкование норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в административном регламенте Галичного сельского поселения положения, предусматривающего предоставление муниципальных услуг посредством порталов услуг, не принимаются судом, поскольку из смысла ст. 5, 6 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ следует, что оказание муниципальной услуги предполагает возможность ее получения, в том числе в электронной форме.
В целом апелляционная жалобы сводится к несогласию с решением суда, повторяет доводы и правовую позицию сторон, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом первой инстанций нарушений норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 12 июля 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы администрации Галичного сельского поселения ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи