ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-368/2022 от 06.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

судья 1 инстанции: Домникова М.В. Дело №33а-2996/2022

дело 1 инстанции: №2а-368/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 апреля 2022 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

при секретаре

Кагитиной И.В., Мостовенко Н.Р.,

Налисник Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Умеровой Ленуре Рустемовны к Администрации города Симферополь Республики Крым, Комиссии для подготовки заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, заинтересованные лица МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Отдел по межнациональным отношениям Администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия,

по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 января 2022 года, которым административный иск удовлетворён.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Умерова Л.Р. обратилась в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Администрации города Симферополя Республики Крым, в котором просила: признать незаконным решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь, от 04.08.2021, оформленного протоколом, в части отказа в выдаче Умеровой Л.Р. заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>; возложить на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Умеровой Л.Р. о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства и выдаче заключения о признании постройки, возведенной самовольно до 18.03.2014, жилым домом, с учётом установленных по делу обстоятельств.

Исковые требования мотивированы тем, что административный истец обратилась в Администрацию города Симферополя с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нём постройкой, возведенной самовольно до 18.03.2014, и выдаче заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства. К заявлению были приложены все необходимые документы. Согласно письму Администрации города Симферополя от 21.06.2018 №У-69/8959, заявление 18.06.2018 было рассмотрено на заседании Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ г. Симферополя Республики Крым, и по итогам заседания Комиссией принято решение, выраженное в протоколе от 18.06.2018, которым самовольная постройка признана объектом индивидуального жилищного строительства. Письмом от 16.07.2020 №У-69/8959 Администрация города Симферополя уведомила административного истца о том, что заявление 16.07.2020 было ещё раз рассмотрено на заседании Комиссии, и по итогам заседания Комиссией принято решение, выраженное в протоколе от 16.07.2020, согласно которому самовольную постройку административного истца можно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно указанных выше писем, заявление и заключение Комиссии были направлены в Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка. Однако, с момента получения данных писем и до 19.08.2021 Администрация в нарушение регламента, установленного Постановлением Советом министров Республики Крым от 12.05.2015 №252, не предоставила земельный участок. Письмом от 09.08.2021 №У-09/8959 Администрация города Симферополя уведомила административного истца о том, что заявление было в третий раз рассмотрено на заседании Комиссии, по результатам заседания которой принято решение, выраженное в протоколе от 04.08.2021, об отказе в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства в связи с несоответствием самовольной постройки условиям Порядка предоставления земельного участка. При повторном рассмотрении заявления административного истца Комиссией не принято во внимание наличие действующих, не отменённых заключений комиссии от 14.06.2018 и 16.07.2020 о возможном использовании в качестве объекта индивидуального жилищного строительства самовольной постройки. Действующий Порядок, которым в своей деятельности руководствуется Комиссия, не предполагает наличия у Комиссии полномочий по пересмотру ранее принятых решений. Таким образом, наличие двух противоречивых решений по результатам рассмотрения одного и того же заявления административного истца, свидетельствует о нарушении принципов правовой определённости, и нарушении, таким образом, прав административного истца на приобретение недвижимого имущества.

Определением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 22 декабря 2021 года к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика - Комиссия для подготовки заключения о признании возможным постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым; в качестве заинтересованных лиц - МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, Отдел по межнациональным отношениям Администрации города Симферополя Республики Крым.

Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 января 2022 года административный иск Умеровой Л.Р. удовлетворён.

Не согласившись с указанным решением, Администрация города Симферополя Республики Крым обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение районного суда по административному делу и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска в полном объёме.

В обоснование жалобы ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, вынесенного на основании ошибочных выводов, не соответствующих фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что причиной принятия оспариваемого решения Комиссией послужил установленный факт несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка утвержденного постановлением Совета министров от 12.05.2015 №252. Так, согласно сведениям публичной кадастровой карты, а также картографическим материалами спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, по состоянию на 18.03.2014 на испрашиваемом земельном участке строение находится в процессе строительства. Строение по ул. Дертколь, 8, в соответствии с приложенным техническим паспортом, составленным по состоянию на 03.02.2014 не соответствует пункту 4.4 СП 55.33330 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные», принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 22.03.2021 №35. Факт незаконности оспариваемого решения сводится к оспариванию истцом выявленных несоответствий. В рамках полномочий Комиссии, регламентированных пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя от 28.06.2017 №2046, проводится проверка информации в отношении земельных участков, что и относится к компетенции Комиссии. Отмечает, что органу местного самоуправления в рамках самоконтроля не запрещено пересматривать повторно заявления о предоставлении земельного участка в случае выявления противоречивых данных, которые могут ввести в заблуждение должностное лицо. На основании изложенного, решение Комиссии является законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанным положением статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, посчитала возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежащим образом извещённых и неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25 мая 2018 года административный истец обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нём постройкой, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, и выдаче заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства (л.д. 34-35).

18 июня 2018 года Администрацией города Симферополя Республики Крым по результатам рассмотрения заявления Умеровой Л.Р. и проведения проверки на соответствие самовольной постройки Порядку предоставления земельного участка с расположенной на нём самовольной постройки и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252, выдано заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года объектом индивидуального жилищного строительства, согласно которому самовольная постройка, расположенная по адресу: <адрес>, признана объектом индивидуального жилищного строительства (л.д. 77).

21 июня 2018 года за №У-69/8959 Администрацией города Симферополя Республики Крым административному истцу направлен ответ, в котором сообщено, что 14 июня 2018 года заявление Умеровой Л.Р. рассмотрено на заседании Комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республике Крым в соответствии с Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252. По итогам заседания принято решение о признании самовольной постройки по адресу: <адрес>, объектом индивидуального жилищного строительства. Заявление и заключение направлены в Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка (л.д. 76).

16 июля 2020 года Администрацией города Симферополя Республики Крым Умеровой Л.Р. повторно выдано заключение о возможности признания постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, по адресу: <адрес>, объектом индивидуального жилищного строительства (л.д. 79). Согласно данному заключению установлено, что самовольная постройка расположена по адресу: <адрес>, имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши, имеет этажность - 1 этаж, площадь 123,76 кв.м., возведена в 2008 году; самовольная постройка соответствует условиям, указанным в пункте 15 Порядка предоставления земельного участка с расположенной на нём самовольной постройки и выдачи заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства; самовольную постройку, возведенную гражданином до 18.03.2014 года, и учтенную Администрацией города Симферополя под №93, расположенную: <адрес>, возможно использовать в качестве объекта индивидуального жилищного строительства.

16 июля 2020 года за №У-69/8959 Администрацией города Симферополя Республики Крым административному истцу направлен ответ, в котором сообщено, что 16 июля 2020 года заявление Умеровой Л.Р. рассмотрено на заседании Комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республике Крым в соответствии с Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 12.05.2015 №252. По итогам заседания принято решение о признании самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства. Заявление и заключение направлены в Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка (л.д. 78).

04 августа 2021 года Комиссией для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18.03.2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь, по результатам рассмотрения заявления Умеровой Л.Р. от 25.05.2018 принято решение, оформленное протоколом, которым Умеровой Л.Р. отказано в выдаче заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18.03.2014 года, объектом индивидуального жилищного строительства, поскольку согласно сведениям публичной карты, а также картографическим материалам спутниковых снимков, отображающих поверхность земли, строение расположенное на земельном участке возведено после 18.03.2014 (л.д. 49-53).

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из необоснованности оспариваемого решения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с таким выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 01 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

15 января 2015 года Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее - Закон №66-ЗРК/2015), устанавливающий порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Согласно статье 22 Закона №66-ЗРК/2015, гражданин вправе приобрести земельный участок в собственность при наличии нижеперечисленных условий: 1) земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности и не предоставлен иным лицам; 2) на земельном участке имеется объект капитального строительства, возведенный гражданином до 18 марта 2014 года; 3) имеется заключение органа местного самоуправления о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства; 4) объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; 5) на данном земельном участке в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и градостроительного зонирования допускается возведение жилого дома или жилого строения.

Правом на бесплатное получение в собственность земельного участка в соответствии с настоящей статьей обладают граждане Российской Федерации, указанные в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в случае если соответствующий объект капитального строительства учтен исполнительными органами государственной власти Республики Крым или органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Иным гражданам земельные участки в порядке, предусмотренном настоящей статьей, предоставляются без проведения торгов в собственность за плату или в аренду.

Приобретение земельного участка в соответствии с настоящей статьей в собственность за плату или в аренду должно быть осуществлено в течение шести месяцев со дня подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. По истечении указанного срока земельный участок, занятый самовольной постройкой, подлежит освобождению в порядке, указанном в части 5 настоящей статьи.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Лица, создавшие самовольные постройки, обязаны подать до 1 января 2020 года заявление о предоставлении земельных участков в соответствии с требованиями настоящей статьи либо своими силами или за счет своих средств обеспечить снос самовольных построек.

После 1 января 2020 года при отсутствии заявления лиц, создавших самовольные постройки, или в случае отказа в предоставлении земельного участка, занятого самовольной постройкой, по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, освобождение земельного участка осуществляется органами местного самоуправления за счет лиц, которые самовольно возвели объект капитального строительства или иную самовольную постройку. Органы местного самоуправления также вправе обратиться в суд с иском о понуждении к сносу самовольной постройки в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае если лицо, создавшее самовольную постройку, не установлено, то орган местного самоуправления осуществляет освобождение земельного участка за свой счет.

Государственная регистрация права собственности на жилой дом или жилое строение, признанные таковыми на основании заключения органа местного самоуправления, осуществляется до 1 января 2023 года на основании документов, подтверждающих право собственности или право аренды на земельный участок, занимаемый соответствующим объектом недвижимости.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 4, 5, 22 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» постановлением Совета министров Республики Крым №252 от 12 мая 2015 года утверждён Порядок предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Порядок).

Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведенные самовольно до 18 марта 2014 года (далее - самовольные постройки), и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства (пункт 1 Порядка).

Предоставление земельного участка гражданину и выдача заключения о возможности признания самовольной постройки объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заключение) осуществляются органом местного самоуправления городского округа, городского или сельского поселения (далее - уполномоченный орган) (пункт 2 Порядка).

Гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность или аренду подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой и выдаче Заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства (далее - Заявление) по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (пункт 3 Порядка).

Пунктами 13, 14, 15 Порядка, предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании Заключения.

Заключение выдается на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.

Заключение выдается при условии, что самовольная постройка может быть использована для постоянного проживания без значительного объема дополнительных строительных работ, а также при совокупном выполнении следующих условий: 1) самовольная постройка имеет прочный фундамент, завершено строительство стен, перегородок и перекрытий, крыши и отсутствуют нарушения строительных правил, которые могут повлечь за собой непроизвольное разрушение данной постройки; 2) самовольная постройка имеет не более трех этажей и ее общая площадь составляет не более 300 кв. м; 3) самовольная постройка не расположена на земельном участке, находящемся в пользовании юридических или физических лиц; 4) самовольная постройка не находится в границах зон размещения (планируемого размещения) объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных утвержденными документами территориального планирования либо документацией по планировке территорий, а в случае их отсутствия - месторасположение земельного участка не противоречит документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года; 5) самовольная постройка учтена уполномоченным органом городского округа, городского поселения или муниципального района или учтена в материалах инвентаризации объектов капитального строительства, расположенных в пределах самовольно занятых массивов Республики Крым, проведенной исполнительными органами государственной власти Республики Крым; 6) самовольная постройка расположена за пределами стометровой зоны от береговой линии Черного и Азовского морей; 7) размещение самовольной постройки не противоречит правовому режиму охранных зон водных объектов, установленному в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 18 Порядка, в случае отсутствия оснований для возврата Заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает Заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения.

Решение комиссии оформляется в виде протокола.

На основании решения комиссии уполномоченный орган: 1) обеспечивает подготовку и выдачу Заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка; 2) принимает решение об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка.

Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней обеспечивает направление заявителю Заключения или решения об отказе в выдаче Заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта с расположенной на нем самовольной постройкой.

Как установлено, Комиссией муниципального образования городской округ Симферополь Республике Крым в соответствии с Порядком предоставления земельного участка гражданам, на котором расположена постройка, возведенная самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, рассмотрено заявление административного истца от 25.05.2018 и Комиссией принято положительное заключение от 18.06.2018, а также при повторном рассмотрении указанного заявления, Комиссией принято положительное заключение от 16.07.2020, которые направлены в МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым для рассмотрения вопроса предварительного согласования предоставления земельного участка.

Однако, при рассмотрении заявления административного истца 04.08.2021 Комиссией принято решение об отказе Умеровой Л.Р. в выдаче заключения в отношении самовольной постройки о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, по результатам рассмотрения одного и того же заявления административного истца административным ответчиком принят ряд решений, два из которых положительные, и одно в дальнейшем отказное, при том, что первоначально принятые положительные не отменены и не признаны утратившими своё действие, что безусловно порождает не только правовую неопределённость окончательного результата рассмотрения по существу заявления административного истца, а и не предусмотрено вышеприведенным Порядком.

Так, как уже указывалось, Комиссия по результатам рассмотрения Заявления и проведения проверки на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом Заключения, то есть, одно из двух возможных (пункт 18 Порядка).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь от 04.08.2021, принято с нарушением требований законодательства и нарушает права административного истца на определённость результата рассмотрения поданного заявления.

Признав незаконным решение Комиссии для подготовки заключения о возможности признания постройки, возведенной до 18.03.2014, объектом индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования городской округ Симферополь, от 04.08.2021, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления Умеровой Л.Р.

Нарушений при распределении судом судебных расходов по административному делу также не усматривается.

В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального и процессуального права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов.

Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 10 января 2022 года по административному делу №2а-368/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий судья: подпись Н.В. Кучеренко

Судьи: подпись И.В. Кагитина

подпись Н.Р. Мостовенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>