ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-3944/19 от 04.03.2020 Архангельского областного суда (Архангельская область)

<данные изъяты> Дело №2а-3944/2019 <данные изъяты>

<данные изъяты> Дело №33а-1464/2020 4 марта 2020 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Брагина А.А.,

судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 4 марта 2020 года в городе Архангельске административное дело по апелляционным жалобам Отделения (территориального – г. Архангельск) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 сентября 2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 17 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Лебедев Л.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделению (территориальному – г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании незаконными действий по снятию его с учета нуждающихся в жилом помещении, об обязании отменить решение от 29.04.2019 о снятии его с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и восстановить на учете нуждающихся.

Требования мотивирует тем, что он имеет право на получение жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Решением от 09.12.2014 Отделения (территориального – г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ он с 09.09.2014 принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 2 человека.

Уведомлением от 19.12.2014 изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением Отделения (территориального – г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ от 29.04.2019 он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. В качестве основания для снятия с учета нуждающихся указано на выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (правовое заключение юрисконсульта Отделения (юридическое) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ) с приложением правого заключения юрисконсульта Л. Дорошенко. Как указано в данном заключении, согласно выписке из ЕГРН, Лебедевой Н.Д. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Дата регистрации прекращения права на данный объект – 10.10.2014.

Полагает решение незаконным, нарушающим его жилищные права, поскольку объект, расположенный по адресу: <адрес>, ранее принадлежащий его супруге, не являлся жилым домом, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

К участию в деле в качестве ответчиков привлечены начальник Отделения (территориального – г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ Скворцова Н.С. и ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ, в качестве заинтересованных лиц – Филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Лебедева Н.Д.

Лебедев Л.К. в суд первой инстанции не явился, его представитель Щербакова О.В. в судебном заседании иск поддержала. Пояснила, что оспариваемое решение нарушает право административного истца на получение жилищной субсидии.

Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно представленным возражениям начальник Отделения (территориального – г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ Скворцова Н.С., ФГКУ «Северрегионжилье» иск не признали.

Суд принял решение, которым постановлено: «административное исковое заявление Лебедева Л.К. к Отделению (территориальному, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, начальнику отделения (территориальному, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Скворцовой Н.С. о признании незаконными действий начальника отделения, связанных с принятием решения от 29 апреля 2019 года о снятии его с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании восстановить нарушенное право удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника отделения (территориального, г. Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 29 апреля 2019 года о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Лебедева Л.К. составом семьи два человека, включая Лебедеву Н.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в едином реестре военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях с 09.09.2014.

Об исполнении решения суда административные ответчики обязаны сообщить в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» за счёт средств, предусмотренных на финансирование Федерального государственного казённого учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в пользу Лебедева Л.К. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей».

С данным решением не согласились Отделение (территориальное – г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ и в поданных апелляционных жалобах просят его отменить.

Доводы жалоб сводятся к тому, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежащее на праве собственности жене административного истца, согласно выписке из ЕГРН, указано как «жилой дом» и было отчуждено Лебедевой Н.Д. 10.10.2014, соответственно, на момент вынесения оспариваемого решения 5-летний срок ухудшения жилищных условий не истек. Таким образом, не учитывать данное жилое помещение при расчете уровня обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью оснований не имелось.

Кроме того, ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ в апелляционной жалобе указало на то, что суд, возложив обязанности по восстановлению нарушенных прав истца на ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ не учел, что истец не заявлял требования о привлечении учреждения к участию в деле в качестве ответчика, а оспаривал решение начальника Отделения (территориального – г. Архангельск).

Поскольку Лебедев Л.К. не обращался в ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ с вопросом о принятии его на соответствующий учет, должностными лицами учреждения каких-либо прав истца не нарушено. Отсутствие доказательств нарушения прав истца со стороны ответчика является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска.

В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы Отделения (территориального – г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ представитель административного истца просит решение суда оставить без изменения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленные возражения, заслушав представителя административного истца Щербакову О.В., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что Лебедев Л.К. в период прохождения военной службы 09.09.2014 был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения на состав семьи 2 человека, в том числе его супруга Лебедева Н.Д., с нормой предоставления площади жилого помещения не более 30,4 кв. м (18*2+9)-14,6 на основании решения Отделения от 09.12.2014.07.12.2014 административный истец досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение постоянной жилой площади. Выслуга лет в ВС календарная – 15 лет 3 месяца, в льготном исчислении – 26 лет 1 месяц.

Уведомлением от 19.12.2014 изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением начальника Отделения от 29.04.2019 он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Основанием для снятия послужило правовое заключение юрисконсульта Отделения (юридическое) ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ Л. Дорошенко о превышении уровня обеспеченности общей площади жилого помещения административного истца и члена его семьи размера учетной нормы, установленной в г. Северодвинске (12 кв. м на одного человека). Указано на выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Как отражено в данном заключении, согласно выписке из ЕГРН, Лебедевой Н.Д. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Дата регистрации прекращения права на данный объект – 10.10.2014.

С учетом указанных жилых помещений ответчик пришел к выводу о том, что общее количество площади, необходимой для учета при рассмотрении возможности обеспечения, составляет 44,63 кв. м (30+14,63).

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из неправомерности действий по снятию Лебедева Л.К. с учета нуждающихся в жилом помещении.

Судебная коллегия с выводом суда согласна.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно абзацу 13 п. 1 ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу положений абзаца 3 п. 1 ст. 15 Закона №76-ФЗ военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством РФ, которое постановлением от 03.02.2014 №76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (далее – Правила).

Согласно п. п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (42 кв. м на семью из двух человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.

Следовательно, при расчете размера жилищной субсидии учету подлежит принадлежащая военнослужащему и (или) членам его семьи жилая площадь на праве собственности и (или) занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем, и в отношении которой не дано обязательство о ее освобождении.

Таким образом, Правительство РФ предусмотрело для военнослужащих и членов их семей, претендующих на получение жилищной субсидии, возможность реализовать указанную социальную гарантию, в том числе и с учетом их обеспеченности жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности.

Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Установлено, что Лебедевой Н.Д. по сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРН, до 10.10.2014 принадлежало здание (назначение объекта «жилой дом»), расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно ответу Управления Росреестра по Архангельской области и НАО от 27.11.2017 в сведения об объекте, содержащиеся в ЕГРН, внесены изменения: в графе наименование объекта недвижимости «жилой дом» изменено на «жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке», также в кадастр недвижимости внесены сведения о назначении объекта – «жилое строение» с учетом информации, содержащейся в декларации об объекте недвижимого имущества от 21.05.2009, помещенной в реестровое дело ЕГРН.

Следовательно, на момент постановки на учет Лебедева Л.К. у его супруги не имелось в собственности жилого дома.

В связи с изложенным ответчик при определении нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения необоснованно учел наличие у Лебедевой Н.Д. жилого строения, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, оснований для снятия с учета нуждающихся в жилом помещении семьи административного истца не имелось.

Доводы о том, что ФГКУ «Северрегионжилье» Министра обороны РФ не является надлежащим ответчиком, судебной коллегией не принимаются, поскольку основанием для снятия Лебедева Л.К. послужило правовое заключение юрисконсульта ФГКУ «Северрегионжилье» Министерства обороны РФ Л. Дорошенко. Мер по восстановлению в реестре на получение жилищной субсидии учреждением не принято.

Судом при рассмотрении дела не допущено нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 25 сентября 2019 года, с учетом определения об исправлении описки от 17 января 2020 года, оставить без изменения, апелляционные жалобы Отделения (территориального – г. Архангельск) ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Брагин

Судьи Н.П. Рассошенко

Т.Н. Рудь