Судья Щиканов А.В.
Дело № 2а-388/2023 (№ 33а-40/2024 (33а-960/2023))
УИД: 79RS0002-01-2023-000572-47
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2024 г. г. Биробиджан
Судебная коллегия по административным делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Гаврикова И.В.
судей Тимирова Р.В., Папуловой С.А.
при секретаре судебного заседания Мустафиной О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц к государственному предприятию Еврейской автономной области «Ленинские тепловые сети», администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционному представлению исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области ФИО1 на решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 16.10.2023.
Заслушав доклад судьи Тимирова Р.В., пояснения помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района ЕАО в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском (с учётом уточнения исковых требований 12.10.2023) к государственному предприятию Еврейской автономной области «Ленинские тепловые сети» (далее - ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети», администрации муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация Ленинского муниципального района ЕАО) о возложении обязанности совершить определённые действия.
В обоснование иска указано, что проведённой прокуратурой района проверкой были выявлены нарушения законодательства своевременного накопления нормативного запаса топлива при подготовке к отопительному сезону 2023-2024 г.г., а именно на 29.08.2023 запас топлива на котельных к предстоящему отопительному сезону не сформирован.
Указанная ситуация, по мнению прокурора, ставит под угрозу прохождение отопительного сезона 2023-2024 г.г., создаёт угрозу жизни и здоровья жителей Ленинского муниципального района ЕАО.
В окончательном варианте прокурор просил суд:
обязать ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» обеспечить семисуточным неснижаемым нормативным запасом топлива (угля) в течение всего отопительного сезона 2023-2024 г.г. на котельных установках, используемых на территории Ленинского муниципального района ЕАО;
обязать администрацию Ленинского муниципального района ЕАО организовать обеспечение семисуточным неснижаемым нормативным запасом топлива (угля) в течение всего отопительного сезона 2023-2024 г.г. на котельных установках, используемых на территории Ленинского муниципального района ЕАО;
решение суда обратить к немедленному исполнению.
Определением суда от 13.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс», департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО.
16.10.2023 суд первой инстанции вынес решение, которым в удовлетворении иска отказал в полном объёме.
Не согласившись с решением суда, и.о. прокурора Ленинского района ЕАО подано апелляционное представление, в котором он просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, решение суда обратить к немедленному исполнению.
В обоснование представления прокурор указал, что документов, подтверждающих фактическое наличие неснижаемого нормативного запаса топлива на котельных ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети», ответчиком не представлено. В сведениях, имеющихся в материалах дела, о количестве угля, имеются расхождения. Полагает, что семисуточный неснижаемый нормативный запас топлива (угля) на котельных не создан.
Определением суда от 11.01.2024 дело передано на рассмотрение в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам суда ЕАО.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник прокурора ЕАО Волохович А.Д. доводы, указанные в апелляционном представлении поддержала.
Представители административных ответчиков, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения помощника прокурора ЕАО Волохович А.Д., обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор наделён полномочиями предъявления иска в интересах неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Аналогичные полномочия МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО закреплены в его Уставе (подпункт 1 пункта 2 статьи 5).
В силу статьи 7 Закона ЕАО от 17.11.2014 № 607-ОЗ «Об отдельных вопросах осуществления местного самоуправления в Еврейской автономной области» вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ для городских поселений, не отнесённые к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и статьёй 6 настоящего закона, на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно пунктам 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»(далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1 статьи 6Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утверждённых приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (пункт 11.9).
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утверждён Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка определено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объёмов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).
ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчётной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.
ОНЗТ определяется не позднее 1 октября года, предшествующего предыдущему (пункт 15 Порядка).
В соответствии с пунктом 20 Порядка количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас топлива, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, объём запаса топлива при доставке автотранспортом должен быть на 7 суток.
Как установлено судом и следует из материалов дела распоряжением правительства ЕАО от 12.10.2022 № 354-рп, МУП «Ленинские тепловые сети принято в государственную собственность ЕАО, в том числе с принадлежащим указанным предприятиям недвижимым имуществом.
Как следует из Устава ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» учредителем предприятия является департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО (пункт 1.1). Видами деятельности, помимо прочего, являются: выработка тепловой энергии котельными и передача её населению; эксплуатация объектов теплоснабжения, обеспечение надёжного и бесперебойного снабжения тепловой энергией (пункт 2.2).
Согласно материалам дела, за ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» закреплены котельные по адресам:
котельная, расположенная по адресу: ЕАО, <...> (котельная «Морская»);
котельная, расположенная по адресу: ЕАО, <...> (котельная «СХТ»);
котельная, расположенная по адресу: ЕАО, <...> (котельная «ПМК»);
котельная, расположенная по адресу: ЕАО, <...> (котельная с. К.);
котельная, расположенная по адресу: ЕАО, <...> (котельная с. Л.).
В качестве топлива для котельных, обслуживаемых ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» используется уголь.
Приказом департамента тарифов и цен правительства ЕАО от 30.09.2022 № <...>-П утверждены нормативы запасов топлива на котельных ЕАО на 2023 год, согласно которому ННЗТ для котельных ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» должен составлять 236 тонн., в том числе: для котельной «Морская» - 58 тонн, для котельной «СХТ» - 59 тонн, для котельной «ПМК» - 70 тонн, для котельной с. Л. - 31 тонна, для котельной с. К. - 18 тонн.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных прокурором Ленинского района ЕАО административных исковых требований, суд первой инстанции исходил того, что ННЗТ на котельных ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» создан.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Из положений Приказа Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 следует, что обязанность сформировать ОНЗТ, который определяется по сумме объёмов ННЗТ и НЭЗТ, является однократной и обусловлена конкретной датой 1 октября каждого года.
Судом первой инстанции было установлено, что на момент вынесения решения (16.10.2023) ННЗТ был сформирован.
По имеющимся в материалах дела сведениям первого заместителя главы администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО2, на 16.10.2023 на вышеуказанных котельных ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» имелся семисуточный запас угля, а именно:
на котельной «Морская» - 21.07 тонн, при фактическом расходе в сутки - 3,01 тонн;
на котельной «СХТ» - 20,3 тонн, при фактическом расходе в сутки - 2,9 тонн;
на котельной «ПМК» - 20,44 тонн, при фактическом расходе в сутки - 2,92 тонн;
на котельной с. Л. - 9,31 тонн, при фактическом расходе в сутки - 1,33 тонн;
на котельной с. К. - 5,88 тонн, при фактическом расходе в сутки - 0,84 тонн.
Кроме этого, запас угля на базе хранения составил 438 тонн.
19.09.2023 между ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» и ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» был заключён договор товарного кредита № <...>, согласно условиям которого ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» обязуется предоставить ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» уголь в количестве 4 500 тонн в течение 6 месяцев.
Согласно акту передачи товара от 02.10.2023 уголь в количестве 4 500 тонн в рамках заключенного договора товарного кредита № <...> от 19.09.2023 был передан ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети», осуществлена доставка силами ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» до угольного склада в с. Л..
Как следует из информации начальника департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО ФИО3 от 24.01.2024 № <...>, поставка угля по договору о предоставлении товарного кредита от 19.09.2023 № <...> будет осуществляться на протяжении отопительного сезона.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о формировании ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» на день вынесения решения (16.10.2023) ННЗТ.
Вопреки доводу жалобы о том, что имеющийся запас угля, хранящийся на базе, в размере 438 тонн, предназначен для всех котельных района, в том числе, обслуживаемых иными теплоснабжающими организациями, первый заместитель главы администрации Ленинского муниципального района ЕАО ФИО2, директор ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» ФИО4, при рассмотрении дела в судебном заседании прямо указали, что ННЗТ для котельных ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» имеется.
Доказательств, что для котельных ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети», помимо количества угля, находящихся непосредственно на котельных (в общем объёме 77 тонн), количество угля, находящегося на базе хранения (из общего количества 438 тонн), предназначено менее 159 тонн, что в сумме будет составлять общий объёме ННЗТ для котельных ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети», утверждённый приказом департамента тарифов и цен правительства ЕАО от 30.09.2022 № <...>-П, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, не предоставлено.
Также судебной коллегией учтено следующее.
Вопросы проверки готовности к отопительному периоду урегулированы в частности в статье 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
Исходя из пунктов 1 - 3 части 1, частей 2 и 3 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Такие правила утверждены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила № 103).
Согласно пункту 2 Правил № 103 проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 6 Правил № 103 определено, что при проверке комиссиями проверяется выполнение требований, установленных главами III - V настоящих Правил (далее - требования по готовности).
Согласно пункту 13 главы III Правил № 103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, помимо прочего, наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.
Суду апелляционной инстанции в материалы дела предоставлен акт проверки готовности МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО к отопительному к сезону 2023-2024 г.г. № <...> от 16.11.2023 (теплоснабжающие организации - <...>,<...> ГП ЕАО «Ленинский тепловые сети»), согласно выводам комиссии - МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО готово к отопительному к сезону 2023-2024 г.г.
Согласно информации заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора ФИО5 от 25.01.2024, предоставленной суду апелляционной инстанции, на момент проверки готовности МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО к отопительному сезону 2023-2024 г.г., нормативный запас топлива имелся. Паспорт готовности не получен по причине того, что не во всех теплоснабжающих организациях, расположенных на территории муниципального образования, ответственные за безопасную эксплуатацию тепловых электроустановок, прошли проверку знаний, норм и правил в области теплоснабжения.
Указанные документы также подтверждают наличие нормативных запасов угля (в том числе ННЗТ) на котельных ГП ЕАО «Ленинский тепловые сети».
Пунктом 4.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115, предусмотрено, что для предупреждения снижения качества твёрдого топлива при его длительном хранении необходимо систематически менять его запасы за счёт сжигания и закладки свежего топлива.
Указанной нормой прямо предусмотрено обязанность ГП ЕАО «Ленинские тепловые сети» сжигать и закладывать новое топливо, в связи с чем, требование прокурора поддерживать ННЗТ для котельных в течение всего отопительного сезона, не расходуя его, противоречит правилам эксплуатации тепловых энергоустановок и основан на ошибочном толковании федерального законодательства в области теплоснабжения, приведёт к возникновению в конце отопительного сезона остатка твёрдого топлива в объёмах ННЗТ, который в силу краткосрочности хранения не сможет быть реализован в следующем отопительном сезоне, что, в свою очередь, повлечёт нецелевое расходование бюджетных средств.
На необходимость оценки указанных обстоятельств указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2022 № 73-КГ21-12-К8.
Исходя из требований, установленных частями 3, 6 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении, которое подается прокурором, должно быть указано, в чем состоит нарушение их прав, свобод и законных интересов.
Требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
По настоящему делу прокурор обратился с требованием о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, устанавливающего нормативы запасов топлива в отопительный сезон, которое не относится к способам защиты, приведённым в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо и основано на обстоятельствах, которые не могут носить вероятностный характер, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.
Изложенные в решении суда выводы сомнений в правильности не вызывают, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
При рассмотрении административного дела по существу судом первой инстанции определены и установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, им дана надлежащая правовая оценка с учётом норм действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, нормы материального и процессуального права применены правильно, в результате чего вынесено законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьями 307- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Еврейской автономной области от 16.10.2023 оставить без изменения, апелляционное представление исполняющего обязанности прокурора Ленинского района Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий И.В. Гавриков
Судьи Р.В. Тимиров
С.А. Папулова
Мотивированное апелляционное определение составлено 01.02.2024.