ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3926/19 от 15.10.2019 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело № 33а-6968 (2а-3926/19)

Строка № 024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 октября 2019 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Ясинской И.И.,

судей Андреевой Н.В., Привалова А.А.,

при секретаре Смолдыревой Н.В.,-

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой Н.В.

административное дело по иску ФИО1 к УФССП России по Воронежской области о признании незаконным действия по направлению обращения №355/36 от 30.01.2019 года по компетенции с нарушением сроков, установленных законов,

по апелляционной жалобе административного истца

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 июля 2019 года

(судья райсуда ФИО2),

УСТАНОВИЛА:

30 января 2019 года ФИО1 в УФССП России по Воронежской области в форме электронного документа, со ссылкой на положения ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» подано обращение (л.д.58-59).

19.02.2019 года административному истцу на электронную почту пришло автоматическое информирование о том, что указанное обращение направлено в Левобережный РОСП г. Воронежа для рассмотрения в установленном законом порядке (л.д.60).

Указывая, что УФССП России по Воронежской области нарушило семидневный срок для направления обращения в соответствующий орган, установленный ст.8 ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ФИО1 обратился в районный суд с административным иском о признании незаконным направления обращения с нарушением такого срока (л.д.1-2).

Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 26 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.77,78-83).

В апелляционной жалобе ФИО1, подписанной и поданной представителем ФИО3 (после изменения фамилии ФИО4), ставится вопрос об отмене решения суда, поскольку суд неправильно определил обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, суд применил закон, не подлежащий применению, и принятии нового решения об удовлетворении иска (л.д.85-88).

Заслушав представителя административного истца ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, а также представителя УФССП России по Воронежской области ФИО5, полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частями 2,3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права (применение закона, не подлежащего применению).

Указанные основания для отмены решения Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 июля 2019 года имеются по настоящему делу.

Разрешая требования, заявленные ФИО1, районный суд исходил из того, что обращение от 30.01.2019 года, поданное истцом в УФССП России по Воронежской области, является ходатайством взыскателя, заявленным в рамках исполнительного производства, а потому подлежит разрешению на основании ст. 64.1 ФЗ от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кроме того, районный суд, в качестве основания отказа в иске, указал, что истцом не соблюдена форма ходатайства в электронном виде. Поскольку оно не было подписано истцом квалифицированной электронной подписью, то вообще не подлежало рассмотрению.

Судебная коллегия считает указанные выводы районного суда ошибочными, влекущими отмену решения суда и сделанными без учета содержания направленного обращения.

Как усматривается из обращения ФИО1, направленного в УФССП России по Воронежской области от 30.01.2019 года и адресованного в Левобережный РОСП г.Воронежа, в своем обращении он просил сообщить, где находятся ранее направленные им исполнительные листы в количестве пяти, просил направить их в свой адрес, либо сообщить, когда они были возвращены. В случае, если перечисленных исполнительных листов в РОСП не имеется, выдать справки об утере листов, которые направить в его адрес (л.д.58-59).

Анализ содержания обращения позволяет судебной коллегии сделать вывод о том, что данное обращение подано и подлежало рассмотрению в порядке ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так как поставленные вопросы не касались конкретных исполнительных производств, истцом запрашивалась информация о местонахождении исполнительных листов, которая разрешения путем вынесения какого-либо постановления в рамках исполнительных производств, если они были возбуждены, не требовала.

Таким образом, обращение подлежало разрешению в рамках ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который предусматривает возможность направления такого обращения в электронной форме, его подписание квалифицированной электронной подписью не требовалось.

С учетом этого решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

При этом судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Из материалов дела следует, что 30.01.2019 года ФИО1 обратился в электронной форме с обращением в УФССП России по Воронежской области, 19.02.2019 года обращение было направлено в Левобережный РОСП г.Воронежа, 26.02.2019 года ФИО1 начальником отдела-старшим судебным приставом Левобережного РОСП г.Воронежа в порядке ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» был дан ответ с его направлением на электронную почту истца в этот же день (л.д.68-69,70).

Обращаясь с заявленными требованиями о признании незаконным действия УФССП России по Воронежской области по направлению обращения №355/36 от 30.01.2019 года в Левобережный РОСП г.Воронежа 19.02.2019 года, истец исходил из того, что ответчиком нарушен семидневный срок направления обращения по компетенции, установленный ст.8 ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что указанная норма не применима к возникшим правоотношениям в связи со следующим.

В соответствии с частями 1, 3 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в

- 2 -

обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Приказом ФССП России от 29.05.2012 года №256 утвержден Регламент Федеральной службы судебных приставов.

В силу п.п.14.4., 14.6. указанного Регламента, касающихся порядка рассмотрения обращений граждан, обращения граждан, поступившие в ФССП России, могут направляться для рассмотрения и подготовки ответа заявителю в территориальные органы, к компетенции которых относится решение поставленных в обращении вопросов.

В случае, если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию ФССП России, заместители Директора, курирующие соответствующие структурные подразделения, начальники структурных подразделений направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращение, о переадресации обращений, за исключением случаев, когда текст обращения не поддается прочтению. Направление обращений в другой федеральный орган исполнительной власти осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного документооборота или в форме документов на бумажном носителе.

По смыслу указанных норм, в 7-дневный срок с даты регистрации обращение гражданина направляется в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов в том случае, если рассмотрение обращения гражданина не входит в компетенцию ФССП России, как указано выше.

По настоящему делу рассмотрение обращения ФИО1, адресованное в Левобережный РОСП г.Воронежа и направленное в УФССП России по Воронежской области, в компетенцию ФССП России входило, оно было направлено в структурное подразделение по подчиненности, что нельзя расценить по смыслу положений ст.8 ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ, приведенного выше Регламента, как направление обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а потому требования ст.8 о семидневном сроке направления такого обращения, в данном случае неприменимы.

Кроме того, как указано выше, в силу ч.1 ст.8 ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Из обращения ФИО1 следует, что оно было адресовано в Левобережный РОСП г.Воронежа и направлено в электронной форме в УФССП России по Воронежской области.

Поэтому направление обращения адресату, указанному в обращении, также нельзя расценить как направление обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу с соблюдением предусмотренного для этого семидневного срока.

Таким образом, фактических и правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Также судебная коллегия полагает, что в иске следует отказать и по иному основанию.

Применительно к положениям ст. ст. 4, 218 КАС РФ права истца ничем не нарушены, поскольку ответ на его обращение от 30.01.2019 года дан 26.02.2019 года (л.д.68-69,70), то есть в установленный ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ, Регламентом Федеральной службы судебных приставов, 30-дневный срок.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене по основаниям ст.310 КАС РФ, приведенных выше, с принятием нового решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 26 июля 2019 года - отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО1 к УФССП России по Воронежской области о признании незаконным действия по направлению обращения №355/36 от 30.01.2019 года по компетенции с нарушением сроков, установленных законом, - отказать.

Председательствующий:

Судьи коллегии: