Дело № 2а-377/2017 председательствующий-судья Фоменко Н.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-4789/2017
гор. Брянск 07 декабря 2017 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
Суярковой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного ответчика территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице начальника отделения Семененко Н.В. действующей также в интересах ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 21 марта 2017 года и дополнительное решение указанного суда от 21 сентября 2017 года по делу по административному исковому заявлению Тимофеева Олега Юрьевича к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, отделению (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, об оспаривании решения, понуждению к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., объяснения Тимофеевой О.М., действующей в своих интересах и интересах Тимофеева М.О., Тимофеевой Е.О., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, объяснения Тимофеева О.Ю. и его представителя по доверенности Дударенкова А.Н., просивших принять отказ от иска в части возложении обязанности по составлению акта приема-передачи жилого помещения, в остальной части решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Тимофеев О.Ю. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период прохождения военной службы в рядах Российской Армии ему и членам его семьи: супруге Тимофеевой О.М., сыну Т.М.О., дочери Т.Е.О. на основании договора найма служебного жилого помещения № 12/103 от 06 апреля 2009 года предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Он расторг брак с супругой ДД.ММ.ГГГГ. 15 января 2015 года он снят с регистрационного учета по указанному адресу. 27 сентября 2016 года он обратился в отделение (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с просьбой выдать справку о сдаче служебного жилого помещения, однако ему отказано и предложено предоставить акт приема-передачи жилого помещения, справку о закрытии финансового лицевого счета и справку о снятии с регистрационного учета всех зарегистрированных граждан в этом жилом помещении. Тимофеева О.М. с детьми добровольно сняться с регистрационного учета в служебном помещении отказывается. Полагая отказ ответчика от 11 октября 2016 года в выдаче справки о сдаче жилого помещения необоснованным, ссылаясь на положения Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12 июля 2011 года № 1133, Инструкции № 1, утвержденной Приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30 сентября 2010 года, административный истец просил суд:
признать незаконным решение отделения (территориального, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» № 14-09/32/2016 от 11 октября 2016 года;
обязать отделение (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ произвести акт приема- передачи занимаемого жилого помещения по условиям договора найма служебного помещения № 12/103 от 06 апреля 2009 года.
В судебном заседании административный истец Тимофеев О.Ю. и его представитель Дударенков А.Н. заявленные требования поддержали.
Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица Тимофеева О.М., действующая в своих интересах и в интересах недееспособного Т.М.О., несовершеннолетней Т.Е.О., не возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителя ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, привлеченного к участию в деле в качестве административного ответчика вместо реорганизованного ФГКЭУ «Брянская КЭЧ» Министерства обороны РФ, а также в отсутствие представителей административных ответчиков- ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и отделения (территориального, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ходатайствовавших о рассмотрении дела без участия представителя и представивших отзывы, в которых просили об отказе в удовлетворении требований, поскольку административным истцом не предоставлено документов, подтверждающих освобождение жилого помещения им и членами его семьи.
Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 21 марта 2017 года административный иск Тимофеева О. Ю. к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, отделению (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ об оспаривании решения, понуждению к совершению действий - удовлетворен. Признан незаконным отказ отделения (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 11 октября 2016 года в выдаче Тимофееву О. Ю. справки о сдаче служебного жилого помещения. Отделение (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обязано выдать Тимофееву О.Ю. справку о сдаче служебного жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Дополнительным решением Фокинского районного суда г.Брянска от 21 сентября 2017 года отделение (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обязано произвести акт приема-передачи служебного жилого помещения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе административный ответчик в лице начальника отделения (территориальное, г.Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Семененко Н.В. просит отменить решение и дополнительное решение суда, отказав в удовлетворении заявленных Тимофеевым О.Ю. требований в полном объеме, ввиду незаконности и необоснованности судебного акта. Апеллянт считает решение постановленным в нарушение норм материального права, в частности пункта 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым закреплена обязанность военнослужащего предоставлять документы для рассмотрения вопроса о выдаче справки, что и было разъяснено в обжалуемом ответе. Считает вывод суда об отказе в выдаче справки не соответствующим содержанию ответа, в котором указано на необходимость предоставления документов. Обращает внимание, что требование административного истца к отделению о выдаче акта приема-передачи служебного жилого помещения является незаконным, поскольку отделение не уполномочено на выдачу таких документов. Указывает на несогласие с утверждением суда о том, что бывшая супруга Тимофеева О.Ю. получила самостоятельные права и самостоятельно отвечает по своим обязательствам, связанным с проживанием в служебной квартире, поскольку в силу ст. 15 вышеуказанного закона самостоятельного права на жилое помещение, правообладателем которого является Министерство обороны РФ, у членов семьи военнослужащего нет.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не явились. Также не явился представитель территориального отделения ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ходатайствовавший в апелляционной жалобе о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия в силу ст.150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а также соблюдения им сроков обращения в суд в силу положений статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на лицо, обратившееся в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствию содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения, в котором определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.
В целях организации в Вооруженных Силах РФ деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений.
Пунктом 17 указанной Инструкции установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно приложению № 10 к настоящей Инструкции.В соответствии с п. 1 Инструкции об оформлении, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений и справок о необеспеченности жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 12 июля 2011 года № 1133 справка о сдаче жилого помещения (далее именуется - справка) является документом, подтверждающим фактическое освобождение жилого помещения военнослужащим - гражданином РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ и совместно проживающими с ним членами его семьи, в том числе бывшими.
Из пункта 2 ст. 69 Жилищного кодекса РФ следует, что члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. При этом, указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (пункт 4).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец Тимофеев О.Ю. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ в период с 01 августа 1994 года по 17 ноября 2009 года.
На основании договора найма жилого помещения № 12/103 от 06 апреля 2009 года ему и членам его семьи предоставлено служебное жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение находится на балансе ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России.
Брак между Тимофеевым О.Ю. и Тимофеевой О.М. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отметке в паспорте Тимофеев О.Ю. снят с регистрационного учета по вышеуказанному адресу 14 января 2015 года, и с 10 февраля 2015 года зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В служебной квартире зарегистрированы и проживают: бывшая супруга административного истца Тимофеева О.М., несовершеннолетняя дочь Т.Е.О., недееспособный сын Т.М.О., опекуном которого на основании Постановления администрации Карачевского района Брянской области от 23 мая 2012 года № 576 является Тимофеева О.М.
При обращении в отделение (территориальное, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о выдаче справки о сдаче жилого помещения Тимофееву О.Ю. письмом от 11 октября 2016 года отказано со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих освобождение служебного жилого помещения всеми лицами, зарегистрированными в нем.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался вышеприведенными нормами права и исходил из того, что заявитель Тимофеев О.Ю. совершил все зависящие от него действия для выполнения требований п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» по сдаче занимаемого им жилого помещения. С момента выезда Тимофеева О.Ю. из занимаемого им жилого помещения, договор найма с ним считается расторгнутым. Суд пришел к выводу, что требования закона об освобождении служебного жилого помещения при расторжении договора найма административным истцом выполнены, а потому отказ в выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения не обоснован, следовательно, административный иск подлежит удовлетворению.
Судом указано, что действующее законодательство не возлагает на военнослужащего обязанностей по выселению из служебного жилого помещения бывших членов его семьи.
Исходя из того, что акт приема-передачи занимаемого служебного жилого помещения является основанием к выдаче справки о сдаче служебного жилого помещения, суд дополнительным решением обязал ответчика произвести акт приема-передачи.
В процессе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, от Тимофеева О.Ю. поступил письменный отказ от административного иска в части требований к отделению (территориальному, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о возложении обязанности произвести акт приема-передачи служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
В соответствии с ч. 1 ст. 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения.
Согласно ч. 2 вышеуказанной статьи при принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Согласно ч. 1 п. 3 ст. 194 КАС РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 5 ст. 46 КАС РФ).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 157 КАС РФ. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Из представленного заявления об отказе от иска, усматривается, что данный частичный отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, подлежит принятию судом апелляционной инстанции.
Последствия отказа от иска административному истцу известны, о чем также указано в заявлении об отказе от иска.
Учитывая изложенное, судебная коллегия в силу ст. 157 КАС РФ принимает отказ от иска в части требований к отделению (территориальному, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о возложении обязанности произвести акт приема-передачи служебного жилого помещения - квартиры, отменяет дополнительное решение суда и прекращает производство по делу.
В остальной части решение суда судебная коллегия признает законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Тимофеев О.Ю. в связи с расторжением брака выехал из служебной квартиры к новому месту жительства. Данное обстоятельство согласно положениям ч. ч. 2, 3 ст. 101 ЖК РФ указывает на расторжение Тимофеевым О.Ю. договора найма служебного жилого помещения и фактическое освобождение им такового.
Сам по себе выезд военнослужащего из служебного жилого помещения не является основанием для прекращения права собственности государства на такое жилое помещение и (или) других вещных прав (оперативного управления, хозяйственного ведения) переданных государством уполномоченному органу. Этот факт не порождает каких-либо ограничений в правах принадлежащих собственнику служебного жилого помещения и (или) уполномоченному им наймодателю. Без их соответствующего волеизъявления оставшиеся проживать в таком помещении граждане не могут повлиять на изменение статуса этого жилого помещения и пользуются им, как указано в ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, по правилам, предусмотренным ч. ч. 2 - 4 ст. 31, ст. 65 и ч. ч. 3 - 4 ст. 67 ЖК РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в результате действий и (или) бездействия Тимофеева О.Ю. указанная служебная квартира выбыла из собственности государства и (или) уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации утратил право оперативного управления (хозяйственного ведения) этим жилым помещением, материалы дела не содержат.
Таким образом, требования закона об освобождении служебного жилого помещения при расторжении договора найма заявителем выполнены и оснований для отказа в выдаче соответствующей справки в соответствии с пунктами 1,6 Инструкции о выдаче, учете и хранении справок о сдаче жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 12.07.2011 г. N 1133, у административного ответчика не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что оспоренным ответом от 11 октября 2016 года Тимофееву О.Ю. не отказано в выдаче справки, а только разъяснено какие документы необходимо представить для рассмотрения вопроса о её выдачи, являются несостоятельными, поскольку исходя из многочисленных фактов обращения истца к ответчику с заявлением о выдаче справки, формальным написание однотипных ответов с разъяснением о предоставлении документов, в том числе, документов, подтверждающих освобождение служебной квартиры всеми лицами, зарегистрированными в ней, ответчик по существу отказал административному истцу в выдаче такой справки.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, не изменяют выводов суда, в связи с чем, не могут повлечь отмену принятого судом решения в указанной части.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 304, 157, 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ административного истца Тимофеева Олега Юрьевича от административного иска в части требований к отделению (территориальному, гор. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о возложении обязанности произвести акт приема-передачи служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Дополнительное решение Фокинского районного суда г.Брянска от 21 сентября 2017 года отменить. Производство по административному делу в указанной части прекратить.
Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 21 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - отделения (территориального, г.Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в указанной части - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи | В.В.Суяркова Е.В.Апокина Г.В.Шкобенёва |