ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-389/2021 от 11.05.2021 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело: 1я инст. №2а-389/2021, 2я инст. № 33а-1417/2021 Председательствующий в

Категория 19 первой инстанции Истягина Н.М.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Кондрак Н.И.,

судей Исаева С.Н., Орловой С.В.,

при секретаре Марушевской Т.В.,

с участием:

административного истца Огородник О.П.,

представителя административных ответчиков Рябцевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Огородник Ольги Павловны к председателю правительства Севастополя, Губернатору Севастополя, Правительству Севастополя, заинтересованное лицо Департамент по общественным коммуникациям города Севастополя об оспаривании действия, возложении обязанности совершить определенные действия по апелляционной жалобе Огородник Ольги Павловны на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 20 января 2021 года, которым в удовлетворении административного иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Огородник О.П. обратилась в Ленинский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать противоправным уклонение председателя правительства Севастополя, Губернатора Севастополя Развожаева М.В. от проведения личного приема истицы, возложить на административного ответчика обязанность провести личный прием Огородник О.П.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 20 января 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.

Не согласившись с вышеуказанным решением административный истец подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права при неполном выяснении обстоятельств дела, постановить новое об удовлетворении иска. Указывает, что личный прием у председателя правительства Севастополя ей необходим для разрешения вопроса относительно ранее предоставленного ей жилого помещения в общежитии Украинской банковской академии, которое в 2016 году распоряжением правительства Севастополя, без учета ее прав и интересов, было передано в федеральную собственность и позднее в оперативное управление «ЧВВМУ им. П.С. Нахимова», поскольку иным способом и иными должностными лицами данный вопрос урегулирован быть не может.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивала по изложенным в ней доводам.

Представитель административных ответчиков против удовлетворения жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (статья 46).

Право граждан на обращение в суд в порядке административного судопроизводства с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статья 226 поименованного кодекса, регламентируя судебное разбирательство по названной категории дел, предписывает суду, прежде всего, выяснять, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, обязывая его доказать это нарушение (пункт 1 части 9, часть 11).

Исходя из буквального толкования пункта 1 части 2 статьи 227 названного кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона №59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) установлено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со ст. 13 Закона №59-ФЗ личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.

В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

Постановлением Правительства Севастополя №1084-ПП от 24.11.2015 года утвержден Регламент Правительства Севастополя, абзацем 1 пункта 12.2, пунктами 12.3, 12.5, 126 которого установлено, что ведение делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора, возлагается на Управление по работе с обращениями граждан и организации их личного приема Департамента внутренней политики города Севастополя. Работа с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

С целью регламентации делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, определения единой процедуры получения, регистрации, учета, рассмотрения и разрешения обращений граждан Постановлением Правительства Севастополя №1000-ПП от 28.12.2017 года утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан, адресованными Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя (п. 1.1 Инструкции) (далее Инструкция).

Согласно п. 1.3 Инструкции делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от остальных видов делопроизводства. Обращения граждан рассматривают и поручают рассматривать (в рамках сферы руководства и координации): Губернатор города Севастополя, его заместители и руководители исполнительных органов государственной власти города Севастополя (далее - руководители). Ведение делопроизводства по обращениям граждан, адресованным Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, возлагается на Управление по работе с обращениями граждан Департамента общественных коммуникаций города Севастополя (далее - Управление).

Пунктами 8.1, 8.1.1 Инструкции установлено, что личный прием граждан Губернатором города Севастополя, его заместителями проводится в соответствии с отдельно утвержденными графиками по предварительной записи.

Организацию личного приема граждан Губернатором города Севастополя осуществляют работники Управления в соответствии с графиком работы Управления, утвержденным приказом директора Департамента общественных коммуникаций города Севастополя. Организацию личного приема граждан заместителями Губернатора - Председателя Правительства Севастополя осуществляют их референты, помощники, секретари или иные ответственные лица, ими назначенные.

Запись на личный прием к Губернатору города Севастополя и к его заместителям осуществляется работниками Управления при личном визите заявителя в Управление (ул. Ленина, 2) в соответствии с графиком работы Управления.

Запись на личный прием осуществляется при наличии документов, удостоверяющих личность (паспорт).

Информация о графике и порядке личного приема доводится до сведения граждан путем опубликования информации на официальном сайте Правительства Севастополя, а также на стендах в помещении Управления.

Согласно п.п. 8.2, 8.3 Инструкции во время предварительной записи на личный прием к Губернатору города Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя заявитель собственноручно пишет заявление, в котором указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес проживания, контактный телефон, суть вопроса, который он желает решить в ходе приема.

Заявителей, которые предварительно записались на личный прием, оповещают о месте и времени проведения личного приема посредством телефонной связи, используя номер телефона, указанный гражданином в заявлении:

- работники Управления - при проведении личного приема Губернатором города Севастополя;

- референт, помощник, секретарь заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя или ответственное лицо, назначенное заместителем Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, - при проведении личного приема заместителем Губернатора - Председателя Правительства Севастополя.

Заявитель при написании заявления для записи на личный прием прилагает к нему копии ответов на ранее рассмотренные обращения.

Заявление на личный прием с копиями ответов передается руководителям для решения поставленных заявителем вопросов.

Решение о приеме заявителя принимает должностное лицо, в адрес которого подано обращение, путем внесения резолюции в СЭД и определения ответственного исполнителя, которому поручается подготовить информацию к личному приему заявителя.

По результатам рассмотрения вопросов, вынесенных на личный прием, исполнителем составляется мотивированная справка в адрес Управления, в которой излагаются пути решения проблемы, объективная информация по сути поставленных вопросов.

В силу требований п.п. 8.4, 8.5, 8.5.1 Инструкции личный прием граждан осуществляется исключительно по вопросам, которые относятся к компетенции Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя. Если вопросы, поставленные в заявлении гражданина, не относятся к компетенции Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, личный прием гражданина не проводится, о чем ему сообщается в письменной форме с указанием, к компетенции какого органа или должностного лица относится решение вопроса заявителя.

Предварительная запись на личный прием к Губернатору города Севастополя, заместителям Губернатора - Председателя Правительства Севастополя осуществляется при условии, что заявитель обращался ранее с заявлением, предложением или жалобой, которые не были рассмотрены (удовлетворены), в исполнительный орган государственной власти города Севастополя или должностному лицу, которое уполномочено на решение соответствующих вопросов. Предварительная запись на личный прием к Губернатору города Севастополя осуществляется только после того, как заявитель обратился по интересующему его вопросу к заместителю Губернатора - Председателя Правительства Севастополя и его вопрос не был разрешен по сути.

Правом безусловного и первоочередного приема обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп, ветераны и инвалиды боевых действий, родители (опекуны, попечители приемных родителей), на попечении которых находятся трое и более детей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Севастополя №853-ПП от 12.09.2016 года утверждено положение о Департаменте общественных коммуникаций города Севастополя (далее Положение), действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений, согласно пункта 1.1 которого Департамент общественных коммуникаций города Севастополя (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере коммуникаций с гражданами, общественно-политическими, национальными и религиозными организациями, профессиональными союзами, средствами массовой информации и иными организациями - субъектами массовых коммуникаций.

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2.3, 2.11, 2.12 Положения основными задачами Департамента общественных коммуникаций являются реализация государственной политики Российской Федерации и города Севастополя в сфере общественных коммуникаций, включая работу с населением.

Координация деятельности исполнительных органов государственной власти города Севастополя по работе с обращениями граждан, организации их личного приема, выявлению, изучению и систематизации ожиданий граждан.

Организация работы по приему писем и обращений граждан, их всестороннему рассмотрению соответствующими исполнительными органами государственной власти города Севастополя в порядке компетенции и предоставлению мотивированных ответов заявителям в установленные законом сроки.

Организация работы по проведению приемов граждан по личным вопросам Губернатором города Севастополя и членами Правительства Севастополя.

Согласно п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.6 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент в сфере рассмотрения обращений граждан и организации их личного приема осуществляет следующие функции:

- обеспечивает в установленном порядке делопроизводство по обращениям граждан, адресованным Губернатору города Севастополя и членам Правительства Севастополя;

- осуществляет контроль за своевременным выполнением исполнительными органами государственной власти города Севастополя поручений Губернатора города Севастополя, членов Правительства Севастополя по вопросам, связанным с рассмотрением обращений граждан;

- обеспечивает организацию личного приема граждан, рассмотрение в установленном порядке обращений граждан Губернатором города Севастополя, Председателем Правительства Севастополя, членами Правительства Севастополя.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что в Правительство Севастополя поступали обращения Огородник О.П., в том числе из ОППП «Единая Россия», Государственной Думы Российской Федерации и коллективные, зарегистрированные, соответственно, под вх.№№ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам жилищного обеспечения и внесения изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым принято безвозмездно из собственности города Севастополя в федеральную собственность государственное имущество, расположенное в г. Севастополе, <адрес>, набережная <адрес>. Названное имущество на праве оперативного управления закреплено за Федеральным государственным бюджетным военным образовательным учреждением высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации.

По результатам рассмотрения обращений Огородник О.П. были даны ответы исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-73), от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, за подписью исполняющего обязанности заместителя Губернатора – Председателя Правительства Севастополя Литовко М.А., исполняющего обязанности директора Департамента общественных коммуникаций города Севастополя Янченко Д.В., заместителя Губернатора – Председателя Правительства Севастополя Парикина А.Н.

Из содержания вышеуказанных ответов следует, что административному истцу сообщено, что она с ДД.ММ.ГГГГ принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи один человек, номер учетного дела и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ порядковый номер Огородник О.П. в списке нуждающихся , будет обеспечена жилым помещением в порядке очереди.

Решениями Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, дело , и от ДД.ММ.ГГГГ, дело , оставленными без изменения апелляционными определениями Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, дело , и от ДД.ММ.ГГГГ, дело , Огородник О.П. отказано в удовлетворении исковых заявлениях к Правительству Севастополя о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности предоставить иное благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма и установлено, что истец была выселена из служебного жилого помещения на законных основаниях, так как не отнесена к категории лиц, установленных ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений. Оспариваемое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ принято Правительством Севастополя в пределах своих полномочий, в соответствии с нормами федерального и регионального законодательства и, права и интересы Огородник О.П. не нарушает.

Также истцу было разъяснено, что распоряжение Правительство Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ было издано на основании Соглашения между Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Правительством Севастополя, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. На имущество, указанное в распоряжении зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Соглашение отменено, в связи с чем вопрос внесения изменений в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ выходит за рамки полномочий Правительства Севастополя.

Таким образом, поскольку целью, с которой истец хочет обратиться к Губернатору Севастополя, на личном приеме, является проблема жилищного обеспечения и внесение изменений в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, то есть вопросы, которые не входят в компетенцию Губернатора Севастополя и на которые Огородник О.П. неоднократно получала исчерпывающие ответы от должностных лиц Правительства Севастополя, которые ранее были разрешены вступившими в законную силу решениями судов, правовых оснований для проведения личного приема Губернатором Севастополя не имелось, при этом доказательств того, что она обладает правом безусловного и первоочередного приема, в соответствии с п. 8.5.1 Инструкции, не представлено. Кроме того, ее жилищный вопрос подлежит разрешению в установленном Законом порядке путем обеспечения жильем в порядке очередности.

Изложенное свидетельствует, что со стороны Губернатора Севастополя и Правительства Севастополя нарушений требований действующего законодательства, в том числе требований ст. 13 Закона №59-ФЗ, допущено не было.

При этом вопреки доводам жалобы ответы исполняющего обязанности заместителя Губернатора – Председателя Правительства Севастополя Литовко М.А., исполняющего обязанности директора Департамента общественных коммуникаций города Севастополя Янченко Д.В., заместителя Губернатора – Председателя Правительства Севастополя Парикина А.Н. даны в установленные законом сроки, по существу поставленных вопросов, являются полными и исчерпывающими, содержат ссылки на нормативные правовые акты, а несогласие Огородник О.П. с содержанием ответов об обратном не свидетельствует.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом пунктом 1 части 9 названной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.

Оснований полагать, что административными ответчиками допущено нарушение закона и прав гражданина на личный прием не имеется, а утверждения истца в апелляционной жалобе об обратном основаны на неверном толковании заявителем положений действующего законодательства.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и применительно к частям 9 и 11 статьи 226 КАС РФ установив отсутствие нарушений закона и прав заявителя, пришел к верному выводу от отсутствии совокупности оснований для удовлетворения административного иска (статья 227 КАС РФ) и, соответственно, постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 20 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

судьи