ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3865/2021 от 08.02.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Жданов К.С. № 2а-3865/2021

Докладчик Кошелева А.П. № 33а-1037/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 08 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Рытиковой Т.А.

судей Кошелевой А.П., Шумовой Н.А.

при секретаре Тишаевой Д.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Романова Павла Михайловича на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 21 октября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Романова Павла Михайловича к мэрии г. Новосибирска о признании незаконным решения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителей Романова П.М. – Бойко И.В., Голубевой Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Романов П.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска, в котором просил:

признать незаконным отказ мэрии города Новосибирска, изложенный в письме Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска № 30/05.6114079 от 29.07.2021, обязать мэрию города Новосибирска в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявления указано, что на основании п.п. 14 п. 2 ст. 39.6, ст.ст. 39.15, 39.18 Земельного кодекса РФ, ч. 12 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Романов П.М. обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (СРЗУ) в кадастровом квартале и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска № 30/05.6114079 от 29.07.2021 административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В качестве основания для отказа указано, что заявление административного истца не соответствует требованиям и форме заявления, установленным административным регламентом, а так же отсутствует документ, подтверждающий право на льготное предоставление земельного участка.

Административный истец полагает указанные административным ответчиком основания для отказа в удовлетворении заявления незаконными и необоснованными.

Ни одно из оснований отказа, перечисленных в п.8 ст. 39.15 ЗК РФ ответчиком не указано.

Заявление истца содержит в себе все сведения, установленные п.1 ст. 39.15 ЗК РФ, п.2.7.1 Административного регламента, утвержденного 06.04.2020. К заявлению были приложены проект схемы разграничения земельного участка и копия удостоверения административного истца с информацией о выслуге лет.

Отказ ответчика нарушает права и законные интересы административного истца, так как препятствует в реализации предоставленной действующим законодательством возможности получения земельного участка.

Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 21.10.2021 административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

С указанным решением суда не согласился административный истец. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

В обоснование доводов жалобы указано, что ссылаясь на несоответствие заявления Романова П.М. пп. 1 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с отсутствием реквизитов документа, удостоверяющего личность, судом первой инстанции оставлено без внимания, что с заявлением приложена копия паспорта, наличие которой позволяет административному ответчику получить сведения о реквизитах документа.

Указывая на необходимость указания в заявлении ИНН, судом не учтено, что данное требование, предусмотренное пп. 2 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, распространяется на юридических лиц.

В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом. Между тем, сведений о том, что испрашиваемый земельный участок находится в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, материалы дела не содержат и административным ответчиком такая информация не предоставлялась.

Утверждение суда на отсутствие в заявлении основания предоставления заявителю земельного участка без торгов не соответствует фактическим обстоятельствам – содержанию заявления.

Вывод суда об отсутствии документа, подтверждающего право заявителя на предоставление земельного участка без торгов со ссылкой на приказ Росреестра от 02.09.2020 №П/0321 является ошибочным, поскольку предоставление конкретного документа не предусмотрено положениями данного приказа. В соответствии с п. 12 ст. 15 ЗК РФ и п. 2 Приказа Министра обороны РФ от 28.03.2008 № 139, наличие пенсионного удостоверения и соответствующей записи в нем дают основания для отнесения заявителя к категории лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в первоочередном порядке.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Из материалов дела следует, что истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 54:35:031631 и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска № 30/05.6114079 от 29.07.2021 в приеме документов отказано на основании п.2.11 Административного регламента, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.04.2020 № 1144 по причине не соответствия его требованиям к форме заявления и неприложения документа, подтверждающего право на льготное предоставление земельного участка. Указано, что с заявлением Романов П.М. вправе обратиться в соответствии с ЗК РФ и постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.04.2020 № 1144 с приложением всех документов, подтверждающих право на льготное предоставление земельного участка.

В соответствии с пп.14 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании п.1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно пп.1 п.2 ст. 39. 15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Как следует из п.3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно п.39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 г. N П/0321, при истребовании земельного участка в аренду на основании пп.14 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ заявитель должен представить выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), как обозначенная символом "*", запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.04.2020 № 1144 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 2.11 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов являются:

Заявление не соответствует требованиям, указанным в подпункте 2.7.1 административного регламента.

К заявлению не приложены документы, указанные в подпунктах 2.7.2 - 2.7.8 административного регламента.

В силу п.2.7.1, 2.7.5 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы:

заявление по образцу согласно приложению 1 к административному регламенту. В заявлении указываются:

фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

цель использования земельного участка;

реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные графой 6 таблицы перечня документов, приведенного в приложении 2 к административному регламенту.

Графа 6 таблицы перечня документов, приведенного в приложении 2 к административному регламенту, по содержанию аналогична перечню документов, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 г. N П/0321.

Вопреки доводам апеллянта, содержание поданного Романовым П.М. заявления и приложенными к нему документами подтверждено, что заявление подано не по форме, утвержденной Административным регламентом, кроме того, в нем не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя.

Доводы апеллянта о том, что к заявлению была приложена копия паспорта, не обоснованы, поскольку реквизиты документа, удостоверяющего личность, должны быть указаны непосредственно в заявлении.

Таким образом, по своему содержанию заявление Романова П.М. не соответствует как требованиям Административного регламента так и пп.1 п.1 ст. 39.15 ЗК РФ, что согласно п.3 ст. 39.15 ЗК РФ и приведенным положениям Административного регламента является основанием для возвращения заявления.

Кроме того, к заявлению не приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные законом, в частности, подтверждающие принадлежность Романова П.М. к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка.

Непредоставление таких документов, в силу п.3 ст. 39.15 ЗК РФ также является основанием для возвращения заявления.

Доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению по следующим основаниям.

В подтверждение принадлежности Романова П.М. к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка, последним к заявлению приложена копия удостоверения, подтверждающего назначение ему пенсии за выслугу 26 лет в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, в котором имеется отметка о праве на льготы в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Вместе с тем, статьей 16 указанного Федерального закона закреплено право военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь и соответствующие льготы в данных областях.

Право на жилище закреплено ст. 15 Федерального закона от 12.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно ч.12 которого военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, доказательств отнесения Романова П.М. к категории военнослужащих, перечисленных в ч.12 ст. 15 Закона, последним ответчику не было представлено, приложенное к заявлению удостоверение это не подтверждает.

Ссылки апеллянта на Приложение № 1 к приказу Министра обороны РФ от 28.03.2008 № 139 об обратном не свидетельствуют.

Согласно п.п.1-3 Приложения № 1 к приказу Министра обороны РФ от 28.03.2008 № 139 пенсионное удостоверение является документом, удостоверяющим принадлежность пенсионера к Министерству обороны, а также вид и размер назначенной ему пенсии. Пенсионные удостоверения выдаются всем пенсионерам при назначении им пенсий.

В пенсионных удостоверениях пенсионеров из числа офицеров, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на воинской службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в разделе "Отметки о праве на льготы" производится запись (проставляется штамп): "В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" за пенсионером и его семьей сохраняется право на медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях и ежегодное (не более одного раза в год) санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации".

В пенсионных удостоверениях при необходимости производятся записи о праве пенсионеров и на другие льготы.

Из данного нормативного акта также следует, что запись о праве на льготы в удостоверении производится в соответствии с п.5 ст. 16 Федерального закона, записи о праве на другие льготы производятся при необходимости. Иных записей, нежели о праве на льготы, предусмотренные ст. 16 Закона, удостоверение Романова П.М. не содержит.

Кроме того, поскольку согласно удостоверению, выслуга лет Романова П.М. составляла более 25 лет, из него однозначно не следуют основания его увольнения с военной службы, дающие ему право, предусмотренное ч.12 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ на получение земельного участка для строительства жилого дома в первоочередном порядке.

В соответствии с требованиями приведенных норм права заявитель, в подтверждение принадлежности к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка без торгов, вправе представить любой документ, выданный уполномоченным органом, который будет подтверждать такую принадлежность.

Также, вопреки указанному административным истцом и его представителями, Романову П.М. не было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Ответчиком принято решение о возвращении документов без рассмотрения, что основано на законе.

Оспариваемое решение ответчика соответствует требованиям п.3 ст. 39.15 ЗК РФ, поскольку причины возврата поданного заявления в нем изложены, сформулированы ясно и понятно.

С учетом того, что установленные законом изложенные выше основания для возвращения заявления Романову П.М. нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела и административным ответчиком доказаны, выводы суда о несоответствии заявления иным требованиям п.1 ст. 39.15 ЗК РФ не привели к принятию неверного по существу судебного акта.

Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 21 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Романова П.М. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи