ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3913/2021 от 01.06.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Фомина Н.Э апелляционное дело № 33а-2241/2022

Судья Савельева В.В. административное дело № 2а-3913/2021

УИД 21RS0023-01-2021-005564-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 июня 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Савелькиной Г.О.,

судей Фоминой Н.Э., Кудряшовой Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканский центр медицины и катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии к государственной инспекции труда в Чувашской Республике, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Модиновой О.Н. о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений, взыскании судебных расходов, поступившее по апелляционной жалобе представителя Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканский центр медицины и катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии Лобышевой О.А. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Фоминой Н.Э., пояснения представителя административного истца Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканский центр медицины и катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии Лобышевой О.А., заинтересованного лица Безмаслова С.Н., судебная коллегия

установила:

БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии (далее – административный истец) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Модиновой О.Н. о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений трудового законодательства от 12.06.2021 г. № - (п. 1,3-6, 2 в части возложения обязанности выдать водителю Безмаслову С.Н. средства индивидуальной защиты согласно типовым нормам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 22 июня 2009 года № 357н.), взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

В обоснование заявленных требований указав, что государственной инспекцией труда в Чувашской Республике, главным инспектором труда отдела по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда в Чувашской Республике Модиновой О.Н. по результатам проведенной проверки по обращению Безмаслова С.Н. административному истцу выдано вышеуказанное предписание, которое, как указывает представитель административного истца, является незаконным и неподлежащим исполнению по следующим основаниям.

Согласно п.1 обжалуемого предписания, на административного истца возложена обязанность установить водителю Безмаслову С.Н. суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (либо до трех месяцев) по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников); а также установить продолжительность ежедневной работы (смены) водителя Безмаслова С.Н. не более 12 часов. Административный истец полагает указанное требование незаконным и необоснованным, поскольку водители автомобилей, предназначенных для оказания медицинской помощи гражданам, исключены из сферы действия Приложения к приказу № 424 от 16.10.2020 г. Минтранса России. Безмаслов С.Н. принят в БУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии на должность водителя автомобиля с 27.12.2018 г., и в соответствии с условиями трудового договора № 82 (п. 3.2.27), «управляя автомобилем службы «03» при получении вызова, обеспечивает немедленный выезд бригады скорой медицинской помощи и прибытие её на место вызова по кратчайшему маршруту в пределах установленного норматива».

Касаемо п. 2 обжалуемого предписания в части возложения обязанности выдать водителю Безмаслову С.Н. перчатки с полимерным покрытием, валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами, сигнальный жилет отмечает следующее. В соответствии с пунктом 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 зя 2009 г. N290н, при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. Типовые нормы обеспечения СИЗ для организаций здравоохранения и социальной защиты населения установлены Постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1997 г. N 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты». В Приложении 11, разделе XI «Общие профессии», пункте 117 для водителя автомобиля указаны следующие СИЗ: халат хлопчатобумажный, перчатки хлопчатобумажные, зимой при работе на автомобиле с не отапливаемой кабиной дополнительно куртка на утепляющей кладке. Типовые нормы выдачи СИЗ, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. N 357н для работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог, на которые ссылается административный ответчик не применимы к условиям работы Безмаслова С.Н. поскольку он не выполняет работы в указанной отрасли экономики, а работает в учреждении здравоохранения.

Согласно п. 3 оспариваемого предписания на административного истца возложена обязанность - извещать Безмаслова С.Н. о времени начала отпуска под роспись не позднее, чем за две недели до его начала. Вместе с тем, факты нарушения процедуры предоставления отпуска Безмаслову С.Н. административным ответчиком ни в акте проверки, ни в обжалуемом предписании не приведены.

Касаемо п. 4 оспариваемого предписания о возложении обязанности допускать к сверхурочной работе водителя Безмаслова С.Н. с его письменного согласия административный истец поясняет, что ни в акте проверки от 12 июня 2021 г., ни в обжалуемом предписании административным ответчиком не указан учетный период, за который им было определено наличие у Безмаслова С.Н сверхурочных работ (ежедневная ли эта работа (смена), месяц, квартал, или год). Без указания учетного периода установление факта сверхурочных работ не представляется возможным.

В соответствии с п. 5 оспариваемого предписания на административного истца возложена обязанность оплатить сверхурочную работу водителю Безмаслову С.Н. (23.09.2020 г., 4.11.2020 г., 08.11.2020 г., 01.12.2020 г., 08.12.2020, 11.01.2021, 14.03.2021 г.) в соответствии с трудовым законодательством. Поскольку сам факт привлечение Безмаслова С.Н. к сверхурочным работам в дни, указанные в акте проверки и обжалуемом предписании, административным ответчиком не установлен, требования указанные административным ответчиком в обжалуемом предписании об оплате сверхурочной работы Безмаслову С.Н. является незаконным. Кроме того, вопрос о выплате заработной платы (оплата сверхурочной работы в соответствии с требованиями ст.152 ТК РФ) является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом, а потому административный истец приходит к выводу, что предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому необоснованно и незаконно.

Относительно п. 6 о возложении на административного истца обязанности начислить и выплатить проценты (денежной компенсации), причитающиеся при нарушении работодателем сроков выплаты заработной платы водителю Безмаслову С.Н. указывает на то, что нарушение административным истцом сроков выплаты заработной платы ни актом проверки, ни обжалуемым предписанием не установлены, информация по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок Безмаслову С.Н. выплат также отсутствует. Спор об оплате сверхурочной работы, выплате компенсации на основании статьи 236 ТК РФ является в силу статьи 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом.

В виду того, что содержание оспариваемого предписания не соответствует правовым актам, которые регулируют спорные правоотношения, полагает оспариваемое предписание незаконным и не подлежащим исполнению.

В дополнениях к административному иску, в части несогласия с пунктами один и четыре обжалуемого предписания административный истец указывает, что согласно п. 4.1.6 Отраслевого соглашения между Министерством здравоохранения Чувашской Республики и Чувашской Республиканской организацией профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации по основным направлениям социально-экономической защиты работников на 2016-2021 годы в соответствии со ст. 104 ТК РФ согласовано увеличение учетного периода для учета рабочего времени работников. Кроме того, указывает на введение на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности в целях профилактики и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 апреля 2020 года №14-2/10/п-3710 были даны рекомендации по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства полагает, что действия административного истца по привлечению водителя Безмаслова С.Н., управляющего автомобилем скорой медицинской помощи, без согласия работника к сверхурочной работе, установление работнику суммированного учета рабочего времени с учетным периодом 1 год соответствует нормам действующего законодательства и локальным нормативным актам учреждения.

Относительно п. 1 оспариваемого предписания административный истец также указал, что приказом №675 от 8 апреля 2016 года Минздрава Чувашии «О создании медицинской аварийно-спасательной службы Чувашской Республики» бригада скорой медицинской помощи учреждения включены в организационную структуру медицинской аварийно-спасательной службы Чувашской Республики. Таким образом особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных приказом № 424 от 14 октября 2020 года Минтранса России не распространяет свое действие на БУ «Республиканский центр медицины, катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии, что подтверждено письмом Минтранса России Д3-2529-ПГ от 9 сентября 2021 года. Также отмечает, что поскольку услуги транспорта скорой помощи исключены из раздела транспортных услуг по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. №14-ст) и включены в раздел «услуги в области здравоохранения» типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 22 июня 2009 г. №357н для работников: автомобильного транспорта, железнодорожного транспорта организаций (железнодорожного внутризаводского) к водителям автомобилей бригады скорой медицинской помощи не применимы.

Представитель административного истца Лобышева О.А., участвуя в судебном заседании суда первой инстанции, административный иск с учетом дополнений, поддержала в полном объеме просила удовлетворить.

Заинтересованное лицо Безмаслов С.Н., участвуя в судебном заседании суда первой инстанции, вынесенное в отношении административного истца предписание Государственной инспекции труда в Чувашской Республике поддержал.

Административный ответчик Модинова О.Н., представители административного ответчика - государственной инспекции труда в Чувашской Республике и заинтересованного лица Министерства здравоохранения Чувашской, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года постановлено:

«В удовлетворении административных исковых требований БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии к ГИТ в Чувашской Республике, главному государственному инспектору труда ГИТ в Чувашской Республике Модиновой О.Н. о признании незаконным и об отмене предписания (пунктов 1-6) об устранении выявлений нарушений трудового законодательства от 12.06.2021 г. № - – отказать».

Не согласившись с указанным решением, представителем Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканский центр медицины и катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии Лобышевой О.А. была подана апелляционная жалоба на предмет его отмены в виду его незаконности, а также в связи с тем, что судом неправильно было распределено бремя доказывания по делу, непринято во внимание нарушение ГИТ требований административного регламента при выдаче обжалуемого предписания. В обоснование заявленных требований повторно ссылается на доводы, указанные в административном исковом заявлении и дополнениях к нему. Кроме того податель жалобы отметил, что ссылки на нарушение истцом условий трудового договора при выдаче Безмаслову С.Н. средств индивидуальной защиты, которые приведены в решении суда безосновательны. Судом не принято во внимание, что в нарушение требований пунктов 69, 70, 114 Регламента ни в акте, ни в обжалуемом предписании административный ответчик не указал, что истцом нарушены условия коллективного договора и нормы права, регулирующие его исполнение, такие нарушения ни в акте, ни в предписании не значатся. Таким образом, судом принято решение о нарушении истцом тех требований трудового законодательства, которые ни в акте проверки, ни в обжалуемом предписании ГИТ не указаны. В нарушение п. 69, 70, 114 Регламента ни в акте проверки от 12 июня 2021 года №-, ни в обжалуемом предписании не имеется сведений об установленных фактах, подтверждающих наличие нарушений порядка предоставления отпуска Безмаслову С.Н. При этом суд в своем решении ссылается на те обстоятельства, которые ни в акте проверки, ни в обжалуемом предписании не установлены и не указаны. Таким образом, суд неверно распределил бремя доказывания, вынес решение в нарушение ст. 62 КАС РФ и п. 7, 69, 70, 114 Регламента. Апеллянт повторно отмечает, что в обжалуемом предписании в нарушение п. 69-70 Регламента административным не указан учетный период, за который им было определено наличие у Безмаслова С.Н. сверхурочных работ. Кроме того, суд при вынесении решения не принял во внимание введение режима повышенной готовности на территории Чувашской республики с 18 марта 2020 г. до особого распоряжения, в связи с чем на основании п. 3 ч. 2 с. 99 ТК РФ у работодателя имелись законные основания для привлечения работника к сверхурочной работе без его согласия. Ссылаясь на положения Трудового Кодекса Российской Федерации, Конвенцию Международной организации труда от 11 июля 1947 № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» ратифицированную Российской Федерацией, ст. 15 Конституции Российской Федерации повторно указывает на незаконность и необоснованность п. 5 и п. 6 обжалуемого предписания в связи с вынесением инспектором предписания по вопросам, не входящим в его компетенцию.

Представитель административного истца Лобышева О.А., участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.

Заинтересованное лицо Безмаслов С.Н., участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.

Административный ответчик Модинова О.Н., представители административного ответчика - государственной инспекции труда в Чувашской Республике и заинтересованного лица Министерства здравоохранения Чувашской, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ст. 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 27 декабря 2018 года Безмаслов С.Н. принят на работу водителем автомобиля в автобазу БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии в соответствии со штатным расписанием Учреждения ( т. 2, л.д. 45) (т. 2, л.д. 34-40).

31 мая 2021 года в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике поступила жалоба Безмаслова С.Н. (т. 1, л.д. 105).

9 июня 2021 года руководителем Государственной инспекции труда в Чувашской Республике было принято распоряжение о проведении внеплановой, выездной проверки в отношении БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии с 15 июня 2021 года по 12 июля 2021 года (т. 2, л.д. 2-4).

По результатам указанной проверки был составлен акт проверки № -, в котором был отражен ряд выявленных нарушений обязательных требований (т. 2, л.д. 5-11).

На основании выявленных нарушений положений трудового законодательства БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии выдано предписание от 12 июля 2021 г. №-, в соответствии с которым на работодателя возложены следующие обязанности по устранению выявленных нарушений требований трудового законодательства:

- п.1 – установить водителю Безмаслову С.Н. суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (либо до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников); установить продолжительность ежедневной работы (смены) водителя Безмаслова С.Н. не более 12 часов;

- п.2 – выдать водителю Безмаслову С.Н. перчатки с полимерным покрытием, валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами, сигнальный жилет; провести мероприятия по уходу за специальной одеждой, специальной обувью Безмаслова С.Н., которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (костюма хлопчатобумажного для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные с жестким подноском) - стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт;

- п.3 – водителя Безмаслова С.Н. о времени начала отпуска извещать под роспись не позднее, чем за две недели до его начала;

- п.4 – водителя Безмаслова С.Н. к сверхурочной работе допускать с его письменного согласия;

- п.5 – водителю Безмаслову С.Н. оплатить сверхурочную работу (23.09.2020 г., 4.11.2020 г., 08.11.2020 г., 01.12.2020 г., 08.12.2020 г., 11.01.2021 г., 14.03.2021 г.) в соответствии с трудовым законодательством;

- п.6 – водителю Безмаслову С.Н. начислить и выплатить проценты (денежной компенсации), причитающиеся при нарушении работодателем сроков выплаты заработной платы (т. 2, л.д 12-14).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание Государственной инспекции труда в Чувашской Республике соответствует требованиям закона, принято государственным инспектором в пределах его компетенции, по результатам выявленных в ходе проверки нарушений трудового законодательства.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в части, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 354 Трудового кодекса РФ, Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с Приказом Роструда от 31.03.2017 N 225 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Чувашской Республике», инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия, предусмотренные Положением, на территории Чувашской Республики, в том числе федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах своих полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 360 Трудового кодекса РФ, действовавшей до 1 июля 2021 года одним из оснований для проведения внеплановой проверки являлось поступление в федеральную инспекцию труда обращений или заявлений работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в том числе, запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (ст. 357 Трудового кодекса РФ).

Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (часть 5 названной статьи).

Согласно ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в числе прочего соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с абз. 1 ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Согласно трудовому договору № - от 27 декабря 2018 года, заключенному между Бюджетным учреждением Чувашской Республики «Республиканский центр медицины и катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии и Безмасловым С.Н. последний принят на работу на должность водителя, условия труда на рабочем месте охарактеризованы как вредные – 3.2 (п.4.1), режимом рабочего времени является сменная работа по скользящему графику (п. 4.4). Нормальная продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю (п. 4.4.1) (т.2 л.д. 34-40).

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 1 марта 2021 года пункт 4.4. был изложен в следующей редакции: «режим работы: 40 часовая рабочая неделя по графику работы с суммированным учетом рабочего времени. Учетный период при суммированном учете составляет 1 год. Дата и время выхода на работу, продолжительность работы, время окончания работы, выходные устанавливаются графиком работы» (т. 2, л.д. 41).

Согласно положениям ст. 104 Трудового кодекса РФ когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года (абз. 2).

Согласно абз. 2 ст. 329 Трудового кодекса РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Так, в частности, приказом Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 г. № 424 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей.

Согласно п. 3 приказа Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 г. № 424 названный приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Согласно п. 1 названных Особенностей они устанавливают особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее - водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Исходя из приведенного положения судебная коллегия приходит к выводу о том, что водители автомобилей, предназначенных для оказания медицинской помощи гражданам, не включенные в состав аварийно-спасательных формирований, к исключениям указанным в приведенном пункте не относятся.

Аварийно-спасательное формирование - самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).

Порядок создания аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определен ст. 7 названного закона.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (часть 2 названной статьи).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Поскольку сведений о включении Безмаслова С.Н. в состав аварийно-спасательного формирования, созданного в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» материалы дела не содержат, административным истцом представлены не были, судебная коллегия не находит оснований полагать, что на Безмаслова С.Н. не распространяется действие данного акта.

Согласно п. 2 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 г. № 424 они обязательны для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Российской Федерации, являющимися работодателями (далее - работодатели) и на основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2018, N 45, ст. 6841) обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

В соответствии с п. 5 Особенностей нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю. В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований, предусмотренных пунктами 10 - 12 настоящих Особенностей, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов (п. 6 Особенностей).

Приказом главного врача БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии № - от 14 декабря 2020 года для водителей автомобиля автобазы был установлен сменный режим работы с суммированным учетом рабочего времени. Учетный период для суммированного учета рабочего времени – один год (т. 1 л.д. 210).

Приказом главного врача БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии № - от 24 декабря 2020 года в п. 5.10 Правил внутреннего трудового распорядка» были внесены изменения, согласно которым для водителей автомобиля выездных бригад скорой медицинской помощи устанавливается 40 часовая рабочая неделя по графику работы с суммированным учетом рабочего времени. Учетный период при суммированном учете составляет 1 год (т. 1 л.д. 67-68).

Дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному между БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии и Безмасловым С.Н. пункт 4.4. был изложен в следующей редакции: «режим работы: 40 часовая рабочая неделя по графику работы с суммированным учетом рабочего времени. Учетный период при суммированном учете составляет 1 год. Дата и время выхода на работу, продолжительность работы, время окончания работы, выходные устанавливаются графиком работы» (т. 2 л.д. 41).

Из представленных по запросу судебной коллегии табелей учета рабочего времени за апрель, июнь 2021 года усматривается, что продолжительность рабочего времени Безмаслова С.Н. 01.04.2021 г., 05.04.2021 г., 09.04.2021 г., 13.04.2021 г., 17.04.2021 г., 21.04.2021 г., 25.04.2021 г., 29.04.2021 г., 03.06.2021 г., 07.06.2021 г., 11.06.2021 г., 23.06.2021 г. составила более 12 часов.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции в нарушение вышеприведенной ст. 329 Трудового кодекса РФ и положений Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 16.10.2020 г. № 424 административный истец допустил установление продолжительности рабочего дня (смены) водителя Безмаслова С.Н. свыше 12 часов, а также установил для всех водителей автомобилей выездных бригад скорой медицинской помощи суммированный учет рабочего времени в размере 1 год.

При указанных обстоятельствах с учетом выявленного нарушения Государственной инспекцией было правомерно вынесено предписание о необходимости установить водителю Безмаслову С.Н. суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (либо до трех месяцев) по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников); установить продолжительность ежедневной работы (смены) водителя Безмаслова С.Н. не более 12 часов.

Вопреки доводам административного истца введение режима повышенной готовности в целях профилактики и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 не освобождает работодателя от соблюдения норм трудового законодательства.

Согласно положениям ст. 214 Трудового кодекса РФ на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан, в том числе, обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (абз 1.).

Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, а также единые Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (абз. 3).

Нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств работникам устанавливаются работодателем на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств с учетом результатов специальной оценки условий труда, результатов оценки профессиональных рисков, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) (абз. 4).

Как следует из материалов дела, между работодателем в лице главного врача БУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой помощи» Минздрава Чувашии и работниками организации в лице председателя первичной профсоюзной организации БУ «Республиканский центр медицины катастроф и скорой помощи» Минздрава Чувашии был заключен коллективный договор на 2019-2021 годы. Приложением № 9 к Коллективному договору был установлен перечень профессий и должностей сотрудников бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканский центр медицины катастроф и скорой помощи» Минздрава Чувашии, которым в соответствии с типовыми отраслевыми нормами предусматривается бесплатная выдача специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты. Согласно п. 15 указанного перечня для водителей автомобилей предусматривается выдача: костюма хлопчатобумажного для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; ботинок кожаных с жестким подноском; перчаток трикотажных с полимерным покрытием или рукавиц комбинированных двупалых; зимой дополнительно: костюм на утепляющей прокладке; ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами. В качестве основания указан п. 2 приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 N 357н «Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (т. 1 л.д. 178).

Пунктом 2 названных Типовых норм установлено, что водителю при управлении грузовым и специальным автомобилем, автомобильным краном, тягачом предусмотрена выдача следующей специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты: костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий; ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском; перчатки трикотажные с полимерным покрытием или рукавицы комбинированные двупалые. Зимой дополнительно: костюм на утепляющей прокладке по поясам; валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском; перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами.

Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты Безмаслову С.Н. выданы: 14 октября 2019 года - костюм зимний на утепленном подкладе, 17 августа 2019 года - костюм летний хлопчатобумажный, 10 октября 2019 года – перчатки хлопчатобумажные, ботинки кожаные (т. 2 л.д. 27-28).

Актом осмотра специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты от 14 августа 2020 г. сроки носки костюма хлопчатобумажного для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинок кожаных с жестким подноском продлены до 13 августа 2021 г.

Таким образом, водителю Бесмаслову С.Н. не выданы перчатки с полимерным покрытием, валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами.

Вопреки доводам апелляционной жалобы неуказание в акте проверки Государственной инспекции труда в Чувашской Республике на нарушение положений коллективного договора и норм закона, регулирующих его исполнение, при наличии ссылки на ст. 221 Трудового кодекса РФ, устанавливающую обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и Типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты для водителей автомобилей, определенные коллективным договором, не является основанием для признания предписания в указанной части необоснованным.

В соответствии с п.22 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01.06.2009 г. № 290н, СИЗ, возвращенные работникам по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирка, чистка, дезинфекция, дегазация, дезактивация, обеспыливание, обезвреживание и ремонт). Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке выдачи СИЗ.

Вместе с тем сведений о соблюдении указанного требования - проведении мероприятий по уходу за специальной одежда, специальной обувью, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожаные с жестким подноском) в материалах дела не имеется, административным истцом не представлено.

Пунктом 2 Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики, утв. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20 апреля 2006 г. № 297, установлена необходимость выдачи водителю сигнального жилета.

Указанный сигнальный жилет Безмаслову С.Н. выдан не был.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает правомерным оспариваемое предписание в части возложения на административного истца обязанности выдать водителю Безмаслову С.Н. перчатки с полимерным покрытием, валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском, перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами, сигнальный жилет; провести мероприятия по уходу за специальной одеждой, специальной обувью Безмаслова С.Н., которые пригодны для дальнейшей эксплуатации.

В силу ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника (абз. 6, 7 приведенной статьи).

В соответствии со ст. 103 Трудового кодекса РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

Как было установлено Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике Безмаслов С.Н. привлекался к сверхурочной работе 23.09.2020 г., 04.11.2020 г., 08.11.2020 г., 01.12.2020 г., 08.12.2020 г., 11.01.2021 г., 14.03.2021 г. (т. 2 л.д. 5-11). Указанное подтверждается табелями учета использования рабочего времени (т. 1 л.д. 82-91). Кроме того, на указанные обстоятельства ссылался административный истец в сообщении, направленном в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике от 12 июля 2021 года № 2456 (т. 2 л.д. 16-22).

В силу ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Вместе с тем, доказательств оплаты сверхурочной работы Безмаслову С.Н. в указанные дни материалы дела не содержат, административным истцом представлены не были.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что п. 5 оспариваемого предписания - требование об оплате сверхурочной работы Безмаслову С.Н. за 23.09.2020 г., 04.11.2020 г., 08.11.2020 г., 01.12.2020 г., 08.12.2020 г., 11.01.2021 г., 14.03.2021 г. является законным.

Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В связи с неоплатой Безмаслову С.Н. сверхурочной работы в срок, Государственной инспекцией труда в Чувашской Республике правомерно установлено требование о начислении и выплате денежной компенсации в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований полагать, что административный ответчик вышел за пределы предоставленных полномочий, не предполагающих разрешение данным государственным органом индивидуальных трудовых споров.

Так, согласно статье 381 Трудового кодекса РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Согласно ст. 357 Трудового кодекса РФ Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в том числе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работников.

Как верно указал суд первой инстанции, в данном случае административным ответчиком при проведении проверки было установлено очевидное нарушение Трудового Кодекса Российской Федерации, указанное выше, в связи с чем государственная инспекция труда в рамках предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 статьи 357 ТК РФ полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание о возложении на него обязанности оплатить сверхурочную работу, и денежную компенсацию в порядке ст. 236 ТК РФ. Какого-либо необоснованного вмешательства в разрешение индивидуального трудового спора, судом в действиях государственного инспектора не установлено.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в части признания п.п. 1, 2, 5, 6 оспариваемого предписания законными, и вынесенными административным ответчиком в надлежащей форме и в пределах представленных полномочий.

Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с оспариваемым решением в остальной части в силу следующего.

На момент проведения проверки Государственной инспекцией труда в Чувашской Республики в отношении административного истца, составления акта и вынесения предписания действовал административный регламент осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160.

Согласно п. 114 названного регламента в предписании об устранении выявленного нарушения указываются следующие данные: дата и место составления предписания; реквизиты документа, на основании которого выдается предписание; фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, выдавшего предписание; наименование и реквизиты юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, которым выдается предписание; необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений обязательных требований со ссылками на конкретные статьи и пункты законодательных и нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а при невозможности указания конкретного мероприятия - суть нарушения и требование о его устранении; срок выполнения предписания (с указанием числа, месяца и года); сведения о вручении предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) с указанием подписи, расшифровки подписи лица, которому непосредственно вручено предписание, даты вручения либо отметки об отправлении предписания почтой; информация, содержащая разъяснения о порядке принятия решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении), в случаях, установленных статьей 360.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из содержания предписания должны явно определяться критерии, по которым будет оцениваться выполнение предписания (абз. 2 названного пункта).

В силу п. 115 недопустимо предъявление в предписаниях об устранении нарушений требований о соблюдении законодательства в дальнейшем.

Как следует из оспариваемого предписания в п.п. 3, 4 в качестве требований об устранении нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права указаны: извещать водителя Безмаслова С.Н. о времени начала отпуска под роспись не позднее чем за две недели до его начала и допускать его к сверхурочной работе с письменного согласия. В качестве срока выполнения указанных требований установлено 12 августа 2021 года. Вместе с тем критерии по которым будет оцениваться исполнение указанных требований точно определить нельзя, поскольку в данном случае исполнение предписания зависит от определенных условий – времени выхода Безмаслова С.Н. в отпуск и наличия оснований и условий для его привлечения к сверхурочной работе.

Таким образом, в нарушение п. 115 административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Приказом Роструда от 13.06.2019 N 160 в п.п. 3,4 оспариваемого предписания предъявлены требования о соблюдении законодательства в дальнейшем. Предъявление к административному истцу указанных требований, в нарушение нормативного правового акта, свидетельствует о нарушении прав административного истца, на которого возлагаются не предусмотренные законом обязанности, и который в случае невыполнения в установленный срок или ненадлежащего выполнения предписания может быть привлечен к ответственности.

При указанных обстоятельствах, с учетом п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судебная коллегия приходит к выводу о незаконности п. 3. и п. 4 оспариваемого предписания, а также необходимости их отмены.

Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению и обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также когда они содержат исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении").

Принятое по делу решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными и отмене п. 3, 4 предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, главного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Модиновой О.Н. об устранении выявлений нарушений трудового законодательства от 12.06.2021 г. № - указанным принципам и положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства РФ не отвечает, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.

В связи с этим в указанной части решения суд первой инстанции необходимо отменить и вынести новое решение – признать незаконными и отменить п. 3, 4 предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, главного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Модиновой О.Н. об устранении выявлений нарушений трудового законодательства от 12.06.2021 г. № -.

Дополнительным решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 28 марта 2022 года было определено:

«Отказать БУ ЧР «Республиканский центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии во взыскании в его пользу с административного ответчика – Государственной возмещения инспекции труда в Чувашкой Республике понесенных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 000,00 руб.»

Согласно ст. 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ч. 2 ).

Как следует из материалов дела административным истцом – БУ ЧР «Республиканский центр медицины и катастроф и скорой медицинской помощи» при подаче административного искового заявления в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ уплачена государственная пошлина в размере 2 000,00 руб., что подтверждается платежным поручением № - от 16.07.2021 г. (т.1 л.д. 12).

Согласно ч. 1 ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Поскольку в данном случае частично удовлетворены неимущественные требования административного истца судебные издержки в виде оплаты государственной пошлины взысканию с административного ответчика не подлежат.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года в части отказа в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными и отмене п. 3, 4 предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, главного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Модиновой О.Н. об устранении выявленных нарушений трудового законодательства от 12.06.2021 г. № - отменить и принять в указанной части новое решение, которым признать незаконными и отменить п.п. 3, 4 предписания Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, главного инспектора труда Государственной инспекции труда в Чувашской Республике Модиновой О.Н. об устранении выявленных нарушений трудового законодательства от 12.06.2021 г. № -

В остальной части решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 24 декабря 2021 года и дополнительное решение от 28 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Республиканский центр медицины и катастроф и скорой медицинской помощи» Минздрава Чувашии Лобышевой О.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с гл. 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

Председательствующий Г.О.Савелькина

Судьи Н.Э.Фомина

Р.Г. Кудряшова

Определение06.06.2022