ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3903/19 от 06.03.2020 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Исмагилов А.Т. УИД 16RS0036-01-2019-005596-63

Дело № 2а-3903/2019

Дело № 33а-2426/2020

Учет № 022а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 марта 2020 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сибгатуллиной Л.И.,

судей Галимова Л.Т., Куляпина Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фазулзяновой Ф.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куляпина Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения МБУ «Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского района Республики Татарстан», выраженного в письме за № 8945/215 от 26 июля 2019 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан устранить допущенное нарушение путем утверждения схемы расположения земельного участка, отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд административным исковым заявлением к исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, палате земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.

Заявленные требования мотивированы следующим.

27 июня 2019 года ФИО1 обратилась с заявлением к руководителю исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью 1 987 кв.м. на кадастровом плане территорий. Данной схемой предполагался раздел с сохранением в измененных границах земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 108 193 кв.м., имеющим статус единое пользование, в состав которого входит обособленный (условный) земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 98 026 кв.м., в котором образуется новый земельный участок. Письмом палаты земельных и имущественных отношений от 26 июля 2019 года административному истцу отказано в утверждении схемы расположения земельного участка. Не соглашаясь таким решением, ФИО1 просила суд признать оспариваемое решение незаконным и возложить на исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан обязанность устранить допущенное нарушение.

Суд принял решение от 7 ноября 2019 года в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что суд неправильно применил нормы процессуального права и нормы материального права, и настаивают на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Административный истец ФИО1 в суд не явилась.

Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях: 1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута; 3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, 27 июня 2019 года ФИО1 обратилась к руководителю исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка, площадью 1 987 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. К заявлению была приложена схема расположения земельного участка на бумажном носителе, подготовленная административным истцом самостоятельно.

26 июля 2019 года письмом председателя палаты земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района Республики Татарстан ФИО1 отказано в утверждении предложенной схемы, поскольку раздел земельного участка и дробление на нескольку участков является нецелесообразным, формируемый земельный участок не имеет доступа с территории общего пользования, на указанный участок отсутствует проект комплексного развития, участок сформирован без учета требований к планировке инженерных коммуникаций и дорог. Оспариваемое решение выдано административному истцу в соответствии со статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ в утверждении схемы расположения земельного участка не может быть признан незаконным, и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для отказа в удовлетворении административного искового заявления в данном случае имелись.

Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В частности, такие требования установлены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В соответствии с пунктом 4 Приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Из материалов дела видно, что конфигурация формируемого земельного участка приводит к изломанности его границ, ухудшает конфигурацию земельного массива в целом, препятствует формированию иных земельных участков и не имеет доступа с территории общего пользования. Кроме того, данный земельный участок сформирован без учета требований к планировке инженерных коммуникаций и дорог.

Данные обстоятельства правомерно приняты административным ответчиком во внимание в качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого отказа и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 7 ноября 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи