Судья Ефанов В.А. дело № 33а – 39424/2019 (№ 2а-3942/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при ведении протокола
помощником судьи Горб Е.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Цветной бульвар» ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Цветной бульвар» обратилось в суд с административным исковым заявлением к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления по г. Сочи ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю о признании предписания незаконным.
В обоснование своих требований ссылается на то, что административному истцу вменяются нарушения, связанные с расположением торговых павильонов относительно соседних сооружений.
При этом, административный ответчик обосновывает свою правовую позицию СП 4.13130.213 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара ан объекты защиты. Требования к объектам-планировочным и конструктивным решениям».
Но данные правила не могут быть распространены в данном случае, так как торговые павильоны были оборудованы в 2006 году, а правила действуют с 2013 года.
ООО «Цветной бульвар» не согласно с действиями административного ответчика, в связи с чем, обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просит суд признать предписание отдела надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <...> управления МЧС РФ по Краснодарскому краю <...> от 21.05.2019г. незаконным.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 августа 2019 года административный иск ООО «Цветной бульвар» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления по г. Сочи ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю о признании предписания незаконным оставлено без удовлетворения.
С указанным решением суда не согласился генеральный директор ООО «Цветной бульвар» ФИО1 и подал апелляционную жалобу, в которой ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований ООО «Цветной бульвар», судом первой инстанции установлено, что эксплуатация нестационарного торгового объекта административным истцом начата в 2015 году и при каждой новой эксплуатации размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Сочи должно соответствовать пожарным, требованиям законодательства Российской Федерации, действующих на момент эксплуатации.
Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также на неправильном применении норм материального права.
Так, из материалов дела следует, что Постановлением главы <...> Краснодарского края от 24.01.2005г. <...> «Об утверждении дислокации мелкорозничной торговой сети, расположенной на территории <...> на 2005 год» утверждена дислокация стационарных объектов мелкорозничной торговли (услуг), разрешенных к размещению на территории <...> на 2005 год, дислокация стационарных объектов мелкорозничной торговли (услуг) на территории <...>, подлежащих модернизации в 2005 году. ООО «Цветной бульвар» разрешено размещение объекта мелкорозничной торговли (услуг) сроком до 31.12.2005г.
На основании указанного разрешения на размещение объекта мелкорозничной торговли (услуг) для рассмотрения согласования в установленном порядке архитектурно-планировочного решения с заинтересованными организациями <...> по заказу ООО «Цветной бульвар» архитектором < Ф.И.О. >5 в соответствии с действующими на территории РФ в 2005 году нормами и правилами проектирования, обеспечивающими безопасность и здоровье людей при эксплуатации сооружения разработан эскизный проект по размещению временного торгового образования по <...> (в районе жилого дома <...>) в <...>.
Согласно заключению начальника отдела государственного пожарного надзора управления государственного пожарного надзора ГУ ГО и ЧС Краснодарского края МЧС России от 11.03.2005г. в результате рассмотрения проекта блока торговых павильонов с благоустройством в проходе между <...>, выполненным Г< Ф.И.О. >6 А.П., отделом ГПН <...> предпринимателю < Ф.И.О. >4 предложено предусмотреть противопожарные расстояния до существующих зданий и сооружений в соответствии со СНиП <...>-89*.
В настоящее время ООО «Цветной бульвар» осуществляет торговлю из нестационарного торгового объекта, павильонов, по адресу: <...> бульвар, переход на <...> на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности либо государственная собственность на который не разграничена <...> от 07.12.2015г., заключенного между администрацией Центрального внутригородского района <...> и ООО «Цветной бульвар» на период с 18.12.2015г. по 15.12.2020г., в соответствии с постановлением администрации <...> от 30.12.2013г. <...> «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования <...>, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», постановлением администрации <...> от 24.04.2014г. <...> «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Сочи».
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Согласно статье 1 Федерального закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статей 37 и 38 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (статья 6 Федерального закона № 69-ФЗ, подпункт «е» пункта 9 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012г. <...>).
Положение ст. 17, ст. 18 Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено, что должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении проверки обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения, доказывать обоснованность своих действий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В рамках Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» старшим инспектором отдела НД и ПР управления по <...> капитаном внутренней службы < Ф.И.О. >7 21.05.2019г. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Цветной бульвар» на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В результате проверки инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <...> ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю ООО «Цветной бульвар» выдано предписание от 21.05.2019г. <...> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, из которого следует, что при размещении торговых павильонов, расположенных по <...>, необходимо обеспечить минимальное противопожарное расстояние до гаражей, которое должно составлять не менее 6 метров (фактическое расстояние при размещении торговых павильонов составляет 0,4м-1,2м), что является нарушением ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от <...>) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3, п. 4.12 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013г. <...>.
Применение настоящего Свода правил обеспечивает соблюдение требований к объемно-планировочным и конструктивным решениям по ограничению распространения пожара в зданиях и сооружениях, установленных Федеральным законом от 22.07.2008г. <...>-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в части принятия объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих ограничение распространения пожара.
Указанные Правила утверждены и введены в действие с 29.07.2013г.
Между тем, из представленных материалов дела судом апелляционной инстанции усматривается, что торговые павильоны по ул. <...>ю 90 кв.м, установлены до начала действия вышеуказанных правил, что подтверждается разрешениями на право размещения объекта мелкорозничной торговли (услуг) от 11.06.2010г. <...>, от 10.03.2011г. <...>, от 06.04.2012г. <...>, от 14.05.2013г. <...>, выданными ООО «Цветной бульвар» главой администрации <...>.
В соответствии с постановлением администрации <...> от 30.12.2013г. <...> «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования <...>, на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности» был заключен Договор от 02.06.2014г. <...> о размещении нестационарного торгового объекта (по <...>) между администрацией Центрального внутригородского района <...> и ООО «Цветной бульвар» сроком до 31.12.2014г.
Затем между администрацией Центрального внутригородского района <...> и ИП < Ф.И.О. >4 от 07.12.2015г. заключен договор <...> на размещение нестационарного торгового объекта (по <...>) сроком до <...>.
Вместе с тем, поскольку принадлежащие ООО «Цветной бульвар» торговые павильоны установлены до вступления в силу Свода правил 4.13130.2013, их эксплуатация административным истцом соответствует требованиям пожарной безопасности, предусмотренным законодательством, действовавшим на момент размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, предписание инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы Управления по <...> ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю от 21.05.2019г. <...> по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное ООО «Цветной бульвар», не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований ООО «Цветной бульвар», судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неверному толкованию норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу генерального директора ООО «Цветной бульвар» ФИО1 удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 августа 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление ООО «Цветной бульвар» к отделу надзорной деятельности и профилактической работы Управления по г. Сочи ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю о признании предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности незаконным удовлетворить.
Признать незаконными предписание инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы Управления по г. Сочи ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю от 21.05.2019г. № 115/1/1, выданное ООО «Цветной бульвар» по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Обязать инспектора отделения надзорной деятельности и профилактической работы Управления по г. Сочи ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Цветной бульвар».
Председательствующий
Судьи