ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3907/2021 от 22.02.2022 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Жданов С.К. № 2а-3907/2021

Докладчик Певина Е.А. № 33а-1560/2022

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 22 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Певиной Е.А.,

судей Кошелевой А.П., Шумовой Н.А.

при секретаре Хлебникове А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Терешина Владимира Викторовича на решение Калининского районного суда города Новосибирска от 21 октября 2021 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований административного истца Терешина Владимира Викторовича к мэрии города Новосибирска о признании незаконным решения, возложении обязанности по совершению действий.

У С Т А Н О В И Л А:

Терешин В.В. обратился в суд с иском к ответчику, указал, что он на основании п.п. 14 п. 2 ст. 39.6, ст.ст. 39.15, 39.18 Земельного кодекса РФ, ч. 12 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обратился в мэрию города Новосибирска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (СРЗУ) в кадастровом квартале и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска № от 29.07.2021 административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка. В качестве основания для отказа административный ответчик указал, что заявление административного истца не соответствует требованиям и форме заявления, установленным административным регламентом, а также отсутствует документ, подтверждающий право на льготное предоставление земельного участка.

Административный истец полагает указанные административным ответчиком основания для отказа в удовлетворении заявления незаконными и необоснованными. К заявлению были приложены проект схемы разграничения земельного участка и копия удостоверения административного истца с информацией о выслуге лет.

Терешин В.В. считает, что отказ ответчика нарушает его права и законные интересы, так как препятствует в реализации предоставленной действующим законодательством возможности получения земельного участка.

По указанным основаниям истец просил суд признать незаконным отказ мэрии города Новосибирска, изложенный в письме Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска № от 29.07.2021, обязать мэрию города Новосибирска в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Решением Калининского районного суда города Новосибирска от 21 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Терешина Владимира Викторовича к мэрии г. Новосибирска отказано.

С данным решением суда не согласился административный истец Терешин В.В., в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.

В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, так как в обоснование его принятия были положены обстоятельства, которые не подтверждаются материалами дела, не был применен закон, подлежащий применению.

В указании на несоответствие заявления пп. 1 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в связи с отсутствием реквизитов документа, удостоверяющего личность, судом не дана оценка тому обстоятельству, что в приложении к заявлению административным истцом была представлена копия паспорта, что позволяет административному ответчику получить сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность.

Ссылаясь на пп. 2 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ и указывая на необходимость отражения в заявлении ИНН, судом не было учтено, что данное положение распространяет свое действие на заявителей – юридических лиц, о чем прямо указано в вышеназванной статье.

Обязанность указать реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом (пп.4 п.1 ст.39.15 ЗК РФ), возникает в случае наличия утвержденного проекта межевания территории. Между тем, сведений о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, материалы дела не содержат и административным ответчиком такая информация не представлена.

На основании изложенного, апеллянт полагает, что вывод суда в обоснование несоответствия заявления административного истца предъявляемым требованиям, не обоснован.

Кроме того, утверждение суда о том, что в заявлении отсутствовало указание на основание предоставления заявителю земельного участка без торгов, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Имеющееся в материалах дела заявление административного истца содержит ссылки на соответствующие положения ЗК РФ и федеральное законодательство, которое предусматривает предоставление земельного участка без торгов.

Указывая на отсутствие документа, подтверждающего право заявителя на предоставление земельного участка без торгов, суд привел в обоснование положения приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0321. Однако как следует из Перечня, утвержденного приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0321, конкретный документ не установлен (п. 39 Перечня).

Таким образом, наличие у административного истца пенсионного удостоверения и соответствующей записи в ней дают основания для отнесения Терешина В.В. к категории лиц, имеющих право на предоставление земельного участка в первоочередном порядке.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с частями 9,11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий, бездействия возложено на административного ответчика, истец должен доказать нарушение его прав и законных интересов и соблюдение срока обращения в суд.

Из материалов дела следует и установлено судом, что административный истец Терешин В.В. 03.07.2021 обратился в мэрию г. Новосибирска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответу Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска № от 29.07.2021 в приеме документов отказано на основании п. 2.11 Административного регламента, утвержденного постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.04.2020 № 1144, по причине не соответствия его требованиям к форме заявления и отсутствия документа, подтверждающего право на льготное предоставление земельного участка. Указано, что с заявлением Терешин В.В. вправе обратиться в соответствии с ЗК РФ и постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с приложением всех документов, подтверждающих право на льготное предоставление земельного участка.

В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании п.1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Как следует из п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно п. 39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 г. N П/0321, при истребовании земельного участка в аренду на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ заявитель должен представить выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков. Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке), как обозначенная символом "*", запрашивается органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Постановлением мэрии г. Новосибирска от 06.04.2020 № 1144 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 2.11 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов являются:

Заявление не соответствует требованиям, указанным в подпункте 2.7.1 административного регламента.

К заявлению не приложены документы, указанные в подпунктах 2.7.2 - 2.7.8 административного регламента.

В силу п.п. 2.7.1, 2.7.5 Административного регламента для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет следующие документы:

заявление по образцу согласно приложению 1 к административному регламенту. В заявлении указываются:

фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации;

вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

цель использования земельного участка;

реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные графой 6 таблицы перечня документов, приведенного в приложении 2 к административному регламенту.

Графа 6 таблицы перечня документов, приведенного в приложении 2 к административному регламенту, по содержанию аналогична перечню документов, утвержденному Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 г. N П/0321.

Вопреки доводам апеллянта, содержание поданного Терешиным В.В. заявления и приложенные к нему документы подтверждают, что заявление не соответствует требованиям и форме, установленным Административным регламентом, в нем не указаны реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя, не приложен документ, подтверждающий льготное предоставление земельного участка.

Несогласие апеллянта с утверждениями суда не опровергает законности изложенных в судебном решении выводов, постановленных при правильном применении норм материального права.

Таким образом, заявление Терешина В.В. не соответствует как требованиям Административного регламента, так и пп. 1 п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, что согласно п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ и приведенным положениям Административного регламента является основанием для возвращения заявления.

Доводы апеллянта о том, что к заявлению была приложена копия паспорта, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу приведенной выше нормы закона реквизиты документа, удостоверяющего личность, должны быть указаны непосредственно в заявлении.

Кроме того, к заявлению не приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные законом, в частности, подтверждающие принадлежность Терешина В.В. к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка.

Непредоставление таких документов, в силу п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ также является основанием для возвращения заявления.

Доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению по следующим основаниям.

В подтверждение принадлежности Терешина В.В. к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка, последним к заявлению приложена копия удостоверения, подтверждающего назначение ему пенсии за выслугу 42 лет в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих, в котором имеется отметка о праве на льготы в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Вместе с тем, статьей 16 указанного Федерального закона закреплено право военнослужащих на охрану здоровья и медицинскую помощь и соответствующие льготы в данных областях.

Право на жилище закреплено ст. 15 Федерального закона от 12.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно ч. 12 которого военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления вправе в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.

Однако, доказательств отнесения Терешина В.В. к категории военнослужащих, перечисленных в ч. 12 ст. 15 Закона, последним ответчику не было представлено, приложенное к заявлению удостоверение это не подтверждает.

В силу пп. 1 п. 2 ст. 39.1 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Такой перечень утвержден Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".

Применительно к пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, на который ссылается Терешин В.В. в своем заявлении, названным Перечнем предусмотрено предоставление заявителем выданного уполномоченным органом документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

Вопреки утверждениям апеллянта, копия пенсионного удостоверения административного истца с учетом содержащихся в нем записей не подтверждает наличие у Терешина В.В. права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

Отсутствие предусмотренного нормативными требованиями документа изложено в качестве основания к возврату заявления Терешина В.В. в обжалуемом решении административного ответчика от 29.07.2021 (л.д. 16).

Ссылка апеллянта на то, что Перечнем, утвержденным приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321, конкретный документ не установлен, не опровергает законности выводов суда первой инстанции о том, что представленная Терешиным В.В. копия пенсионного удостоверения не является документом, подтверждающим надлежащим образом права на льготное предоставление земельного участка, иных документов, подтверждающих названное право, административным истцом не представлялось. Изложенное не лишает заявителя права в соответствии с требованиями приведенных норм представить любой документ, выданный уполномоченным органом, который будет подтверждать принадлежность гражданина к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка без торгов.

Оспариваемое решение административного ответчика вынесено уполномоченным должностным лицом, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения соответствуют требованиям п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ.

Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда города Новосибирска от 21 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Терешина Владимира Викторовича – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи