ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-382/20 от 30.06.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-2367/2020 Докладчик Астровко Е.П.

Дело № 2а-382/2020 (суд I инст.) Судья Глебовский Я.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Шишкина С.К.,

судей Астровко Е.П. и Кирюшиной О.А.,

при секретаре Ворониной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 30 июня 2020 года административное дело по апелляционной жалобе Управления Росгвардии по Владимирской области на решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 12 марта 2020 года, которым признан незаконным отказ в выдаче лицензии на коллекционирование оружия ФИО1 чу, оформленный заключением, утвержденным 30.12.2019. заместителем начальника Управления Росгвардии по Владимирской области. На Управление Росгвардии по Владимирской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 о выдаче лицензии на коллекционирование оружия.

Заслушав доклад судьи Астровко Е.П., объяснения представителей Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО2, ФИО3, поддержавших жалобу, ФИО1, просившего решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росгвардии по Владимирской области о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на коллекционирование оружия, оформленного заключением от 30.12.2019.

В обоснование требований указал, что основанием для отказа в выдаче лицензии на коллекционирование оружия явилось отсутствие в собственности охотничьего и спортивного гладкоствольного оружия менее 5 лет, а также то, что заявлены виды оружия, не подлежащие коллекционированию, о чем указано в уведомлении от 30.12.2019. Полагает, что законом об оружии и правилами оборота оружия отказ в выдаче лицензии на коллекционирование оружия по указанным основаниям не предусмотрен, т.к. к нему не обоснованно применены требования к выдаче лицензии на приобретение оружия, а не для его коллекционирования. Кроме того, при оформлении заявления в электронной форме на портале «Госуслуг» форма заявления предусматривает указывать все виды оружия, в том числе запрещенные к коллекционированию, что заведомо влечет отказ в выдаче лицензии на коллекционирование.

В судебном заседании административный истец и его представитель административные исковые требования поддержали.

Представители административного ответчика Управления Росгвардии по Владимирской области административные исковые требования не признали. В письменном отзыве указали, что оспариваемое решение об отказе в выдаче лицензии на коллекционирование соответствует ст.9 Закона об оружии и административному регламенту от 24.04.2018 №148, т.к. на момент рассмотрения заявления административный истец не имел право приобретения огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом, не имел права на коллекционирование спортивного короткоствольного оружия с нарезным стволом. Указали, что административный регламент и бланк лицензии не предполагают выдачу лицензии на коллекционирование того оружия, которое гражданин имеет право приобретать на момент рассмотрения заявления, при одновременном указании в заявлении видов оружия запрещенных к коллекционированию.

Административный ответчик - инспектор Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО4 полагал, что отказ в выдачи лицензии на коллекционирование оружия является законным и обоснованным.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление Росгвардии по Владимирской области просит решение суда отменить, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а также ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

В соответствии с ч. 6 ст. 226, ч. 1 ст. 307 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены, изменения решения суда первой инстанции предусмотрены ст. 310 КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии».

Оборот оружия включает в том числе его приобретение, коллекционирование и хранение (абзац двенадцатый части первой статьи 1 Федерального закона «Об оружии»). Частью второй статьи 9 названного закона предусмотрено, что лицензии на приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему выдаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами на основании заявлений граждан Российской Федерации.

В силу части первой статьи 9 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежат лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой этой статьи.

Пунктом 15 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочием выдавать гражданам и организациям при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом, лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия.

В соответствии с пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373, административный регламент предоставления государственных услуг разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оборота оружия, является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), которая организует и осуществляет выдачу в установленном порядке гражданам и организациям лицензий, разрешений и иных видов документов, связанных с оборотом оружия; ведет в соответствии с законодательством Российской Федерации учет оружия и патронов к нему; разрабатывает и утверждает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности (пункт 1, подпункты 19, 23 пункта 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510).

Приказом Росгвардии от 24 апреля 2018 года № 148 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензий на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию, определяющий сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому или физическому лицу лицензии на коллекционирование и (или) экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию.

В соответствии с п.9.1 Административного регламента для получения лицензии заявителем предоставляется заявление о выдаче лицензии, в котором в обязательном порядке указываются виды оружия, подлежащие коллекционированию.

Результатом предоставления государственной услуги в силу п.6 Административного регламента является: выдача/отказ в выдаче лицензии.

Судом установлено, что 05.12.2019 ФИО1 через портал «Госуслуг» обратился с заявлением о выдаче лицензии на коллекционирование гражданского оружия, с указанием всех видов гражданского оружия (бесствольное, газовое, спортивное огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом, спортивное гладкоствольное, спортивное пневматическое, охотничье с нарезным стволом, охотничье гладкоствольное, охотничье комбинированное, охотничье пневматическое, сигнальное, холодное, служебное гладкоствольное, ствол, охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом, огнестрельное оружие ограниченного поражения, спортивное огнестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом, оружие, используемое в культурных и образовательных целях).

Решением, утвержденным заместителя начальника Управления Росгвардии по Владимирской области от 30.12.2019г., оформленным на основании заключения инспектора Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО4 от 26.12.2019 ФИО1 отказано в выдаче лицензии на коллекционирование оружия. Основанием для отказа в выдаче ФИО1 лицензии на коллекционирование гражданского оружия послужило указание в заявлении на коллекционирование оружия, не подлежащего коллекционированию оружия и владение охотничьим гладкоствольным оружием менее 5 лет (с 24.08.2017).

Удовлетворяя административные исковые требовании и признавая незаконным отказ в выдаче лицензии на коллекционирование оружия, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение об отказе в выдаче лицензии на коллекционирование не соответствует Закону об оружии, Правилам оборота оружия и Административному регламенту №148, поскольку не содержит ссылку на конкретный абзац ч.4 ст.9 Федерального закона «Об оружии», при этом само по себе такое основания для отказа в выдачи лицензии на коллекционирование как отсутствие в собственности охотничьего и спортивного оружия менее 5 лет в ст.9 Федерального закона «Об оружии» отсутствует. В отношении иного заявленного к коллекционированию оружия (ствол, служебное гладкоствольное, бесствольное, газовое) решение по существу административным органом не принято, в заключении и уведомлении мотивы отказа в выдачи лицензии на коллекционирование указанных видов оружия не названы, ссылки на нормативные правовые акты, явившиеся основаниям для отказа в выдачи указанной лицензии не приведены, что не соответствует закону и нарушает права административного истца.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может и находит решение подлежащим отмене ввиду следующего.

Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об оружии» имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа.

В соответствии с пунктом 30 Правил на территории Российской Федерации сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юридическими и физическими лицами для формирования культурно-исторических коллекций (собраний) в научных, информационных и познавательных целях осуществляются на основании лицензий, выдаваемых Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В силу пункта 31 Правил коллекцией признается оружие, приобретенное юридическим лицом с целью коллекционирования, а также приобретенное с этой же целью гражданином Российской Федерации и превышающее количество, установленное статьей 13 Федерального закона «Об оружии». По заявлению гражданина Российской Федерации коллекцией может быть признано имеющееся у него оружие, не превышающее количество, установленное статьей 13 Федерального закона «Об оружии». При этом выдается лицензия на коллекционирование в порядке, предусмотренном пунктом 30 Правил оборота оружия.

Согласно пункту 32 Правил в целях коллекционирования разрешается приобретать: оружие, не запрещенное к обороту на территории Российской Федерации; огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных военизированных организаций; патроны к указанному в этом пункте оружию.

Граждане Российской Федерации могут коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии» и данными правилами (п.38 Правил).

Вместе с тем приведенные нормы означают, что в целях коллекционирования разрешается приобретать оружие лицам, имеющим право на его приобретение в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии», а выдача лицензии на коллекционирование гражданского оружия не запрещенного к обороту, не подменяет обязанность гражданина получить лицензию на приобретение конкретного вида оружия при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных законом.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обращаясь с заявлением о выдаче лицензии на коллекционирование оружия указал все виды гражданского оружия, вместе с тем права на приобретение спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом, спортивного гладкоствольного, охотничьего с нарезным стволом, служебного гладкоствольного, охотничьего гладкоствольного, охотничье комбинированного, не подтвердил. Также ФИО1 имеет в собственности охотничье гладкоствольное оружие с 24.08.2017г., то есть менее 5 лет.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об оружии» основаниями для отказа в выдаче лицензии являются: непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений; невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо необеспечение этих условий; другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.

Статьей 13 Федерального закона «Об оружии» определены условия наступления права на приобретение оружия гражданами Российской Федерации, в частности право на приобретение спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом имеют граждане Российской Федерации, которые являются спортсменами высокого класса и которым выдано удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия; охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет.

В соответствии с п.11 ст.6 Федерального закона «Об оружии» на территории Российской Федерации запрещается приобретение гражданами Российской Федерации в целях коллекционирования спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом и патронов к нему.

В силу п.14 Административного регламента основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются: представление документов, предусмотренных пунктом 9 настоящего Административного регламента, не в полном объеме; неуплата государственной пошлины; основания, предусмотренные частью четвертой статьи 9 Федерального закона «Об оружии».

При наличии оснований, предусмотренных пунктом 14 настоящего Административного регламента, осуществляется подготовка заключения об отказе в выдаче лицензии. При принятии решения об отказе в выдаче лицензии в течение 2 рабочих дней со дня принятия такого решения осуществляется подготовка уведомления об отказе в выдаче лицензии, в котором указываются причины отказа в выдаче лицензии. Уведомление вручается заявителю лично или направляется по почте, электронной почте (при наличии) либо через Единый портал (п.п.43,44 Административного регламента).

Системный анализ вышеприведенных законодательных норм ст.ст. 6, 9, 13 Закона об оружии, положений п.п. 30, 31, 38 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации свидетельствует о том, что положениями закона установлен лимит на общее количество приобретенного гражданином оружия (от двух до пяти единиц на различные виды оружия); установлены отдельные требования для получения разрешения на приобретение различных видов оружия; срок действия лицензии на приобретение оружия установлен шесть месяцев. Лицензия на коллекционирование оружия действует бессрочно; установленный законом лимит по видам оружия для приобретения, не распространяется, если оружие является объектом коллекционирования.

По смыслу положений правовых норм коллекционирование оружия гражданами подразумевает собрание тех видов оружия право на приобретение которых в установленном законом порядке имеет гражданин. По сути, право на коллекционирование определенных видов оружия не носит самостоятельный характер, поскольку является производным от права гражданина на приобретение конкретных видов оружия в соответствии с требованиями законодательных норм.

Таким образом, в заявлении о выдаче лицензии на коллекционирование оружия подлежат указанию лишь те виды оружия, на приобретение которых имеет право или в установленном законом порядке приобрел заявитель на момент подачи такого заявления.

В этой связи признаются не состоятельными доводы ФИО1 о том, что форма бланка заявления на выдачу лицензии на коллекционирование оружия предусматривает указывать все виды оружия, в том числе запрещенные к коллекционированию, что заведомо влечет отказ в выдаче лицензии на коллекционирование.

Кроме того, разделом III Административного регламента определен состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, где п. 33.4. предусмотрено принятие решения о выдаче/об отказе в выдаче лицензии и уведомление заявителя о принятом решении. Частичного отказа либо частичного удовлетворения заявления о выдаче лицензии не предусмотрено.

Наличие законных оснований для получения лицензии на коллекционирование определенного вида оружия при одновременном указании в заявлении всех видов оружия планируемых к коллекционированию, но право на приобретение которого не подтверждено, не возлагает на административного ответчика обязанность частично удовлетворить либо частично отказать в выдаче лицензии на конкретные виды оружия.

Поскольку на момент обращения в уполномоченный орган с заявлением о выдаче лицензии на коллекционирование оружия ФИО1 не имел право на приобретение всех видов оружия, которые им были перечислены в заявлении у административного ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для удовлетворения такого заявления и выдачи лицензии на коллекционирование всех видов оружия, не запрещенного к обороту в Российской Федерации, как ошибочно полагает ФИО1

При таких обстоятельствах дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение об отказе в выдаче ФИО1 лицензии на коллекционирование оружия принято административным ответчиком при наличии предусмотренных законом оснований. Заключение об отказе в выдаче лицензии от 30.12.2019г. и уведомление об отказе в выдаче лицензии от 30.12.2019г., направленное в адрес заявителя приняты уполномоченными лицами Управлении Росгвардии по Владимирской области в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оружии» и Административного регламента.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене в силу п. 3 ч. 3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с неправильным толкованием норм материального права.

С учетом того, что все фактические обстоятельства по делу установлены на основании имеющихся материалов дела, судебная коллегия, признав обоснованной апелляционную жалобу Управления Росгвардии по Владимирской области, полагает возможным в соответствии с п. 2 ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г.Владимира от 12 марта 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ча о признании незаконным решения заместителя начальника Центра лицензионно разрешительной работы Управления Росгвардии по Владимирской области ФИО5 от **** об отказе в выдаче лицензии на коллекционирование оружия – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

Председательствующий С.К. Шишкин

Судьи: Е.П. Астровко

О.А. Кирюшина