Дело № 2а-3918/2020 Председательствующий судья – Курнаева Г.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33а-3383/2020
г. Брянск 27 октября 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Маклашова В.И.,
судей Горбачевской Ю.В., Кулешовой Е.В.,
при секретаре Голодухиной А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Советского районного суда гор. Брянска от 06 августа 2020 г. по административному иску ФИО1 к участковой избирательной комиссии № 115 Советского района гор. Брянска в лице председателя участковой избирательной комиссии ФИО2, Избирательной комиссии Брянской области, Территориальной избирательной комиссии Советского района гор. Брянска о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии № 115 Советского района г. Брянска, отмене результатов всероссийской голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации на данном избирательном участке, обязывании выполнить действия.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения административного истца ФИО1, её представителя ФИО3, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указала, что 29 июня 2020 г. административный ответчик УИК №115 Советского района г. Брянска проводил на улице рядом с Краеведческим музеем вне помещения для голосования всероссийское голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации до дня голосования, назначенного Президентом Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, просила признать незаконными и несоответствующими Порядку, утвержденному ЦИК России 02 июня 2020 г. Постановлением №250/1840-7 «О внесении изменения в Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», действия административного ответчика УИК №115 Советского района г. Брянска в лице председателя комиссии ФИО2 по организации голосования до дня голосования вне помещения для голосования 29 июня 2020 г. и отменить результаты всероссийского голосования по поправкам к Конституции Российской Федерации на данном избирательном участке; предоставить истцу списки участников голосования на данном избирательном участке 29. июня 2020 г. с указанием адресов их проживания (копии и подлинники) для выяснения удаленности их проживания и, соответственно, недоступности для них помещения для голосования на данном избирательном участка; предоставить истцу документы, подтверждающие решение ТИК Советского района г. Брянска либо избирательной комиссии Брянской области о проведении голосования до дня голосования вне помещения для голосования, которые послужили основанием для УИК №115 Советского района гор. Брянска провести всероссийского голосование по поправкам к Конституции Российской Федерации 29 июня 2020 г. вне помещения для голосования.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 06 августа 2020 г. административный иск ФИО1 оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Указывает, что используя свое право на добровольное участие в голосовании, она отказалась от участия в данном голосовании, что не является основанием для отказа в административном иске к участковой избирательной комиссии № 115 Советского района гор. Брянска, которая нарушила закон и Порядок проведения данного голосования, утвержденный ЦИК. Такие действия участковой избирательной комиссии № 115 Советского района гор. Брянска, а также решения, принятые ТИК и облизбиркомом, не дают истцу уверенности в том, что поправки к конституции, по которым она вынуждена будет жить правомерны и приняты большинством голосов избирателей без фальсификаций в соответствии с законом.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель избирательной комиссии Брянской области ФИО2 просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения административного истца ФИО4, её представителя ФИО3, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Исходя из положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст.226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу ч.ч.1 и 11 ст.226 КАС РФ лежит на административном истце.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что административным истцом не доказано, что административный ответчик совершил неправомерные действия и принял решения, которые нарушают права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанций по следующим основаниям.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
В целях организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, постановлениями ЦИК России от 20 марта 2020 г. № 244/1809-7, № 244/1804-7 утверждены Инструкция по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, а также Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
На основании пункта 1.1 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, утвержденного постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 244/1804-7 (в редакции от 02 июня 2020 г. № 250/1840-7 с изменениями от 19 июня 2020 г. №253/1871-7, от 23 июня 2020 г. №254/1879-7, от 23 июня 2020 г. №2255/1885-7) (далее Порядок) общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», проводилось на основании статьи 2 указанного Закона и Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2020 г. № 354 «Об определении даты проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации».
В случае, предусмотренном п.1.6 настоящего Порядка, по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или по ее поручению - территориальной комиссии голосование может быть организовано в специально выделенных местах вне здания, в котором размещается помещение для голосования, перед входом в него или в непосредственной близости от него, которые должны быть оборудованы в соответствии с требованиями, установленными для помещения для голосования (п.6.7).
В соответствии с разделами 8, 9 и 10 Порядка общероссийское голосование проводится 01 июля 2020 г. с 08-00 до 20-00, а также до дня голосования с 25 по 30 июня 2020 г. с 08-00 до 20-00.
В соответствии с абзацем первым пункта 10.6 Порядка по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или по ее поручению - территориальной комиссии в период с 25 по 30 июня 2020 г. в установленное в указанном решении время может быть организовано голосование для групп участников голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах).
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование групп участников голосования, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, в период с 25 по 30 июня 2020 г.
Голосование, предусмотренное настоящим пунктом, проводится в соответствии с правилами, установленными п.10.2 настоящего Порядка.
11 июня 2020 г. постановлением Избирательной комиссии Брянской области №137/1326-6 «Об организации голосования групп участников общероссийского голосования по вопросу одобрения в Конституцию Российской Федерации», в соответствии с п.10.6 Порядка, поручено территориально избирательным комиссиям принять решения о голосовании групп участников голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах) с установлением времени голосования.
Данное постановление размещено в открытом доступе информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Избирательной комиссии Брянской области по адресу: http:// www. bryansk. izbirkom. ru. территориальным избирательным комиссиям
Во исполнение вышеуказанного постановления, руководствуясь п.10.6 Порядка, Избирательной комиссии Брянской области, Территориальной избирательной комиссией Советского района г.Брянска принято решение 23 июня 2020 г. №81/193 «Об организации общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации для групп участников голосования на территориях и в местах, пригодных к оборудования для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и в иных местах)», организовано голосование для групп участников голосования.
Указанное решение размешено в открытом доступе информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на странице территориальной избирательной комиссии Советского района г.Брянска.
По решениям Избирательной комиссии Брянской области, ТИК Советского района гор. Брянска - УИК № 115 Советского района г.Брянск организовало и проводило голосование в период с 25 по 30 июня 2020 г. и 01 июля 2020 г. с 08-00 до 20-00 часов в специально выделенном месте вне здания, в котором размещается помещение для голосования (<...>), перед входом и в непосредственной близости от него, которое было оборудовано в соответствии с требованиями, установленными для помещения для голосования.
Таким образом, голосование в порядке пункта 10.2, абзаца второго пункта 10.6 Порядка, на которые указывает ФИО1 УИК №115 Советского района г.Брянска не проводилось. Голосование было проведено на придомовых территориях, на территориях общего пользования (абз.1 п.10.6 Порядка), которое не относится к голосованию вне помещения для голосования, регламентированному разделом 9 Порядка.
Согласно п.10.2 Порядка для голосования использует список участников голосования либо выписка из него, содержащая сведения об участниках голосования. В соответствии с п.4.18 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков участников общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 244/1809-7 (в редакции от 02 июня 2020 г. № 250/1844-7, от 23 июня 2020 года №255/1886-7) список участников голосования с внесенными в него до дня голосования уточнениями подписывается председателем и секретарем участковой комиссии не позднее 20.00 по местному времени 30 июня 2020 г.
В соответствии с пунктом 9.1 Порядка участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования участникам голосования, которые включены или имеют право быть включенными в список участников голосования на данном участке для голосования.
Участник голосования имел право подать в участковую комиссию письменное или устное обращение (в том числе при содействии других лиц) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования с 16 июня до 17 часов 1 июля 2020 г. С использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» указанное обращение могло быть подано с 5 июня до 14 часов 21 июня 2020 г.
Для реализации права голосования не по месту регистрации административному истцу была предоставлена возможность воспользоваться своим правом на включение в список участников голосования на участке для голосования по месту нахождения.
С 5 июня до 14 часов 21 июня 2020 г. заявление о голосовании по месту нахождения могло быть подано участником голосования в любую территориальную избирательную комиссию, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), с 16 июня 2020 г. до 14 часов 21 июня 2020 г. в участковую избирательную комиссию.
Однако, административный истец не реализовала свое право голосования, заявление о голосовании по месту нахождения она не подала и, соответственно, не была включена в список участников для голосования на УИК № 115 Советского района г.Брянск. Участия в голосовании на участковой избирательной комиссии № 115 Советского района гор. Брянска не принимала.
Учитывая данные обстоятельства и приведенные нормы права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что административным истцом не доказано, что административный ответчик совершил неправомерные действия и принял решения, которые нарушают права и законные интересы административного истца.
По результатам проведенного голосования, подготовлен протокол участковой избирательной комиссии №115 Советского района г.Брянска об итогах голосования на участке для голосования, который оформлен и подписан с соблюдением требований Порядка общероссийского голосования всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Постановление ЦИК России от 03 июля 2020 г. № 256/1888-7 «О результатах общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации» опубликовано в «Российской газете» № 144 04 июля 2020 г.
Указ Президента Российской Федерации от 03 июля 2020 г. № 445 «Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками» опубликован на официальном Интернет -портале правовой информации 03 июля 2020 г., «Российская газета» № 144 04 июля 2020 г., «Собрание законодательства Российской Федерации», 06 июля 2020 г., № 27 ст. 4196.
Таким образом, поскольку проведение общероссийского голосования по вопросу одобрения Конституции Российской Федерации не связано с процедурой реализации избирательных прав граждан, а также их права на участие в референдуме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение УИК №115 Советского района г. Брянска об итогах общероссийского голосования на территории Брянской области, является лишь элементом общей процедуры голосования о поправке к Конституции Российской Федерации, само по себе каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца, возникающих или прекращающихся в процессе реализации её избирательных прав, не затрагивает.
Кроме того, поскольку к лицам, которым распространение персональных данных возможно, ФИО1 не относится, а также, в связи с тем, что отсутствуют федеральные законы, наделяющие её таким правом, требования административного истца о предоставлении списка участников голосования на данном избирательном участке 29 июня 2020 г были также правомерно оставлены без удовлетворения.
Приведенные в апелляционной жалобе иные доводы, в том числе, о том, что уличная палатка для голосования не была оборудована соответствующим образом, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанное не может быть отнесено к обстоятельствам, служащим безусловным основаниям для отмены решения суда, предусмотренным ст.310 КАС РФ.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 06 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Брянский районный суд Брянской области в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий В.И. Маклашов
Судьи Ю.В. Горбачевская
Е.В. Кулешова