Судья – Литвин О.В. 31 июля 2019 года Дело № 2а-365/19-33а-2051
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Алещенковой И.А.,
судей – Хухры Н.В., Макаровой Л.В.,
при секретаре Королевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 июля 2019 года по докладу судьи Макаровой Л.В. административное дело по апелляционной жалобе Я. на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 18 апреля 2019 года, принятое по административному исковому заявлению Я. к Отделу социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат Государственного областного казенного учреждения «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат», Государственному областному казённому учреждению «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в оказании мер социальной поддержки,
установила:
Я. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Отделу социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат Государственного областного казенного учреждения «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» (далее Отдел социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат») о признании незаконным решения <...> от 14 февраля 2019 года об отказе в оказании мер социальной поддержки.
В обоснование административного иска Я. указала, что 29 января 2019 года она обратилась в Отдел социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением об оказании в соответствии с Областным законом Новгородской области от 26 декабря 2008 года № 457-ОЗ «Об оказании социальной поддержки отдельным категориям граждан по газификации их домовладений и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями» социальной поддержки в размере 50% от стоимости фактически произведенных в 2018 году за счет собственных средств работ по газификации принадлежащего ей на праве собственности домовладения, находящегося по адресу <...>, предоставив все необходимые документы, подтверждающие право на оказание социальной поддержки. Уведомлением от 18 февраля 2019 года <...> ей было сообщено об отказе в оказании социальной поддержки по тем основаниям, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» ее внук Д., <...> года рождения, не входит в состав малоимущей семьи, а, следовательно, среднедушевой доход ее семьи превышает на каждого члена семьи величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в Новгородской области. Указанное решение является незаконным и нарушает ее права, поскольку ее внук проживает вместе с нею с момента возникновения у него права пользования жилым помещением, он и его мать Э. зарегистрированы в жилом доме с <...> и проживают в нем по настоящее время.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве второго административного ответчика ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат», в качестве заинтересованных лиц – Х., Э., действующая в своих и интересах несовершеннолетнего Д.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 18 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления Я. отказано.
В апелляционной жалобе Я. просит решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы Я. указала, что выводы суда о том, что внуки не входят в состав семьи при расчете среднедушевого дохода их бабушки и дедушки в целях предоставления последним денежной компенсации расходов на газификацию (даже при условии, что внуки зарегистрированы по месту жительства вместе с бабушкой и дедушкой), а, следовательно, расчет среднедушевого дохода ее семьи произведен административным ответчиком правильно, являются ошибочными, поскольку противоречат положениям статьи 14 Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», в которой в числе лиц, не включаемых при расчете среднедушевого дохода в состав семьи, внук не значится, а также положениям жилищного законодательства, согласно которым внук, не имеющий собственных доходов, являясь несовершеннолетним и находясь на иждивении матери, бабушки и дедушки, является членом семьи собственника.
В представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат», ссылаясь на несостоятельность ее доводов, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Я., ее представитель К., представители Отдела социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат», ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат», Х., Э., действующая в своих и интересах несовершеннолетнего Д., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, представитель ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» просил рассмотреть дело в его отсутствие, остальные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не находит исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как это предусмотрено частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий в ходе рассмотрения дела обоснованно не установлена судом первой инстанции.
Областным законом Новгородской области от 26 декабря 2008 года № 457-О3 «Об оказании социальной поддержки отдельным категориям граждан по газификации их домовладений и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями», в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений (далее Областной закон № 457-ОЗ) определены размер, условия и порядок оказания социальной поддержки малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на газификацию их домовладений, находящихся в городском округе Великий Новгород (далее - городской округ) и муниципальных районах Новгородской области, на территории которых имеется газораспределительная система.
В соответствии с частью 2 статьи 1 этого же Областного закона социальная поддержка оказывается малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам), выполнившим, начиная с 2007 года, за счет собственных средств работы по газификации домовладений, находящихся в их собственности и являющихся местом их жительства в границах городского округа, Боровичского, Валдайского, Волотовского, Демянского, Крестецкого, Любытинского, Маловишерского, Новгородского, Окуловского, Парфинского, Старорусского, Солецкого, Чудовского и Шимского муниципальных районов.
Государственные полномочия по оказанию социальной поддержки малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на газификацию их домовладений осуществляются областным государственным учреждением, осуществляющим полномочия по предоставлению социальных выплат (далее - областное учреждение), за исключением случаев, когда отдельные государственные полномочия по оказанию социальной поддержки малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на газификацию их домовладений в установленном порядке переданы для осуществления органам местного самоуправления Новгородской области (часть 2-1 статьи 1 Областного закона № 757-ОЗ).
В статье 2 Областного закона № 757-ОЗ под малоимущей семьей (малоимущим одиноко проживающим гражданином) понимается семья (лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство) или одиноко проживающий гражданин, местом жительства которых является Новгородская область, среднедушевой доход которой (которого) рассчитывается в соответствии со статьей 4-1 настоящего областного закона, и не превышает на каждого члена семьи величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в Новгородской области, к которым относятся заявитель и члены его семьи, установленного Правительством Новгородской области на соответствующий квартал;
Размер социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на территории Новгородской области в соответствии с частью 1 статьи 4 Областного закона № 757-ОЗ определяется соответственно органами местного самоуправления, областным учреждением в размере 50 % от стоимости фактически произведенных работ по газификации их домовладений.
Согласно статье 5 этого Областного закона для оказания социальной поддержки малоимущая семья (малоимущий одиноко проживающий гражданин) подает заявление от имени семьи (от себя лично) (далее - заявитель) соответственно в органы местного самоуправления, областное учреждение по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
К заявлению об оказании социальной поддержки прилагаются:
1) копии паспортов и (или) иных документов, удостоверяющих личность заявителя и всех членов его семьи, проживающих в домовладении на дату подачи заявления;
2) справка о составе семьи и документы о доходах заявителя и всех членов его семьи, подтверждающие их статус в качестве малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) по состоянию на дату подачи заявления и дату подписания акта выполненных работ по газификации их домовладения (далее - акт выполненных работ);
3) копии документов, подтверждающие объем и стоимость работ по газификации домовладения: акт выполненных работ, оформленный в установленном порядке, подписанный заявителем либо членом его семьи, счет-фактура, чеки или квитанции об оплате работ (услуг), оформленные на заявителя либо членов его семьи;
4) письменное согласие членов семьи заявителя или их законных представителей на получение социальной поддержки заявителем в случае, если домовладение принадлежит заявителю и (или) членам его семьи на праве долевой собственности;
5) правоустанавливающие документы, подтверждающие по состоянию на дату подачи заявления и дату подписания акта выполненных работ право собственности заявителя и (или) членов его семьи на домовладение, являющееся постоянным местом жительства заявителя и (или) членов его семьи;
6) копии страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) заявителя и всех членов его семьи (часть 2).
Одновременно с документами, указанными в части 2 настоящей статьи, заявитель представляет согласие на обработку персональных данных гражданина, членов его семьи или их законных представителей в случаях и в форме, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», и документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени членов семьи или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц соответственно в органы местного самоуправления, областное учреждение (часть 2-1).
Уведомление об оказании социальной поддержки направляется заявителю соответственно органами местного самоуправления, областным учреждением по месту жительства не позднее 30 дней со дня подачи заявления и представления заявителем необходимых документов (часть 3).
В соответствии со статьей 6 Областного закона № 757-ОЗ в оказании социальной поддержки заявителю отказывается в случаях, если:
1) заявитель не относится к малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам), которым оказывается социальная поддержка в соответствии с частью 2 статьи 1 настоящего областного закона;
2) представлены неполные и (или) недостоверные сведения о составе семьи, доходах, праве собственности на домовладение, объеме и стоимости выполненных работ, установленные соответственно органами местного самоуправления, областным учреждением при рассмотрении заявления (часть 1).
Уведомление об отказе в оказании социальной поддержки направляется соответственно органами местного самоуправления, областным учреждением по месту жительства заявителя не позднее 30 дней со дня подачи заявления и представления заявителем необходимых документов (часть 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 января 2019 года Я. обратилась в Отдел социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» с заявлением об оказании в соответствии с Областным законом № 457-ОЗ социальной поддержки в размере 50% от стоимости фактически произведенных в 2018 году за счет собственных средств работ по газификации принадлежащего ей на праве собственности домовладения, находящегося по адресу <...>, предоставив все необходимые документы, подтверждающие право на оказание социальной поддержки.
Решением Отдела социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» от 14 февраля 2019 года <...>Я. на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Областного закона № 757-ОЗ в оказании социальной поддержки отказано в связи с тем, что заявитель и члены его семьи (Я., Х., Э.) не относятся к малоимущим семьям.
При принятии такого решения Отдел социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» исходил из того, что внук Я.Д., <...> года рождения, указанный ею в качестве члена семьи, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» не входит в состав малоимущей семьи, среднедушевой доход семьи Я., рассчитанный исходя из доходов трех человек, составил 11433 рубля 77 копеек, что на 1696 рублей 44 копейки превышает на каждого члена семьи величину прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в Новгородской области, которая для состава семьи Я. составляет 9737 рублей 33 копейки.
О принятом решении Я. сообщено Уведомлением от 18 февраля 2019 года <...>.
Статьей 4-1 Областного закона № 757-ОЗ определен порядок расчета среднедушевого дохода малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина), согласно которому расчет среднедушевого дохода малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
Согласно статье 13 Федерального закона от 05 апреля 2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Произведенный Отделом социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» расчет среднедушевого дохода семьи Я. судом первой инстанции проверен и признан правильным, оснований ставить его под сомнение у судебной коллегии также не имеется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Отдела социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат» имелись основания для отказа в оказании социальной поддержки.
Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемое решение принято уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции Отдела социальной защиты Старорусского района Управления по предоставлению социальных выплат ГОКУ «Центр по организации социального обслуживания и предоставления социальных выплат», с соблюдением срока и порядка его принятия, содержание решения соответствует закону, прав, свобод и законных интересов Я. не нарушает, суд обоснованно в удовлетворении заявленных Я. требований отказал.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции были известны суду первой инстанции, являлись предметом проверки со стороны суда, им дана надлежащая оценка, подробно изложенная в решении, с которой судебная коллегия соглашается.
Указанные доводы основаны на ином толковании норм Областного закона № 757-ОЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации, правильных выводов суда не опровергают, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и отмену решения суда не влекут.
При разрешении административного спора судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, которые являются основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции допущено не было.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены судебная коллегия не установила.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 18 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я. – без удовлетворения.
Председательствующий: И.А. Алещенкова
Судьи: Н.В.Хухра
Л.В. Макарова