Судья Бакулин П.В. Дело № 2а-376/2021
Докладчик Качура И.О. Дело № 33а-1596/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2021 года город Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Качура И.О.,
судей Седых Н.А., Русецкой А.А.,
при секретаре Синцовой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Областного государственного автономного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ№, о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ о внесении изменений в распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении обязанности выдать положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов
по апелляционной жалобе Областного государственного автономного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» на решение Холмского городского суда от 19 апреля 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
18 февраля 2021 года Областное государственное автономное учреждение «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» (далее – ОГАУ ЦМСР «Чайка») обратилось в суд с настоящим иском. В обоснование требований указано, что распоряжением Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов, лесной участок с месторасположением: <адрес> (части выделов №), площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером № В приложениях № 1,2,3 к данному распоряжению указаны схема лесного участка, акта приема-передачи, условия осуществления постоянного бессрочного пользования. В соответствии с пп. 3.1 раздела 3 Приложения № 3 к указанному распоряжению истцом подготовлен проект освоения лесов, который передан на экспертизу в Министерство экологии Сахалинской области.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении заключения экспертизы проекта освоения лесов, утверждено отрицательное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором ответчик сослался на техническую ошибку и сведения из государственного лесного реестра Холмского лесничества и сделал выводы о том, что переданный в пользование лесной участок отнесен к особо защитным участкам эксплуатационных лесов, в которых запрещено размещение запланированного объекта, не связанного с созданием инфраструктуры, а также рубка лесных насаждений.
Также распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ о внесении изменений в распоряжение министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р в приложение № к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№-р, в таблицу № «Особо защищенные участки лесов» внесены изменения, согласно которым выделенные истцу участки относятся к особо защитным участкам леса. Полагает, что отнесение выделенных лесных участков к особо защитным участкам лесов (далее – ОЗУ) относится к компетенции Федерального агентства лесного хозяйства.
Указывает, что в эксплуатационных лесах, резервных лесах, за исключением особо защитных участков, допускается строительство водохранилищ с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями. ЕГРН не содержит сведения об ограничениях и обременениях, а в графе «виды разрешенного использования» указывается «для ведения лесного хозяйства».
Кроме того, в соответствии с приложением № к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ№ в таблице № «Особо защищенные участки лесов» и актом натурного технического обследования лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ какие-либо категории лесов, относящихся к особо защитным, не установлены. Данным актом вид разрешенного использования соответствует лесохозяйственному регламенту лесничества, предоставленный участок для заявленного использования допустим.
По указанным основаниям административным истцом заявлены требования о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ№; о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р о внесении изменений в распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р; возложении обязанности на Министерство экологии Сахалинской области выдать положительное заключение экспертизы проекта освоения лесов.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГКУ «Сахалинские лесничества», Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.
В судебном заседании представитель ОГАУ ЦМСР «Чайка» Яненко В.О. требования поддержал, представитель Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Елизаров В.И. в удовлетворении административного иска просил отказать. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом вынесено приведенное выше решение, которое ОГАУ ЦМСР «Чайка» в апелляционной жалобе просит отменить. Приводя в обоснование положения статей 21 и 25 Лесного кодекса Российской Федерации, обращает внимание на то, что ведение лесного хозяйства регламентируется как порядок проведения в лесном фонде работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, выраженного в строительстве и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.Ссылаясь на пункт 10 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 496, указывает, что отрицательное заключение от ДД.ММ.ГГГГ№ не содержит в себе указание о необходимости соответствующей доработки проекта освоения лесов. Ответчиком не представлен лесохозяйственный регламент лесничества, на который он ссылается, а также акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ. Исследовав выписку из государственного лесного реестра в соответствии с материалами лесоустройства на 2018 год, суд не принял во внимание, что в видах разрешенного пользования на переданных в бессрочное пользование истцу участках разрешается строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу просят оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ОГАУ ЦМСР «Чайка» Яненко В.О. апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, представитель Агентства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области Елизаров В.И. просил оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о наличии уважительных причин об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела на основании распоряжения министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р ОГАУ ЦМСР «Чайка» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов и причалов лесной участок с месторасположением, <адрес> (части выделов <данные изъяты>) площадью <данные изъяты> га, с кадастровым номером №
В приложениях № 1,2,3 к данному распоряжению указаны схема лесного участка, акта приема-передачи, условия осуществления постоянного (бессрочного) пользования.
На момент передачи лесных участков в пользование в таблице № 5 «Особо защитные участки лесов» распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ какие-либо категории лесов, относящихся к особо защитным, не установлены.
Согласно акту натурного технического обследования лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, вид разрешенного использования лесов соответствует лесохозяйственному регламенту лесничества, ОЗУ не установлены.
В соответствии с требованиями статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, разработанный ОГАУ ЦМСР «Чайка» проект освоения лесов передан на экспертизу в министерство экологии Сахалинской области. При этом, в разделах <данные изъяты> проекта освоения лесов на территории предоставленного лесного участка предусмотрено размещение проектируемого объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры – «водохранилище с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями, площадью <данные изъяты> га, а также рубка лесных насаждений в выделе <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.
Распоряжением министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р утверждено отрицательное заключение экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ№.
Основанием для принятия данного решения послужили сведения из государственного лесного реестра Холмского лесничества о том, что переданный в пользование земельный участок отнесен к ОЗУ эксплуатационных лесов, в которых в силу пп. «в» п. 3 Перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849 запрещено размещение запланированного объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, а также рубка лесных насаждений в соответствии с частью 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации.
Распоряжением министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в распоряжение министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ в таблицу <данные изъяты> приложения № к распоряжению «Особо защитные участки лесов». Так, в таблице указано, что в <данные изъяты> и <данные изъяты> выделах <данные изъяты> лесного квартала Костромское <адрес> расположены особо защитные участки лесов: участки леса вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, а в выделе <данные изъяты> лесничества – берегозащитные участки лесов.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из обоснованности отрицательного заключения экологической экспертизы, поскольку при наличии в выделенном лесном участке ОЗУ исключает возможность строительства водохранилища с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями, площадью <данные изъяты> га, а также рубку лесных насаждений в выделе <данные изъяты> площадью <данные изъяты> га.
Кроме того, суд сослался на правомочность министерства экологии Сахалинской области по внесению изменений в ранее вынесенное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ в части указания вышеуказанных сведений в таблице 5 приложения 2, поскольку ранее отраженные в них сведения являлись ошибочными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на правильном установлении обстоятельств по делу и применении норм материального права.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 496 (далее - Порядок), предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 данного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункты 3, 7 Порядка).
Согласно пунктам 9, 10 Порядка результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом.
При этом отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.
Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2013 года № 849-р.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Перечня определены объекты, не связанные с созданием лесной инфраструктуры, для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в эксплуатационных, резервных лесах, за исключением особо защитных участков лесов, помимо объектов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта.
Кроме того, положениями части 4 статьи 119 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливается запрет на проведение сплошных вырубок лесных насаждений на особо защитных участках лесов, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего кодекса (рубка в целях строительства, реконструкции, эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, если создание этих объектов не запрещено или не ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 92 Лесного кодекса Российской Федерации в государственном лесном реестре содержится документированная информация об особо защитных участков лесов и их границах.
Полномочия Российской Федерации по ведению государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Сахалинской области ведение государственного лесного реестра осуществляет Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 08 декабря 2020 года № 565 «Об утверждении Положения об Агентстве лесного и охотничьего хозяйства».
В силу пункта 22 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 марта 2018 года № 122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции», проектируемые при лесоустройстве особо защитные участки лесов выделяются в отдельные лесные кварталы и лесотаксационные выдела.
В соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года № 496 документом, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр, является акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр. Основанием для внесения документированной информации в акт является первичная документация, к которой согласно пункту 2.2.9 Приказа относится лесоустроительная документация (таксиционные описания лесотаксационных выделов в пределах кварталов, лесоустроительные планшеты).
Информация по таксационному описанию Костромского, часть 1 участкового лесничества, лесоустроительные планшеты внесены в государственный лесной реестр.
Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр утвержден ДД.ММ.ГГГГ№
Согласно выписке из государственного лесного реестра в соответствии с материалами лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> и <данные изъяты> выделах <данные изъяты> лесного квартала <адрес> расположены особо защитные участки лесов: участки леса вокруг сельских населенных пунктов и садовых товариществ, а в выделе <данные изъяты> данного лесничества – берегозащитные участки лесов.
При таких обстоятельствах и, учитывая, что проектом освоения лесов лесного участка, переданного ОГАУ ЦМСР «Чайка» в постоянное (бессрочное) пользование запланированы строительство объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры – «водохранилище с плотинами из грунтовых материалов с железобетонными водопропускными сооружениями» в выделах <данные изъяты> а также рубка лесных насаждений в выделе <данные изъяты>, которые относятся к особо защитным участкам лесов, усматривается несоответствие планируемого освоения лесов установленным требованиям законодательства Российской Федерации. По приведенным основаниям суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным распоряжения Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№
Ввиду наличия по состоянию на дату подготовки распоряжения сведений об особо защитных участках лесов на предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование лесном участке в государственном лесном реестре требования истца о незаконности внесения изменений в распоряжение Министерства экологии Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ несостоятельны.
Несоответствие содержания заключение экспертизы требованиям пункта 10 Порядка государственной и муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 26 сентября 2016 года № 496, в части отсутствия указания о необходимости соответствующей доработки проекта освоения лесов, само по себе основанием для признания его незаконным не является, поскольку выявленные нарушения исключают заявленное использование административным истцом лесного участка.
Иные доводы апелляционной жалобы по изложенным выше основаниям в настоящем апелляционном определении не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного решения и принятия по делу иного судебного акта.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Холмского городского суда от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Областного государственного автономного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации «Чайка» без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Качура И.О.
Судьи Седых Н.А.
Русецкая А.А.