ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-367/2021 от 12.01.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Иванов М.Г. №33а-40/2022 (33а-11569/2021)

дело 1 инстанции:№2а-367/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 января 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Тимофеевой А.А.,

Кильо М.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сеттарова Усеина Эмирасановича к Администрации города Судака Республики Крым, заинтересованные лица Министерство культуры Республики Крым, Судакский городской совет Республики Крым, заместитель главы Администрации города Судака Ерещенко В.В. о признании незаконным постановления, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Судака Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2021 года, которым административный иск удовлетворён.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения представителя административного истца Сеттарова У.Э. – Шугалей А.П., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Сеттаров У.Э. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором просил: признать незаконным постановление Администрации города Судака Республики Крым Республики Крым от 08 февраля 2021 года №143 «Об отказе Сеттарову У.Э. в предоставлении земельного участка» относительно отказа в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ; возложить на Администрацию города Судака Республики Крым обязанность в течение 65 дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу повторно рассмотреть в установленном порядке заявление гражданина Российской Федерации Сеттарова У.Э. от 26 марта 2020 года о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Солнечнодолинского сельского совета №1218 от 05 марта 2014 года административному истцу разрешена разработка проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка для ведения индивидуального садоводства, расположенного по адресу:<адрес>. Сформированный земельный участок поставлен на кадастровый учёт, определены его категория и вид разрешенного использования, после чего административный истец обратился в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка по вышеуказанному решению. Письмом Администрации города Судака Республики Крым от 28 апреля 2020 года №С-469/09 данное заявление оставлено без рассмотрения. Причиной таких действий явилось письмо Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 19.11.2018 №8128/01/1 о необходимости проведения на испрашиваемом земельном участке с целью определения наличия либо отсутствия объектов культурного наследия государственной историко-культурной экспертизы, поскольку Комитет не располагает данными о наличии таких объектов на данном земельном участке. Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 июня 2020 года по делу №2а-552/2020 признан незаконным отказ Администрации города Судака Республики Крым от 28 апреля 2020 года №С-469/09, на Администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца. После предоставления копии судебного акта постановлением№143от 08 февраля 2021 года Сеттарову У.Э. отказано в предоставлении земельного участка по тому же основанию. Административный истец не согласен с принятым Администрацией города Судака Республики Крым решением, в связи с чем, и обратился в суд с настоящим административным иском.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2021 года административный иск удовлетворён: признано незаконным постановление Администрации города Судака Республики Крым от 08 февраля 2021 года №143 «Об отказе Сеттарову У.Э. в предоставлении земельного участка»; на Администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность в течение 65 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Сеттарова У.Э. от 26 марта 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; на Администрацию города Судака Республики Крым возложена обязанность сообщить об исполнении решения суда в Судакский городской суд Республики Крым и Сеттарову У.Э. в месячный срок после его исполнения. Кроме того, с Администрации города Судака Республики Крым в пользу административного истца взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30000 руб., а также в пользу ИП Древетняк А.А. расходы за проведение экспертизы в размере 77912 руб. 64 коп.

Не согласившись с постановленным решением, Администрацией города Судака Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебных актов в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела. Так, в оспариваемом постановлении указано, что из Министерства культуры Республики Крым не получено положительное заключение, что и послужило основанием для принятия постановления об отказе в предоставлении земельного участка. Таким образом, принятие постановления Администрацией города Судака от 08.02.2021 не было направлено на нарушение прав заявителя, а явилось следствием соблюдения Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым, и Земельного кодекса Российской Федерации. Считает, что постановление Администрации города Судака принято в установленном законом порядке и в полной мере соответствует нормативно-правовым актам, тогда как выводы Судакского городского суда о незаконности оспариваемого постановления основаны на неправильном толковании норм материального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Сеттарова У.Э. по доверенности - Шугалей А.П. просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции, решением 41 сессии 6 созыва Солнечнодолинского сельского совета от 05 марта 2014 года №1218 «Об утверждении списка членов СТ «Меганом» и разрешение разработки проекта землеустройства в части отвода земельных участков для ведения индивидуального садоводства», Сеттарову Усеину Эмирасановичу дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка №224, площадью 0,0750 га для ведения индивидуального садоводства в СТ «Меганом» (л.д. 11).

Решением исполнительного комитета Солнечнодолинского сельского совета №51 от 28 октября 2013 года «О присвоении названия улиц в СТ «Меганом» указанному земельному участку присвоен адрес: <адрес>, <адрес> (л.д. 12).

11 октября 2018 года на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 750 кв.м. по адресу: <адрес>, с присвоением (л.д. 13-16).

26 марта 2020 года административный истец обратился в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность (л.д. 51).

28 апреля 2020 года Администрацией города Судака Республики Крым на заявление Сеттарова У.С. от 26.03.2020 дан ответ, оформленный в виде письма за исх. №С-469/09 о возвращении представленных заявителем документов со ссылкой на письмо Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 19.11.2018 №8128/01/1 о том, что с целью определения наличия или отсутствия объектов культурного наследия на испрашиваемом земельном участке требуется проведение государственной историко-культурной экспертизы. Одновременно, административному истцу Администрацией города Судака возвращены представленные материалы и сообщено, что Администрация готова вернуться к рассмотрению заявления после получения положительного заключения Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым (л.д. 17).

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 июня 2020 года по административному делу №32а-552/2020 административный иск Сеттарова У.Э. удовлетворён: признан незаконным отказ Администрации города Судака от 28 апреля 2020 года №С-469/09, на Администрацию города Судака возложена обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление Сеттарова У.Э. от 26 марта 2020 года о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый . С Администрации города Судака Республики Крым в пользу Сеттарова У.Э. взысканы судебные расходы (л.д. 19-23).

По результатам повторного рассмотрения заявления Сеттарова У.Э. от 26 марта 2020 года, Администрацией города Судака Республики Крым вынесено постановление №143 от 08 февраля 2021 года «Об отказе Сеттарову У.Э. в предоставлении земельного участка» (л.д. 50).

Административному истцу отказано в предоставлении бесплатно в собственность испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункт 9 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 02.09.2014, что в результате проведенной Администрацией города Судака проверки на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов, из сообщения Министерства культуры Республики Крым №17408/22-11/1 от 02.12.2020, следует, что последнее не располагает данными о наличии или отсутствии объектов культурного наследия на испрашиваемом земельном участке. Также установлено, что соответствующая историко-культурная экспертиза, необходимая для обоснования принятия решения администрацией города Судака о предоставлении заявителю в собственность земельного участка, не проводилась, и орган охраны объектов культурного наследия не принимал соответствующего заключения по вопросу нахождения испрашиваемого земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов, указанного в пункте 10 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым №313 от 02.09.2014. В связи с чем, указано, что испрашиваемый земельный участок не может быть представлен для использования в целях ведения садоводства со ссылкой на пункт 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: расположение испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории, установление ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении предоставлении земельного участка.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из необоснованности оспариваемого постановления.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым.

Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), на основании документов, указанных в статьях 3 и 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 №313.

Пунктом 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5).

Пунктами 6, 7 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, установлены требования к заявлению о предоставлении земельного участка, и требования к предоставлению документов.

В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона №38-ЗРК.

В силу пункта 13 Порядка, в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, при отсутствии оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью шестой статьи 13 Закона.

Решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка (пункт 15 Порядка).

В силу пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 105 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: 1) зоны охраны объектов культурного наследия; 2) защитная зона объекта культурного наследия; 3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); 4) охранная зона железных дорог; 5) придорожные полосы автомобильных дорог; 6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 7) охранная зона линий и сооружений связи; 8) приаэродромная территория; 9) зона охраняемого объекта; 10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов; 11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы); 12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; 13) водоохранная (рыбоохранная) зона; 14) прибрежная защитная полоса; 15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; 16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны; 17) зоны затопления и подтопления; 18) санитарно-защитная зона; 19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства; 20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети; 21) зона наблюдения; 22) зона безопасности с особым правовым режимом; 23) рыбоохранная зона озера Байкал; 24) рыбохозяйственная заповедная зона; 25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 26) охранная зона гидроэнергетического объекта; 27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена; 28) охранная зона тепловых сетей.

Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должен быть определен исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В силу пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Закон №342-ФЗ), установлено, что до 01 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01 января 2025 года одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

При этом, согласно ответам Министерства культуры Республики Крым от 02.12.2020 №17408/22-11/1, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 02.12.2020 №33106/1, Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от 15.12.2020 №11214/08-19/1 в адрес административного ответчика при рассмотрении вопроса о возможности предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка в собственность, указанные Министерства и Комитет не располагают данными о наличии или об отсутствии объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером 90:23:080501:332 (л.д.52, об.л.д.52, 53).

Административным ответчиком на запрос суда предоставлены фрагменты документов территориального планирования и градостроительного зонирования, которые также не подтверждают нахождение испрашиваемого административным истцом земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории.

Таким образом, административным ответчиком не предоставлено суду надлежащих и достоверных доказательств в обоснование оспариваемого постановления в части нахождения испрашиваемого земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

Напротив, судом первой инстанции по административному делу была назначена историко-культурная экспертиза (л.д. 80-81), из выводов которой (л.д. 88-137) следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не находится в границах зоны охраны какого-либо объекта культурного наследия, и на указанном земельном участке не установлено наличие объектов культурного наследия.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое постановление при вышеуказанных обстоятельствах нельзя признать законным и обоснованным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Признав незаконным постановление Администрации города Судака Республики Крым от 08.02.2021 №143 «Об отказе Сеттарову У.Э. в предоставлении земельного участка», суд первой инстанции, на устранение нарушения прав заявителя правомерно возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца с сообщением суду и заявителю об исполнении данной обязанности.

Нарушений при распределении судом судебных расходов по административному делу также не усматривается.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Судакского городского суда Республики Крым от 22 сентября 2021 года по административному делу №2а-367/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Судака Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: И.В. Кагитина

А.А. Тимофеева