ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-393/2021 от 04.08.2021 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья Шараева Г.Е. Дело № 33а-2806/2021

№ 2а-393/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


г. Астрахань 4 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Стёпина А.Б.

судей областного суда Лавровой С.Е., Берстневой Н.Н.

при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Стёпина А.Б. дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ФИО1 ФИО9 по доверенности Захарченя ФИО10 на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 10 июня 2021 года по административному исковому заявлению ФИО1 ФИО11 к комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район» о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявление,

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявление, указав, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте torgi.gov.ru опубликовано извещение о предоставлении в аренду, а также о приеме заявлений от граждан о намерении участвовать в аукционе по продаже права аренды земельных участков. Административный истец оформил на компьютере заявление о своем намерении принять участие в аукционе по продаже права аренды на перечень земельных участков, подписал заявление квалифицированной цифровой электронной подписью и направил его посредствам электронной почты на адрес: <адрес>, в заявлении просил при наличии нескольких заявлений на указанные земельные участки организовать и провести торги, в которых намерен принять участие. На его почтовый адрес поступил отказ, в котором указано, что подача заявления в форме электронного документа не предусмотрена, в связи с чем его заявление не может быть рассмотрено по существу. Считает действия по отказу в рассмотрении заявления незаконными. Просил признать незаконными действия администрации муниципального образования «Камызякский район», комитета имущественных и земельных отношении администрации муниципального образования «Камызякский район» по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, выразившееся в письме № 02/559 от 27 января 2021 года, обязать рассмотреть заявление ФИО1 о намерении участвовать в аукционе, поступившее посредством электронной почты.

Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район» участие в судебном заседании не принимали.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Камызякский район» по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 10 июня 2021 года административные исковые требования ФИО1 о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявление, оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представителем административного истца ФИО1 по доверенности ФИО3 ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку ограничен способ подачи заявления на участие в аукционе, не учтены нормы Федерального закона «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об электронной подписи», принятые решения УФАС и судебные решения.

На заседание судебной коллегии административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО3, представители административных ответчиков комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район», администрации муниципального образования «Камызякский район», будучи надлежаще извещенными, не явились, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не предоставили. При указанных обстоятельствах в силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотреть административное дело в их отсутствие.

Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что администрация муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области извещениями о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе проинформировала о возможном предоставлении в собственность, аренду земельных участков из земель населенных пунктов, расположенных в Камызякском районе Астраханской области, по следующим адресам: <адрес> для индивидуального жилищного строительства; <адрес> для индивидуального жилищного строительства; <адрес> земельные участки 1556, 155а, для индивидуального жилищного строительства; г<адрес> для индивидуального жилищного строительства; <адрес>, земельные участки 13, 10, 5, 3 для индивидуального жилищного строительства, земельный участок 11, для ведения садоводства; <адрес> для индивидуального жилищного строительства; <адрес> земельные участки 25, 40 для индивидуального жилищного строительства; <адрес> для индивидуального жилищного строительства; <адрес> земельный участок 9, для ведения садоводства, земельные участки 1, 2, 4, 7, 8, 15, 17 для индивидуального жилищного строительства; <адрес> под садоводство; <адрес> для индивидуального жилищного строительства, ул. Курманова, земельные участки 10Т, 10У, 10Ш, 10К, 10М, 10Н, 10П, 10Щ для индивидуального жилищного строительства; с<адрес> для индивидуального жилищного строительства; <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства; сельское поседение «Чаганский сельсовет», земля 5, площадью 895919 кв.м, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства; <адрес> для индивидуального жилищного строительства, <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства; <адрес> под садоводство.

В извещениях о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе указан адрес и способ подачи заявлений - приём заявлений о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора купли-продажи и ознакомление со схемами земельных участков осуществляется по адресу: <адрес>, в течении тридцати дней со дня опубликования. В извещении указана контактная информация организатора торгов.

7 января 2021 года административный истец ФИО1, проживающий по адресу: <...>, посредством электронной почты направил на электронный адрес комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области заявление о намерении участвовать в аукционе.

В письме от 27 января 2021 года, адресованном ФИО1, указано, что статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года № 7 не предусмотрен порядок и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В связи с несоблюдением порядка и способов подачи заявления о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в рассмотрении заявления отказано.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, обязании рассмотреть заявление, районный суд исходил из того, что заявление ФИО1 о намерении участвовать в аукционе подано без соблюдения официально установленного порядка. Действия административного ответчика соответствуют требованиям законодательства, сведений о нарушении прав административного истца в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, считает их правильными, основанными на законе и материалах дела.

В соответствии с пунктом 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года № 7.

Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.

Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации).

Уставом муниципального образования «Камызякский район», принятым Решением Совета муниципального образования «Камызякский район» от 6 мая 2019 года № 316 также установлено, что к вопросам местного значения Камызякского района относится управление и распоряжение земельными участками (подпункт «а» пункта 3 части 3 статьи 48).

Уполномоченный орган наделен правом определения способа подачи заявлений лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Для участия в аукционе администрацией муниципального образования «Камызякский район» установлен особый порядок обращения, что соответствует пункту 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, Уставу муниципального образования «Камызякский район».

Между тем вышеуказанные нормы закона административным истцом не выполнены.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Совокупности обстоятельств, установленных вышеуказанными нормами закона, являющихся основанием для признания незаконным отказа в рассмотрении обращения ФИО1 о намерении участвовать в аукционе, по настоящему делу не имеется, в связи с чем районный суд обоснованно пришел к выводу об оставлении заявленных административных исковых требований без удовлетворения.

Сведений о том, что при осуществлении права на обращение заявитель не может реализовать, предусмотренную законом возможность участия в аукционе по продаже права аренды земельных участков в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ограничен способ подачи заявления на участие в аукционе, являются несостоятельными, поскольку реализация права заявителя на участие в аукционе связана с соблюдением установленного административным ответчиком порядка его проведения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что не учтены нормы Федерального закона «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об электронной подписи», принятые решения УФАС и судебные решения, также несостоятельны, поскольку регулирование административного правоотношения основано на нормах земельного законодательства, предусматривающие особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

При этом специальные нормы, устанавливающие особенности предоставления таких земельных участков определяются органами местного самоуправления.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.

Разрешая спор, районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Камызякского районного суда Астраханской области от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО1 ФИО13 по доверенности Захарченя ФИО12 – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Стёпин А.Б.

Судьи областного суда: Лаврова С.Е.

Берстнева Н.Н.