УИД 68RS0007-01-2021-000672-69
Дело № 2а-390/2021, № 33а-784/2022
Судья Татарников Л.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 21 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Корнеевой А.Е.
судей Моисеевой О.Н., Яковлевой М.В.,
при секретаре Дмитриевой Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермолаева Алексея Юрьевича к ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области, старшему госинспектору РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области Колмакову С.В., ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области, УГИБДД УМВД России по Тамбовской области, УМВД России по Тамбовской области о признании незаконным действий по объявлению в розыск как утраченных государственного регистрационного знака, свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства, отказа в регистрации транспортного средства и возложении обязанности осуществить государственную регистрацию транспортного средства,
по апелляционной жалобе Ермолаева Алексея Юрьевича на решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 18 ноября 2021 года,
заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Ермолаев А.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором указал, что на основании договора купли-продажи транспортного средства №*** от 27.12.2017 г., заключенного им с ООО «ЕВРОБУС», он приобрел полуприцеп цистерну марка 1.
На названный полуприцеп ему было передано Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (далее СБКТС) № *** от 05.04.2017г. (бланк № ***), выданное ООО «Трансконсалтинг».
Решением Испытательного центра «Certification Group” ИЛ «HARD GROUP» от 13.01.2020 г. прекращено действие вышеуказанного СБКТС.
На основании данного решения в соответствии с п. 6 ч. 18 Федерального Закона от 03.08.2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области государственный учет транспортного средства, паспорт транспортного средства ***, государственный регистрационный знак ***, свидетельство о регистрации *** признаны недействительными и прекращены с 20.11.2020 г. Кроме того, государственный регистрационный знак, свидетельство о регистрации и паспорт транспортного средства выставлены в розыск как утраченные. О данных действиях своевременно его никто не известил, перечисленные документы он не утрачивал.
13 мая 2021 г. на транспортное средство выдано новое СБКТС серии ***, в котором указано, что характеристики транспортного средства соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», транспортное средство пригодно для использования на всей сети дорог общего пользования без ограничений.
24.06.2021 г. он обратился в РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области за восстановлением регистрации транспортного средства. 24.06.2021 г. ему было отказано в предоставлении услуги на основании п. 5 ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 283-Ф3 «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» и п. 92.9 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 г. № 950, т.к. «отсутствует электронный паспорт транспортного средства (электронный паспорт шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт».
Считает, что данные действия РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области ущемляют его права как собственника имущества и ограничивают право в использовании указанного имущества по назначению. При оформлении купли-продажи транспортного средства ему был передан паспорт транспортного средства на бумажном носителе, электронный паспорт не оформлялся, в связи с чем полагает, что причина отказа в регистрации является надуманной, не соответствующей фактическим обстоятельствам.
Просил признать незаконными действия ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области по объявлению в розыск как утраченных государственного регистрационного знака, свидетельства о регистрации и паспорта транспортного средства, признать незаконными действия РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области по отказу предоставления государственной услуги по регистрации транспортного средства, обязать РЭГ ОГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Тамбовской области осуществить государственную услугу по регистрации транспортного средства.
Решением Жердевского районного суда Тамбовской области от 18 ноября 2021 года административные исковые требования Ермолаева А.Ю. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец Ермолаев А.Ю. с решением суда первой инстанции не соглашается, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворить его административные исковые требования в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что в ходе судебного разбирательства по запросу суда поступили документы: акт проверки №*** от 16.12.2019 г., составленный Федеральной службой по аккредитации в отношении ООО «Трансконсалтинг», дополнительная письменная информация Росаккредитации, письменная информация ООО «Трансконсалтинг» испытательная лаборатория. Из содержания указанных документов установлено, что при проведении проверки органами Росаккредитации нарушений по выдаче принадлежащего ему СБКТС №*** от 05.04.2017 г. не выявлено. Однако ими было выдано предписание об устранении выявленных нарушений №*** Исполняя данное предписание, ООО «Трансконсалтинг» прекратило действие его СБКТС без указания причин и законных оснований.
В настоящее время в отношении приобретенного в 2017 г. транспортного средства марка 1*** получено новое Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, подтвержденное протоколом научно-технической экспертизы.
Апеллянт полагает, что аннулирование регистрации транспортного средства не прекращает прав собственности на него, а ограничивает возможность его участия в дорожном движении. На основании пункта 13 Правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, которая прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
Автор жалобы пишет, что заместитель начальника УМВД РФ по Тамбовской области в письме от 25.06.2020 г. рекомендовал прекратить только регистрационный учет транспортного средства, в отношении документов на транспортное средство такой рекомендации не было, что свидетельствует о выходе за пределы рекомендованных действий. Указанное письмо, поименованное «О направлении информации», нельзя расценивать решением о прекращении государственного учета в том смысле, который изложен в п. 59 Правил о регистрации транспортных средств, утвержденных Постановлением от 21 декабря 2019 года №1764.
Административный истец указывает, что в обжалуемом решении суд применил те же нормы материального права, что и административный ответчик, признав законным отказ в регистрации транспортного средства в отсутствии электронного паспорта. Судом не учтено, что транспортное средство приобретено в 2017 г., имело при этом бумажный паспорт транспортного средства, а при выдаче СБКТС не установлены технические нарушения транспортного средства, влияющие на его безопасность, что подтверждается новым СБКТС.
Кроме того, оформление электронных паспортов на ввозимые из иностранных государств членов ЕАЭС автомобили введено в действие с 01.11.2020 г., путем внесения изменений Решением Коллегии ЕЭК от 26.10.2021 г. №41 в Решение коллегии ЕЭК от 22.09.2015 г. №122, и распространяется на правоотношения, возникающие с 1 ноября 2021 г.
Полагает, что отказ в регистрации транспортного средства на основании отсутствия электронного паспорта транспортного средства (электронный паспорт шасси транспортного средства) со статусом «действующий» в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт», незаконен, т.к. у него отсутствует обязанность получать такой документ. Кроме того, указывает, что в настоящее время устранены препятствия в регистрации транспортного средства и регистрация должна быть возобновлена. Вышеуказанный отказ препятствует ему в реализации права собственности и использовании транспортного средства в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пунктам 1, 6 и 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утверждённого приказами МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 года N 496/192/134 (далее Положения), которое действовало на дату выдачи Ермолаеву А.Ю. ПТС, паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
В соответствии с п.4 Положения паспорта выдаются собственникам транспортных средств или шасси либо лицам, от имени собственников владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся транспортными средствами и шасси на законных основаниях, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции в порядке, установленном настоящим Положением.
В соответствии с п.6 Положения таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 г., а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 г. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ.
Согласно Техническому регламенту одобрение типа транспортного средства представляет собой документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям Технического регламента, свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям Технического регламента. Под выпуском в обращение для целей Технического регламента понимается разрешение заинтересованным лицам без ограничений использовать и распоряжаться транспортным средством (шасси) или партией компонентов на единой таможенной территории Таможенного союза (пункт 6).
Исходя из положений пунктов 6 и 7 Технического регламента датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления документа, идентифицирующего транспортное средство (шасси), выпускаемого уполномоченным органом государства - члена Таможенного союза на каждое транспортное средство (шасси) и содержащего сведения о собственнике (владельце) транспортного средства (шасси), экологическом классе транспортного средства (шасси) и о документе, удостоверяющем соответствие транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента.
В Российской Федерации таким документом является ПТС.
Наличие паспортов транспортных средств, оформленных в порядке, установленном главой II названного положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.
Из приведённых норм следует, что СБКТС является одним из документов, на основании которых выдаётся паспорт транспортного средства.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», государственный учет транспортного средства прекращается, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными.
В соответствии с п. 59 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1764 (далее Правила), прекращение государственного учета транспортного средства в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).
В соответствии с п. 61 указанных Правил, при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58 - 60 настоящих Правил, государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи транспортного средства № *** от 27.12.2017г. административный истец Ермолаев А.Ю. приобрел в собственность у ООО «ЕВРОБУС» полуприцеп цистерну марка 1.
На данный полуприцеп ему было выдано Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства № *** от 05.04.2017г., паспорт транспортного средства ***, государственный регистрационный знак ***.
В ходе проверки, проведенной Федеральной службой по аккредитации, ООО «Трансконсалтинг» было выдано предписание об отмене действия свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств № *** от 16.12.2019г., указанных в предписании. Кроме того, в п. 3 предписания обществу было указано выявить и отменить действия СБКТС, выданных с нарушениями, аналогичными указанным в акте проверки № *** (л.д.104-127, 163, 165-166).
На этих основаниях, было прекращено действие Свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства № *** от 05.04.2017г., в отношении транспортного средства Ермолаева А.Ю. (л.д.61).
Решением начальника УГИБДД УМВД России по Тамбовской области от 20.11.2020 г. регистрация полуприцепа-цистерны марка 1, регистрационный номер *** была прекращена. (л.д.44-45).
В адрес Ермолаева А.Ю. направлено письмо, в котором указано, что государственные регистрационные знаки ***, паспорт транспортного средства ***, свидетельство о регистрации *** выставлены в розыск как утраченные (л.д.11).
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку действие СБКТС принадлежащего административному истцу транспортного средства после выдачи паспорта этого транспортного средства, было прекращено, выданный на основании него паспорт транспортного средства является недействительным, в связи с чем, действия административных ответчиков, которыми, исходя из положений п. 61 Правил, государственные регистрационные знаки ***, паспорт транспортного средства ***, свидетельство о регистрации ***, выставлены в розыск как утраченные, соответствуют действующему законодательству.
В соответствии со ст.65 Правил возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил, осуществляется после устранения причин, явившихся основанием для прекращения регистрации, за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, в порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 63 настоящих Правил, с проведением осмотра транспортного средства.
Возобновление государственного учета транспортного средства, осуществляется за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, при подаче владельцем транспортного средства или его представителем заявления о совершении регистрационного действия, документа, идентифицирующего транспортное средство, документа об уплате государственной пошлины (п.63 Правил).
На основании пункта 1 части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», документами, идентифицирующими транспортное средство, является, в том числе, паспорт транспортного средства.
В соответствии с п.14 Правил регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт).
В случае если на транспортное средство оформлен электронный паспорт (электронный паспорт шасси транспортного средства), представление в регистрационное подразделение паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) не требуется (п.15 Правил).
Согласно пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления документов, идентифицирующих транспортное средство.
В силу пунктов 4, 5 части 5 статьи 20 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относятся:
-непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание;
- отсутствие электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов в отношении транспортного средства (шасси транспортного средства), на которое оформлен электронный паспорт.
Из материалов дела усматривается, что у Ермолаева А.Ю. отсутствуют действующие как бумажный паспорт транспортного средства, так и электронный паспорт.
В органы ГИБДД указанные документы не предоставлялись. В связи с чем, отказ в проведении регистрационных действий от 24 июня 2021 г. (л.д.6), принадлежащего административному истцу транспортного средства, является законным.
Из возражений стороны административного ответчика (л.д.41-43), следует, что отказ в проведении регистрационного действия по заявлению административного истца мотивирован отсутствием паспорта транспортного средства как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
Отказ в проведении регистрационного действия в связи с предоставлением Ермолаевым А.Ю. в органы ГИБДД бумажного паспорта транспортного средства, а не электронного, ответ старшего госинспектора РЭГ ГИБДД ОМВД России по Жердевскому району Колмакова С.В. от 24.06.2021 г. не содержит.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, и выводы суда не опровергают.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Жердевского районного суда Тамбовской области от 18 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ермолаева Алексея Юрьевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Жердевский районный суд Тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 апреля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: