ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3656/2021 от 16.02.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Камынина В.Ф. №33а-1316/2022

дело 1 инстанции: №2а-3656/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Тимофеевой А.А.,

Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мустафаевой Сабиры к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным отказа в принятии заявления, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 октября 2021 года, которым административный иск удовлетворён.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя Администрации города Симферополя Республики Крым - Клеева И.С., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Мустафаева С. обратилась в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просила: признать незаконным отказ МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, оформленный письмом от 12.01.2021 №49/40/05-06, в принятии заявления Мустафаевой С. от 28.12.2020 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым обязанность принять к рассмотрению данное заявление.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Исполнительного комитета Симферопольского районного совета народных депутатов Крымской АССР №470 б от 27 декабря 1991 года административному истцу дано разрешение на застройку земельного участка в жилом массиве «Марьино» участок №362, площадью 0,600 га, на землях совхоза «Перевальное». 11 апреля 1995 года решением Исполнительного комитета Киевского района Симферопольского городского совета №131 земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>. В 2008 году Мустафаева С. обратилась в Симферопольский городской совет с заявлением о передаче в частную собственность указанного земельного участка и начала сбор документов, необходимых для приватизации земельного участка. 02 октября 2008 года границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, претензий по границам и размерам земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, смежные землепользователи не имели. Согласно справке, выданной 16 октября 2008 года Государственной налоговой инспекцией в г. Симферополе Автономной Республике Крым №28592/M/19-2, Мустафаева С. состояла на налоговом учёте как плательщик земельного налога с физических лиц за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. По состоянию на 15.10.2008 задолженность перед бюджетом по земельному налогу с физических лиц отсутствовала. С целью оформления правоустанавливающего документа Мустафаевой С. было получено заключение №1275 о возможности целевого использования участка, утверждённое Комитетом архитектуры и градостроительства 26 июня 2009 года, согласно которому согласовано оформление правоустанавливающих документов в соответствии с Земельным Кодексом Украины. 12 октября 2011 года Мустафаевой С. в Симферопольский городской Совет, Управление земельных ресурсов Симферопольского городского Совета было подано заявление о передаче в частную собственность земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, площадью 0,06 га, расположенного по адресу: <адрес>. При производстве регистрационных действий, связанных с присвоением почтового адреса земельному участку, Мустафаевой С. стало известно, что решением 13 сессии 6 созыва Симферопольского городского Совета от 31 марта 2011 года №128 Талиповой З.Ш. разрешена разработка проекта землеустройства на этот же земельный участок. Также заключением №3100 от 02 декабря 2010 года Комитета архитектуры и градостроительства Талиповой З.Ш. была согласована возможность целевого использования земельного участка №362 по адресу: <адрес>. Согласно решению 13 сессии 6 созыва Симферопольского городского Совета от 31 марта 2011 года №128 «О предоставлении разрешения на изготовление технической документации проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передачи гражданину Украины, юридическим и физическим лицам - предпринимателям земельных участков в собственность на постоянное пользования, аренду в г. Симферополе», Талиповой З.Ш. предоставлено разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства - обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений по <адрес>, район Марьино (№362), ориентированной площадью 0,0600 га». Однако, указанное решение было принято уже после того, как земельный участок был выделен Мустафаевой С. В дальнейшем, решением Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от 18 мая 2012 года по делу №118/2110/12 признано незаконным и отменено решение 13 сессии 6 созыва Симферопольского городского Совета от 31 марта 2011 года №128 «О предоставлении разрешения на изготовление технической документации проектов землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении, передачи гражданину Украины, юридическим и физическим лицам - предпринимателям земельных участков в собственность на постоянное пользования, аренду в г. Симферополе» в части предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений Талиповой З.Ш. в частную собственность по <адрес>, ориентированной площадью 0,0600 га. Решением Севастопольского апелляционного административного суда от 18 сентября 2012 года по делу №2а-118/2110/12 решение Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от 18 мая 2012 года по делу №118/2110/12 оставлено без изменений. Решением Симферопольского городского совета от 21 ноября 2012 года №77 Мустафаевой С. дано разрешение на выполнение технической документации по составлению правоустанавливающих документов на данный земельный участок. Во исполнение которого Мустафаевой С. заключён договор о составлении технической документации по поводу оформления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок, а также собраны все необходимые документы для оформления проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность. ЧП «ЗЕМЛЕМЕР-КРЫМ» был подготовлен проект землеустройства по отводу земельного участка по адресу: <адрес> в частную собственность. Главное управление архитектуры, строительства и регионального развития Симферопольского городского совета согласовало Мустафаевой С. проект землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, площадью 0,0600 га по <адрес>, что подтверждается справкой № 713/08/06-02 от 05 октября 2012 года. Также, 14 декабря 2012 года Мустафаевой С. в Управление Госкомзема в г. Симферополе Республики Крым было подано заявление об определении кадастрового номера испрашиваемому земельному участку. Однако, правоустанавливающий документ на земельный участок Мустафаевой С. выдан не был по независящим от неё причинам. 28 декабря 2020 года Мустафаева С. обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. К заявлению были приложены копии и заверенные копии документов, подтверждающих наличие права на приобретение земельного участка в частную собственность на основании статьи 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» от 31.07.2014 года №38-ЗPК. Заявление получено 30 декабря 2020 года за вх.М-923/20798. Согласно ответу Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым от 12.01.2021 №49/40/05-06, полученному заявителем 21.01.2021, сообщено о возврате заявления со ссылками на несоответствие заявление пунктам 6 и 7 Порядка переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, а именно: не указана площадь испрашиваемого земельного участка, а также не приложены копия решения о разрешении на разработку проекта землеустройства и межевой план в форме электронного документа. В ответе о возврате заявления также указано на то, что заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном статьёй 13 Закона, с 01.01.2021 не принимаются. Административный истец не согласен с указанным отказом, считает его незаконным.

Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 октября 2021 года административный иск удовлетворён.

Не согласившись с постановленным решением, административным ответчиком Администрацией города Симферополя Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять повое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

В апелляционной жалобе административный ответчик указывает на то, что суд первой инстанции при рассмотрении дела не проверил в достаточной мере фактические обстоятельства по делу, не дал надлежащей правовой оценки имеющимся доказательствам, в результате чего пришёл к преждевременному и неправильному выводу о доказанности изложенных в административном исковом заявлении обстоятельств, приняв решение, которое нельзя признать законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности - Клеев И.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил её удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя апеллянта, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Исполнительного комитетаСимферопольского районного совета народных депутатов Крымской АССР№470-б от27 декабря 1991 года Мустафаевой Сабире дано разрешение на застройку земельного участка в жилом массиве «Марьино» участок№362, площадью 0,600 га, на землях совхоза «Перевальное», согласованного с дирекцией совхоза и исполкомом Добровского сельсовета, после получения строительного паспорта в УГА г. Симферополя (пункт 5) (листы 5-6 административного дела №118/2110/12).

11 апреля 1995 года решением Киевского исполкома №131 указанному земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес> (л.д. 70).

12 октября 2011 года Мустафаева С. обратилась к Начальнику управления земельных ресурсов Зеленому В.С. с заявлением о передаче в частную собственность указанного земельного участка площадью 0,06га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (л.д. 71).

Согласно выписке из приложения к протоколу заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительства, рационального природопользования, экологии и земельных отношений VI созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от21.11.2012 №77, Мустафаевой С. разрешено выполнить техническую документацию по составлению правоустанавливающих документов на земельный участок, для строительства и обслуживания жилого дома (л.д. 72).

Постановлением Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от 18 мая 2012 года по административному делу№118/2110/12 признано незаконным и отменено решение 13 сессии 6 созыва Симферопольского городского совета от 31 марта 2011 года №128 «О даче разрешения на изготовление технической документации, проекта землеустройства по отводу земельных участков, предоставлении передачи гражданам Украины, юридическим и физическим лицам-предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в городе Симферополь» в части предоставления разрешения на разработку проекта землеустройства об отведении земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений Талиповой З.Ш. в частную собственность по <адрес> ориентировочной площадью 0,0600 га (л.д. 73-76).

Определением Севастопольского апелляционного административного суда от 18 сентября 2012 года постановление Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от18 мая 2012 года по административному делу№118/2110/12 оставлено без изменения (л.д. 77-78).

28 декабря 2020 года административный истец обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно в частную собственность для индивидуального жилищного строительства, расположенного в <адрес>, в порядке завершения оформления прав на указанный земельный участок, начатого до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Основанием для завершения оформления прав на земельный участок указано решение постоянной комиссии по вопросам градостроительства, рационального природопользования, экологии и земельных отношений Симферопольского городского совета АРК от 21.11.2012 №77 «О разрешении выполнения технической документации по составлению правоустанавливающих документов земельного участка» (л.д. 65-66).

К заявлению приложены копии документов на 26 листах, а именно: копия паспорта Мустафаевой С.; копия решения Исполнительного комитета Симферопольского райсовета от 27.12.1991 №470-б; копия заявления о предоставлении земельного участка в собственность от 12.10.2011; копия выписки из решения от 21.11.2012 №77; заверенная копия постановления суда от 18.05.2012 по делу №118/2110/12; заверенная копия определения суда от 19.09.2012 по делу №2а-118/2110/12; копия заключения №1275 о возможности целевого использования земельного участка; копия заключения №6208 о соответствии земельного участка генплану и иной градостроительной документации; копия технической документации по землеустройству; копия ответа от 05.10.2012 №713/08/06-02; копия кадастрового плана земельного участка; копия справки от 06.10.2011 №04.2-04/106; копия ситуационного плана на 2л.; копия ответа №28592/м/19-2; копия справки от 06.10.2011; копия листа согласования границ земельного участка; копия ответа от 22.11.2011.

Заявление административного истца зарегистрировано поступившим 30 декабря 2020 года за №М-923/20789.

По результатам рассмотрения указанного заявления12 января 2021 года за исх.№49/40/05-06 МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым в адрес Мустафаевой С. направлен ответ о возвращении заявления (л.д. 15).

Так, в данном письме после разъяснения положений пунктов 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313, указано, что в заявлении не указана площадь испрашиваемого земельного участка, а также не приложены копия решения о разрешении на разработку проекта землеустройства, межевой план, в форме электронного документа на земельный участок. Одновременно обращено внимание на то, что заявления о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном статьёй 13 Закона, с 01.01.2021 не принимаются.

Удовлетворяя административный иск Мустафаевой С., суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого решения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313.

Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5).

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.

Заявление о предоставлении земельного участка должно содержать: 1) фамилию, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка (при наличии); 4) основание предоставления земельного участка из числа оснований, предусмотренных статьями 3 или 13 Закона; 5) вид права, по которому заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается по нескольким видам прав; 6) цель использования земельного участка; 7) реквизиты документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в порядке переоформления или завершения оформления прав; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории, в границах которой расположен земельный участок (в случае если земельный участок расположен в границах территории садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества) (при наличии); 9) площадь испрашиваемого земельного участка; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (пункт 6 Порядка).

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются: 1) для физических лиц - копия документа, подтверждающего личность гражданина; 2) для юридических лиц: копия устава, заверенная данным юридическим лицом; копия документа, подтверждающего соответствующие полномочия представителя юридического лица; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная данным юридическим лицом; копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе Российской Федерации; 3) подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа либо копия судебного решения, заверенная судом, свидетельствующие о наличии у заявителя подлежащего переоформлению права; 4) копия решения о разрешении на разработку документации (в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 13 Закона); 5) документ, подтверждающий право на приобретение земельного участка в соответствии с требованиями статей 3 и 13 Закона, если такое право не вытекает из документов, перечисленных в подпунктах 3, 4 настоящего пункта; 6) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (при подаче заявления представителем заявителя); 7) материалы документации по землеустройству, разработанной на основании решения, указанного в подпункте 4 настоящего пункта, в том числе графический материал, позволяющий определить место расположения земельного участка (при наличии); 8) межевой план земельного участка в форме электронного документа (в случае если земельный участок не поставлен на кадастровый учет) (пункт 7 Порядка).

Пунктом 8 Порядка определено, что в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 6 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Постановлением Администрации города Симферополя от 25.09.2020 №5511 утверждён Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее - Административный регламент), который определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий по ее исполнению Администрацией города Симферополя Республики Крым (далее - Орган) (пункт 1.1 Административного регламента №5511).

В соответствии с пунктом 9.1 Административного регламента №5511, установлен перечень документов, обязательных к предоставлению заявителем: заявление о предоставлении земельного участка (Приложение №2 к Административному регламенту), к заявлению прилагаются документы, аналогичные вышеприведенным по Порядку.

В соответствии с пунктом 12.1 Административного регламента №5511, основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги: 1) подача заявления с нарушением требований подпунктов а) - г) пункта 9.1 Административного регламента; 2) представление заявителем неполного комплекта документов, предусмотренного пунктом 9.1 настоящего Административного регламента (подача заявления без предъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, полномочия представителя заявителя, полномочия представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя).

Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 25.06.2015 №286 «О структуре и штатной численности Администрации города Симферополя Республики Крым» утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения, муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Департамент) является самостоятельным отраслевым (функциональным) органом Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация города Симферополя).

Департамент является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, имеет самостоятельный баланс, регистрационный счет в органах Государственной казначейской службы, гербовую печать с символикой муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, со своим наименованием, а также соответствующие штампы, бланки, необходимые для его деятельности (пункт 1.9 Положения).

В разделе 2 Положения закреплён перечень основных задач Департамента.

В соответствии с пунктами 2.4, 2.5 Положения предусмотрено, что Департамент обеспечивает: полномочия администрации города Симферополя по организации и проведению приватизации объектов муниципальной собственности городского округа Симферополь, находящихся в муниципальной собственности городского округа; полномочия администрации города Симферополя по передаче в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление объектов муниципальной собственности городского округа Симферополь.

Из содержания письма МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым от 12 января 2021 года следует, что административному истцу возвращено заявление в связи с тем, что в заявлении не указана площадь испрашиваемого земельного участка и не приложены: копия решения о разрешении на разработку проекта землеустройства, межевой план, в форме электронного документа на земельный участок.

Однако, как уже указывалось судом, к своему заявлению в Администрацию города Симферополя Республики Крым административным истцом предоставлялась, в том числе копия выписки из приложения к протоколу заседания постоянной комиссии по вопросам градостроительства, рационального природопользования, экологии и земельных отношений VI созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым от 21.11.2012 №77, в соответствии с которым административному истцу разрешено выполнить техническую документацию по составлению правоустанавливающих документов на земельный участок площадью 0,0600га по адресу: <адрес> (поз. По ГП-362), для строительства и обслуживания жилого дома.

При этом, из самого заявления и приложенных к нему документов следует о каком именно земельном участке идет речь, его площади, места расположения, вида разрешенного использования.

Таким образом, судебная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции о необоснованности оснований для возврата заявления Мустафаевой С. ввиду не указания площади земельного участка и не предоставления копии решения о разрешении на разработку проекта землеустройства.

Также, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что отсутствие межевого плана в форме электронного документа не могло служить основанием для возврата заявления без рассмотрения, поскольку данное обстоятельство возможно было устранить в ходе рассмотрения заявления административного истца по существу в соответствии с требованиями закона.

В связи с чем, судебная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции о наличии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным.

Кроме того, районный суд, признав незаконным оспариваемое решение, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях устранения нарушенного права административного истца, пришёл к правильному выводу о необходимости возложения на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности принять к рассмотрению заявление Мустафаевой С. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 октября 2021 года по административному делу №2а-3656/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: И.В. Кагитина

А.А. Тимофеева